В эти выходные мы наконец-то развиртуализовались с Сергеем, автором сайта https://rmostzd.ru!
Но начну издалека...
Помню, что когда поехал в свою первую поездку на поезде из Казани в Йошкар-Олу, приятно удивился ландшафту сразу после станции Зеленый Дол - выемка, по которой поезд поднимается на возвышенную террасу, была неимоверно живописная - зеленая, чиста, со сосновым редколесьем, редкими приличными пикниками, с замысловатыми выходящими в нее такими же глубокими оврагами, с зеленой травой. На косогоре примостилось кладбище и медленно, но неуклонно разрасталось в сторону железной дороги от поездки к поездке.
Мне тут было очень приятно бывать, и крайне интересно было все, что может пролить на эти места краеведение и история, но, честно, своей вотчиной я это никогда не ощущал, тем более, что и по сей день ориентируюсь в Зеленодольске отвратительно, как-то по привычным дорогам нащупывая пути к одним и тем же точкам в городе каждый раз - дом сестры жены, ДК, парк с озером, фанерный завод, мост и яхт-клуб - и совершенно не запоминая названия улицы, что на них находится и как оно раньше выглядело - между этими точками.
И тем приятнее мне было получить приглашение от Сергея съездить и посмотреть трассировки двух линий, о которых местное краеведение высказалось, что именно тут узкоколейки и были, а вот свидетельских показаний и документов не нашли совсем, а потому - точку зрения о них не форсировали и не навязывали остальным. Я понимал, что сам никак не мог бы привнести тут открытий, а насладиться плодами познания другого человека - это удовольствие )
Первым делом мы заехали забрать Сергея, и заодно посмотрели пути недалеко от его дома в поселке Мирный, те самые, с впечатления от которых мы начали рассказ. Кладбище разрослось еще сильнее, но также к железной дороге вышел и новый парк под старыми соснами, который вечером красиво светился фонариками.
Затем мы заехали в "Полукамушки", первый исторический квартал Зеленодольска. Он сейчас в самом интересном состоянии, поспешите съездить: часть уже восстановлена, и вы увидите, чем закончится полный проект восстановления. Часть - разобрана от перегородок, обрушенных срубов и служб, и вы увидите конкретно кирпичную часть. Часть - выглядят как будто только вчера в них был пожар или вчера их расселили. Можно получить представление о бытовых условиях людей, которые жили в них до последнего, а также о конструкции именно в "надстроенном состоянии". Кроме того, пристройки-службы тогда делались из бруса и досок, а сейчас восстанавливаются покрепче, срубами, так что кое-где вы увидите неудобный и не такой долговечный оригинал.
Нас привлекла вот какая деталь: дом, состоящий из 4х частей, по 3 окна по длинной стороне на каждую часть, имел следы ранних переделок: из трех окон подряд центральное было дверью, а вот с торца сейчас заложено окно, вместо которого рядом пробита дверь. Так видно на доме с разрушенными сенями. Очевидно, что при надстройке срубами оказалось удобнее сделать вход на второй этаж над входом на первый. Но и изначальное устройство кирпичного одноэтажного дома выглядело очень непрактичным: дверь между двух окон кажется хорошо вяжется с французским климатом, ну а нашим нужны сени и подальше от обитаемой комнаты.
Затем прямо оттуда мы поехали по трассе узкоколейки, которая, как считается, возила кирпичи с завода к месту постройки квартала, а потом была какое-то время пассажирской. В городе, разумеется, никаких ландшафтных следов нет, а вот за гаражами у кладбища видны следы того, что на краю террассы была сделана планировка именно под железнодорожную линию. Ниже уже заводские цеха, а спуск был или по эстакаде, или не было вообще - поднимали на тросах. Но на самой первой карте, где есть завод кирпичный и завод основной, узкоколейку в годы, когда ей уже надо бы бы быть - не отметили.
Топосъемки у нас нет, топокарты - слишком в крупном масштабе для городского объекта, карт собственно Зеленодольска нет вообще, а следующий по хронологии материал - это только немецкая аэрофотосъемка и на ней ничего не видать ( Точнее, топосъемка от 1919 года есть, и заканчивается она ровно под горой - на заводах, а терасса над ними тоже уже белое пятно:
Поэтому у нас только есть рельеф, современность, мнение и пересказы пересказов.
Мы проезжаем с улицы 1-Железнодорожная (не спроста название для улицы сильно на горе над железной дорогой?) через гаражный кооператив мимо Зеленодольского кладбища (все кладбища города удивительно ландшафтны, фотогеничны, и под сенью деревьев).
Доезжаем до конца кладбища, дальше на машине не стоит:
Предположительная трасса этой узкоколейки на немецкой аэрофотосъемке в 1942, разумеется, без утверждений, что в эти годы тут есть жд и некое жд движение - как раз уже и нет, предполагается так. Но есть остатки ранних земляных работ, как и теперь, только побольше
На нынешней карте это как-то так, но, кажется, в 42 еще видны кратчайшие пути через ныне квадратные городские кварталы
Ну а дальше мы поехали по Паратской, затем по улице Татарстан (что продолжает давно существовавшую лесную дорогу на Краснознаменский) к лесничеству, за которым оказалась грунтовая лесная дорога, крайне высокого качества до объездной. На объездной из машины догадаться, что это целый мир окружного леса Зеленодольска полон машин, гуляющих бабушек и квадроциклистов, патрулирующих полицейских вовсе не пустой и не глухой - никак нельзя. А вот теперь мы знаем и теперь и вы знаете.
Мы выходим на перекрестке двух больших просек и направляемся по диагонали между ними. На картинке снизу это красный кружок. На современном космоснимке эта диагональная просека на северо-запад тоже видна, но хуже
На местности то что мы видим, и правда выглядит как остатки железной дороги. Более того, на ней были найдены железнодорожные костыли (и выкопаны на память), а еще кое что более прямо доказывающее (и закопано для потомков).
Трассировка этой линии относится к наследию Константина Болдышева - вдохновителя казанского offroad клуба, к сожалению, покинувшего нас из-за тяжелой болезни. По ней-то мы и попытались пойти.
Через какое-то время трасса вышла к болотистой низине и... пересекла ее не огибая:
Так или иначе, просека со следами ЖД оканчивалась посреди полуострова на подковообразном болоте. Схема Константина предполагала, что за квартал до болота трасса поворачивает слегка на юг и идет внутри квартала, и тоже кончается, но мы признаков насыпи и вообще аномалий ландшафта там не нашли.
Приняв новые сведения и насладившись лесом, мы направились кратчайшей дорогой к машине, оставив цель - прогуляться по лесу и съездить на красивую достопричечательность на этих радиальных лесных дорогах. На расположенное почти в Марий Эл Солдатское озеро.
И вот, по пути к машине мы увидели вот это:
Я, честно говоря, удивился. Шариться по лесу с таким длиннючим прицепом, наверное, очень спортивно, но не шибко удобно. Должна быть веская причина. Но Сергей быстро объяснил - это собиратели чаги, древесного гриба. А лестница позволяет им забираться на любое желанное дерево! Ну а за сбором гриба едут по-спортивному, не на машине же ехать?
Между тем, эта узкоколейка оставила больше вопросов. Она, по сути, известна была только Болдышеву, случайно нашедшего его при подготовке трассы для соревнований джиперов. Старожилы и краеведы ничего про нее не говорили, даже идей не кидали. Предположили, что по ней вывозили в лесничество лес во время войны, но - это все без документов. Главная странность для этой версии - на космическом снимке 1984 трасса уже видна, а в 1942 - не видно вовсе. В 1960е качество снимков было плохое, не разглядеть, хотя может найдется снимок и прояснится. На топокарты, которых в 1942 было много, и масштаб, да расположение за пределами города позволили бы нанести ее, она не попала никак.
Мы же выехали на объездную, переехали жд Зеленый Дол - Йошкар-Ола, развернулись на кольце и углубились в лес на дорогу в Краснознаменский, маленькую деревеньку в Марий Эл, сразу за границей с Татарстаном, где лес - татарстанский, а деревня и поле - марийские.
Наша цель - свернуть не доезжая до деревни налево к озеру Солдатскому. Это огромная болотистая котловина, глубокая, не закрытая сплавниной с южного края, где под горой и обозначают это место как Солдатское озеро (названо так по инциденту с утонувшими купавшимися солдатами, а ведь наверняка какой-то автохтонное название было, скорее всего марийское).
Поели пряников, огляделись, полюбовались...
Темнеет...
Мы садимся в машину и едем обратно просеками. Слишком уж они тут хорошие - жители деревень используют как обычные дороги до дома от города. Замыкаем наш путь через озеро Чучельное - никогда бы специально не поехал, а раз уж залезли сюда, так чего бы не зайти?
Ну а потом совсем стемнело, мы вернулись в город, попрощались с Сергеем и поехали обратно в Казань. Вот такое вот времяпрепровождение - лучший способ контакта с природой в беснежный, теплы, темный и депрессивный декабрь 2025 года.