Приветствую, дорогие читатели! Книгу главного маршала авиации Александра Голованова делает знаменитой не только тема и автор, но одна цитата. Вот она:
— Я знаю, — начал он, — что, когда меня не будет, не один ушат грязи будет вылит на мою голову. — И, походив немного, продолжал: — Но я уверен, что ветер истории все это развеет...
Эта очень знаменитая цитата Сталина. Правда, историки говорят, что он её не произносил. Вроде как её придумал литератор Феликс Чуев. Но об этом чуть позже.
Сначала о книге. Естественно, я взялась её читать отнюдь не из интереса к нашей славной авиации, а из-за того, что автор (Александр Голованов) работал под непосредственным контролем Сталина и много чего интересного о нём написал.
Несмотря на то, что я далека от военной тематики, рассказ об Авиации дальнего действия был очень интересным. История самой этой структуры (Авиация дальнего действия — это по сути АОН (армия особого назначения)), история Голованова, его карьерный взлёт — это история типичная для того времени. Хотя нам она кажется невероятной, потому что Голованов в годы войны вырос в звании от полковника до Главного маршала авиации и он создал, естественно с поддержкой правительства и партии, и командовал уникальной боевой армией, которую боялись враги и воспевали союзники.
Всё началось с разговора в новогоднюю ночь 1941 г. Голованов в одной компании встретился с генеральным инспектором ВВС Яковом Владимировичем Смушкевичем. И Смушкевич посоветовал Голованову написать письмо Сталину о том, что у нас плохо обстоят дела со слепыми полётами по радионавигационным приборам и что необходимо эту ситуацию исправить. Голованов сначала оторопел от предложения Смушкевича, но так как был человеком неравнодушным к нашей авиации, письмо всё-таки написал:
«Товарищ Сталин!
Европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация при умелом, конечно, ее использовании.
Англичане безошибочно летают на Берлин, Кельн и другие места, точно приходя к намеченным целям, независимо от состояния погоды и времени суток. Совершенно ясно, что кадры этой авиации хорошо подготовлены и натренированы.
В начале войны с белофиннами мной была выдвинута идея полетов в глубокие тылы белофиннов, используя радионавигацию, для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбометания. Этот план докладывали Вам, после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Ввиду того что мы летали на самолете «дуглас» без всякого сопровождения и вооружения, летали мы только при плохих метеоусловиях, пользуясь исключительно радионавигацией.
Много полетов было проведено нами по тылам белофиннов, вплоть до Ботнического залива, как днем, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в точно намеченных местах, и это лишний раз подтвердило всю важность и эффективность радионавигации.
Будучи на приеме у тов. Жданова, я выдвигал вопрос, чтобы нам были приданы бомбардировщики для вождения их на цели. Тов. Жданов дал задание проработать этот вопрос, но он так и остался нерешенным, и, таким образом, вторая часть задачи осталась невыполненной.
На сегодня с каждым днем диктуется необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях и точно прилетать на цели, которые ей указаны, независимо от метеорологических условий. Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т. д. и т. п., не говоря уже о возможности десантных операций.
Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за организацию и организовать соединение в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений.
Дело это серьезное и ответственное, но, продумав все как следует, я пришел к твердому убеждению в том, что если мне дадут полную возможность в организации такого соединения и помогут мне в этом, то такое соединение вполне возможно создать. По этому вопросу я и решил, товарищ Сталин, обратиться к Вам.
Летчик Голованов. Место работы — Аэрофлот (эскадрилья особого назначения)».
Вот с этого письма началась славная история Авиации дальнего действия. Голованов уже был, к тому времени, человеком заслуженным: в 20-е годы он активно работал в Нижегородском горкоме комсомола, участвовал в борьбе с контрреволюцией и саботажем; был в частях особого назначения — ЧОНе, затем в известной дивизии им. Дзержинского; боролся с басмачеством в Средней Азии; в 30-е годы научился пилотировать самолёт; потом работал в Московском управлении ГВФ; учился в высшей школе летной подготовки в Батайске; выполнял правительственные задания в Каракумах на ТБ-3; получил назначение в Иркутск начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ. Поэтому его письмо не оставили без внимания и он был приглашён на приём к Сталину в Кремль. После этого появился отдельный 212-й полк, затем создали дивизию — Авиацию дальнего действия, а в 1944 г. её преобразовали в 18-ю воздушную армию.
Сложно себе представить такую же ситуацию в наше время: вот напишет кто-нибудь письмо о чём-то важном и отправит на самый верх, и что будет? Скорее всего, его заметут под ковёр. Может быть, может быть, всё-таки прислушаются и начнут что-то делать. Но с какой долей вероятности поставят руководить важным делом того же человека, который внёс предложение? Скорее всего, проект возглавит кто-то из своих, власть имущих, (да ещё и деньги с проекта воровать будут), а тот, кто предложил, будет на вторых ролях. А может, и ни на каких ролях не будет. Поэтому история Голованова и АДД безусловно яркая, но типичная для того невероятного времени и совершенно невероятная для наших тёмных времён.
Сам рассказчик располагает к себе, он человек интересный, глубокий, благодарный. Он очень много пишет о своих сослуживцах, о лётчиках. Рассказывает о сложных заданиях. Приводит множество фамилий тех, кто был награждён. То есть Александр Евгеньевич писал не для того, чтобы прославить себя. О его собственных заслугах в книге совсем немного. Он писал ради своих товарищей, ради того, чтобы справедливо осветить роль Сталина в Великой Отечественной войне.
Голованов много пишет о Сталине, который был его непосредственным начальником. Отношение к Иосифу Виссарионовичу у Александра Евгеньевича менялось с годами. Дело в том, что он чуть не попал в маховик репрессий и только благодаря своим товарищам, с которыми он служил ещё в ЧК, успел избежать ареста и уехать вовремя из Иркутска. Из-за перенесённых испытаний Голованов считал, что Сталин человек без души и сердца, который проводит политику индустриализации и коллективизации, ни с чем и ни с кем не считаясь. Этакий властелин, которого не интересуют страдания тех людей, в верности которых нельзя было сомневаться, по мнению Голованова. Но реальность оказалось совсем другой. Особенно, когда увидел, как Сталин переживает, что в окружение попало 16 дивизий под Вязьмой. В дальнейшем маршал стал очень уважать Сталина, называть его изумительным человеком. Голованов рассказывает нам о стиле работы Верховного, как он был требователен и к себе, и к другим, как умел работать, несмотря ни на что, как заботился о подчинённых, каким хорошим руководителем он был, как он умел сплачивать людей, как много знал. Кстати, именно умение самоотверженно и продуктивно работать и вызывает у людей уважение. Люди видели, что всё своё время и силы Сталин посвящает своей работе, делу всей его жизни.
Голованов остался верен Сталину, за что и поплатился при Хрущеве. Маршал был в опале, мемуары полностью напечатать не дали.
В книге есть множество интересных моментов нашей истории: встречи Сталина с иностранными дипломатами (случай, как Черчилль и Сталин пили на приёме), подготовка полёта Молотова в Америку, бомбардировки немецких городов, помощь партизанам и нашим, и югославским, полёт в Тегеран, описания разных битв, характеристики наших полководцев и многое другое.
Очень интересен случай с нашей знаменитой лётчицей Гризодубовой. Она возглавляла полк в Авиации дальнего действия и... накатала жалобу на Голованова и, пользуясь своими связями, протолкнула её прямо Верховному. Гризодубова утверждала, что её специально задвигают, не дают звание генерала, что её полку не присваивают почётное звание, что непосредственный командир к ней пристаёт. Было проведено расследование и выяснилось, что она во время боевых действий постоянно покидала полк (что категорически нельзя было делатьв военное время), в полку состояние дел было плачевным, награды Гризодубова получала через голову командования. Голованов приводит этот случай, как показатель того, что в то время, невзирая на заслуги, Звёзды, ордена, положение, все должны были нести ответственность за свои поступки. Никакие предыдущие заслуги не являются вечным капиталом, человек должен постоянно работать над собой, иначе получится история Гризодубовой.
Также мы узнаём, что Александр Евгеньевич, мужчина в расцвете сил, на войне сильно пошатнул здоровье, хотя он не в окопе сидел. У Голованова из-за практически круглосуточной работы началась жуткие приступы, которые удалось купировать только через годы. Я представляю, как пострадало здоровье Сталина, раз с молодым мужчиной такое случилось.
Вернёмся к знаменитой фразе о том, что ветер истории развеет всю грязь, которую вылили на Сталина после его смерти. Историки считают, что Сталин такого не говорил, дескать, фраза придумана Феликсом Чуевым, который помогал Голованову с мемуарами. Подобная же фраза появилась и в книге Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым» (хотя во время прочтения я её не помню, может, просто внимания не обратила). Да, любые мемуары не являются источником со стопроцентной достоверностью, их всегда проверяют. Но, если честно, я не совсем понимаю, на основании чего был сделан вывод, что фраза выдумана. Доказать, без конкретных документов это невозможно. Может и выдумана, но я пока не встречалась с доказательствами этого. Может, её просто ставят под сомнение, может фраза звучала не совсем так, как в книгах. Короче, пока это тайна, покрытая мраком.
Да и маршал Голованов это не тот человек, которым можно было легко манипулировать. У меня, как всегда, благодаря книге «Воспоминания о Всеволоде Кочетове», есть эксклюзив. Дело в том, что часть мемуаров А. Е. Голованова выходила в журнале «Октябрь», который редактировал писатель Всеволод Кочетов, и в статье «Цельность» главный маршал авиации об этом рассказывает. И стиль совпадает с тем, что мы видим в книге «Дальняя бомбардировочная». Упоминается Феликс Чуев, который попросил Голованова почитать его сочинения и направил их в «Октябрь», но в журнале с маршалом работали разные редактора. Голованов пишет, что Всеволод Кочетов называл его трудным автором, потому что Александр Евгеньевич часто спорил с редакторами. Ну, то есть вряд ли без согласия маршала можно было внести или убрать какую-то фразу. Возможно, фразу можно было сделать более литературно красивой, но Кочетов как раз предостерегал маршала от того, чтобы его записки «раскрашивали», иначе теряется отпечаток личности автора. Также Кочетов сделал Голованову комплимент, что он отлично пишет диалоги, как драматург, на что маршал сказал, что он их воспроизводит по памяти. Как написал Голованов: не он, а жизнь сочиняла эти диалоги. Да и Феликс Чуев у нас получается гениальным литератором и серым кардиналом, если взять за истину то, что он всё и везде придумал и воспроизвёл три совершенно разных речевых образца (Голованова, Молотова и Кагановича) и многие подробности из их жизней.
Очень рекомендую вам «Дальнюю бомбардировочную». Написано очень хорошо, очень обаятельный рассказчик, много всего интересного. Получите большое удовольствие и в очередной раз почувствуете гордость за предков.
Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
"Основное в ленинизме (Сталин)" 1 том
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Бесплатно скачать брошюру можно здесь
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: