Найти в Дзене
А был ли Яльчик?

«Государство "Российская Федерация"» - современное искусство вдоль железных дорог

Сегодня катались на лыжах в Юдино, на стадионе Локомотив. И тут глаз задержался на надписи, нанесенной на ограде стадиона из типичного забора "ПО-2" И тут я вспомнил, что где-то я это уже видел. Очень часто. Очень много раз. Во времена моего студенчества эта надпись в очень небольших вариациях мелькала то на одном заборе, то на другом - вдоль западного направления железной дороги, примерно от Адмиралтейской слободы и вплоть до Зеленого дола. Минимум разнообразия, навязчивость повторяемых вариантов не оставляли надежд, что наносивший надписи человек был здоров и в порядке. И вот эти непременные кавычки - обязательно «ёлочки» и "лапки", и в их употреблении был неведомый нам строй, порядок и сумрачная задумка. Собственно поэтому, и не так уж важно было, что именно сподвигало его на эти надписи? Как и когда он их наносил - под покровом ночи или не стесняясь, гордо обозначая свою цель, или, может, юля и придумывая заставшим его окружающим каждый раз новую легенду? Мы, проезжая мимо, неловко

Сегодня катались на лыжах в Юдино, на стадионе Локомотив. И тут глаз задержался на надписи, нанесенной на ограде стадиона из типичного забора "ПО-2"

Надпись гласила: "Государство "Российская Федерация" (РСФСР), и далее российский флаг
Надпись гласила: "Государство "Российская Федерация" (РСФСР), и далее российский флаг

И тут я вспомнил, что где-то я это уже видел. Очень часто. Очень много раз.

Во времена моего студенчества эта надпись в очень небольших вариациях мелькала то на одном заборе, то на другом - вдоль западного направления железной дороги, примерно от Адмиралтейской слободы и вплоть до Зеленого дола. Минимум разнообразия, навязчивость повторяемых вариантов не оставляли надежд, что наносивший надписи человек был здоров и в порядке. И вот эти непременные кавычки - обязательно «ёлочки» и "лапки", и в их употреблении был неведомый нам строй, порядок и сумрачная задумка.

Собственно поэтому, и не так уж важно было, что именно сподвигало его на эти надписи? Как и когда он их наносил - под покровом ночи или не стесняясь, гордо обозначая свою цель, или, может, юля и придумывая заставшим его окружающим каждый раз новую легенду?

Мы, проезжая мимо, неловко смотрели друг на друга и не обсуждали эту тему вслух - как здоровые люди не обсуждают стигмы. А так, интересно, конечно, было - с какой вообще модальностью писались надписи? Форма поддержки - но зачем тогда вот эти кавычки? Форма осуждения, причем целых две, с двух сторон, со стороны "граждан СССР" и "граждан Татарстана" - тогда зачем явная прорисовка символики, этот флаг?

На самом деле, послание было неординарно по этим признакам - оно забивало в человеке "спам-фильтр" и, как говорят программисты про необработанный кусочек логики, от которой программа падает и дальше не работает - вызывало исключение. Короче, ломало встроенную в человека систему "свой-чужой". Во времена раннего почтового спама подобным искусством обладал спамер по имени Фокс Йовович - его странные бессмысленные письма, однозначно почтовый спам, прорывались через спам-фильтры, а участвуя в выборке обучения, будучи помечены как спам снижали эффективность отфильтровывания уже спама настоящего. Короче, наблюдение за этими надписями располагало к раздумию и рефлексии, из чего в принципе можно было бы отнести их если не к ИПСО, то к современному искусству.

А затем все поисчезало. Нет, на странные надписи, видные всем пассажирам транзитных поездов (художник выбирал галлереи с большой проходимостью) никто не закрашивал специально - вот еще один аспект этих надписей, при всей неоднозначности, совершенно непонятно, какой акт ты совершаешь, борясь с ними, чего, собственно, художнику и было надо. Просто вдоль железной дороги на большом протяжении построили шоссе, а с ним разобрали и старые заборы, и иные складские помещения. Где-то еще так и осталось, но новые уже не появляются.

А я, между тем, лихорадочно вспоминаю - а какие надписи в городе еще были, ну вот такие, неоднозначные по духу. Которые кажутся форсированной попыткой тебя затроллить, а не донести конкретную, простую и плоскую мысль (в духе "Уян, татар" под каждым мостом и "Калуга. Только они пацаны" на каждой спинке трамвая КТМ-5). И не совсем нерасшифровываемо-краткие, вроде "JF", "Malta", "Afrika" - которые вроде и не тэги группировок, вроде "ЯБ" от новотатарских...

И вспомнил!

Читайте Уголовный Кодекс РФ. Успех начинается с Кодекса!
Читайте Уголовный Кодекс РФ. Успех начинается с Кодекса!

Этой надписью был заполнен весь Вахитовский район. В отличие от "уян" и "калуги", я их даже заснял (щас думаю, что и те надо было, хотя "калуга", возможно, последняя, была где-то заснята с трамваематериалами). Конкретно эта надпись была сделана в 1 подъезде Гафури, 5. До сих пор я не знаю, кто и как, и с какой целью это писал. Что было в голове писавшего - Замысел, поломанные шестерни или Пустота? Но энергии хватало.

А потом, знаете ли, подъезды как-то подремонтировали все. И надписи стали редким явлением, и кто что напишет - сразу по камерам в домофонах вычисляют, и конкретную квартиру просят за друзьями стенки помыть. Да вроде и самих детей как будто не тянет. В прочем, у них есть интернеты, онлайн игры - тамошние стены для них релевантнее.

Некоторые "шедевры" прям жалею! Не потому что хотел бы, чтобы они остались - нет, просто интересные там завихрения. Это огромный материал для изучения содержимого головы поколения, которое предшествовало тому, что выложилось массово в интернет, сделав изучение их проще пареной репы.

Моё любимое - Храм Тель-Авив из того же Гафури, 5
Моё любимое - Храм Тель-Авив из того же Гафури, 5