Найти в Дзене
А был ли Яльчик?

Тайные узкоколейки Зеленодольска

В эти выходные мы наконец-то развиртуализовались с Сергеем, автором сайта https://rmostzd.ru! Но начну издалека... Помню, что когда поехал в свою первую поездку на поезде из Казани в Йошкар-Олу, приятно удивился ландшафту сразу после станции Зеленый Дол - выемка, по которой поезд поднимается на возвышенную террасу, была неимоверно живописная - зеленая, чиста, со сосновым редколесьем, редкими приличными пикниками, с замысловатыми выходящими в нее такими же глубокими оврагами, с зеленой травой. На косогоре примостилось кладбище и медленно, но неуклонно разрасталось в сторону железной дороги от поездки к поездке. Мне тут было очень приятно бывать, и крайне интересно было все, что может пролить на эти места краеведение и история, но, честно, своей вотчиной я это никогда не ощущал, тем более, что и по сей день ориентируюсь в Зеленодольске отвратительно, как-то по привычным дорогам нащупывая пути к одним и тем же точкам в городе каждый раз - дом сестры жены, ДК, парк с озером, фанерный зав

В эти выходные мы наконец-то развиртуализовались с Сергеем, автором сайта https://rmostzd.ru!

Но начну издалека...

Помню, что когда поехал в свою первую поездку на поезде из Казани в Йошкар-Олу, приятно удивился ландшафту сразу после станции Зеленый Дол - выемка, по которой поезд поднимается на возвышенную террасу, была неимоверно живописная - зеленая, чиста, со сосновым редколесьем, редкими приличными пикниками, с замысловатыми выходящими в нее такими же глубокими оврагами, с зеленой травой. На косогоре примостилось кладбище и медленно, но неуклонно разрасталось в сторону железной дороги от поездки к поездке.

Мне тут было очень приятно бывать, и крайне интересно было все, что может пролить на эти места краеведение и история, но, честно, своей вотчиной я это никогда не ощущал, тем более, что и по сей день ориентируюсь в Зеленодольске отвратительно, как-то по привычным дорогам нащупывая пути к одним и тем же точкам в городе каждый раз - дом сестры жены, ДК, парк с озером, фанерный завод, мост и яхт-клуб - и совершенно не запоминая названия улицы, что на них находится и как оно раньше выглядело - между этими точками.

И тем приятнее мне было получить приглашение от Сергея съездить и посмотреть трассировки двух линий, о которых местное краеведение высказалось, что именно тут узкоколейки и были, а вот свидетельских показаний и документов не нашли совсем, а потому - точку зрения о них не форсировали и не навязывали остальным. Я понимал, что сам никак не мог бы привнести тут открытий, а насладиться плодами познания другого человека - это удовольствие )

Первым делом мы заехали забрать Сергея, и заодно посмотрели пути недалеко от его дома в поселке Мирный, те самые, с впечатления от которых мы начали рассказ. Кладбище разрослось еще сильнее, но также к железной дороге вышел и новый парк под старыми соснами, который вечером красиво светился фонариками.

Затем мы заехали в "Полукамушки", первый исторический квартал Зеленодольска. Он сейчас в самом интересном состоянии, поспешите съездить: часть уже восстановлена, и вы увидите, чем закончится полный проект восстановления. Часть - разобрана от перегородок, обрушенных срубов и служб, и вы увидите конкретно кирпичную часть. Часть - выглядят как будто только вчера в них был пожар или вчера их расселили. Можно получить представление о бытовых условиях людей, которые жили в них до последнего, а также о конструкции именно в "надстроенном состоянии". Кроме того, пристройки-службы тогда делались из бруса и досок, а сейчас восстанавливаются покрепче, срубами, так что кое-где вы увидите неудобный и не такой долговечный оригинал.

Если вам нужно историческое ощущение от Полукамушек - вот 2014 год, они вполне живы тут, и среда аутентичная. Полистайте историю в Яндекс-панорамах
Если вам нужно историческое ощущение от Полукамушек - вот 2014 год, они вполне живы тут, и среда аутентичная. Полистайте историю в Яндекс-панорамах

Нас привлекла вот какая деталь: дом, состоящий из 4х частей, по 3 окна по длинной стороне на каждую часть, имел следы ранних переделок: из трех окон подряд центральное было дверью, а вот с торца сейчас заложено окно, вместо которого рядом пробита дверь. Так видно на доме с разрушенными сенями. Очевидно, что при надстройке срубами оказалось удобнее сделать вход на второй этаж над входом на первый. Но и изначальное устройство кирпичного одноэтажного дома выглядело очень непрактичным: дверь между двух окон кажется хорошо вяжется с французским климатом, ну а нашим нужны сени и подальше от обитаемой комнаты.

Затем прямо оттуда мы поехали по трассе узкоколейки, которая, как считается, возила кирпичи с завода к месту постройки квартала, а потом была какое-то время пассажирской. В городе, разумеется, никаких ландшафтных следов нет, а вот за гаражами у кладбища видны следы того, что на краю террассы была сделана планировка именно под железнодорожную линию. Ниже уже заводские цеха, а спуск был или по эстакаде, или не было вообще - поднимали на тросах. Но на самой первой карте, где есть завод кирпичный и завод основной, узкоколейку в годы, когда ей уже надо бы бы быть - не отметили.

На карте вы эту узкоколейку не найдете пока что. Мы не нашли ни одной. На всех картах детально прорисовано подгорное пространство, да там есть железные дороги. Завод кирпичный и завод французский - имеют отношение к делу. Узкоколейка могла возить и оттуда и оттуда наверх и вглубь в полукамушки. Но они уже "на белом пятнце" и толком ничего не отмечено.
На карте вы эту узкоколейку не найдете пока что. Мы не нашли ни одной. На всех картах детально прорисовано подгорное пространство, да там есть железные дороги. Завод кирпичный и завод французский - имеют отношение к делу. Узкоколейка могла возить и оттуда и оттуда наверх и вглубь в полукамушки. Но они уже "на белом пятнце" и толком ничего не отмечено.

Топосъемки у нас нет, топокарты - слишком в крупном масштабе для городского объекта, карт собственно Зеленодольска нет вообще, а следующий по хронологии материал - это только немецкая аэрофотосъемка и на ней ничего не видать ( Точнее, топосъемка от 1919 года есть, и заканчивается она ровно под горой - на заводах, а терасса над ними тоже уже белое пятно:

-4

Поэтому у нас только есть рельеф, современность, мнение и пересказы пересказов.

Мы проезжаем с улицы 1-Железнодорожная (не спроста название для улицы сильно на горе над железной дорогой?) через гаражный кооператив мимо Зеленодольского кладбища (все кладбища города удивительно ландшафтны, фотогеничны, и под сенью деревьев).

Явно узкая выемка делалась под что-то железнодорожное
Явно узкая выемка делалась под что-то железнодорожное

Доезжаем до конца кладбища, дальше на машине не стоит:

-6
Впереди насыпи - и по ней проходим еще дальше, пока не упираемся в явный тупик, ниже которого территории заводов и возможно был мостик через овраг.
Впереди насыпи - и по ней проходим еще дальше, пока не упираемся в явный тупик, ниже которого территории заводов и возможно был мостик через овраг.

Предположительная трасса этой узкоколейки на немецкой аэрофотосъемке в 1942, разумеется, без утверждений, что в эти годы тут есть жд и некое жд движение - как раз уже и нет, предполагается так. Но есть остатки ранних земляных работ, как и теперь, только побольше

Выглядит логично - пытались по одной высоте провести. Кстати. почему-то именно окрестности Зеленодольска выпали из привязок немецкой АФС к современным картам. Надо будет этот лист - обращайтесь.
Выглядит логично - пытались по одной высоте провести. Кстати. почему-то именно окрестности Зеленодольска выпали из привязок немецкой АФС к современным картам. Надо будет этот лист - обращайтесь.

На нынешней карте это как-то так, но, кажется, в 42 еще видны кратчайшие пути через ныне квадратные городские кварталы

-9
Вот такой вот "урман авызы"  принимал железную дорогу со стороны стадиона и парка "Родина"
Вот такой вот "урман авызы" принимал железную дорогу со стороны стадиона и парка "Родина"

Ну а дальше мы поехали по Паратской, затем по улице Татарстан (что продолжает давно существовавшую лесную дорогу на Краснознаменский) к лесничеству, за которым оказалась грунтовая лесная дорога, крайне высокого качества до объездной. На объездной из машины догадаться, что это целый мир окружного леса Зеленодольска полон машин, гуляющих бабушек и квадроциклистов, патрулирующих полицейских вовсе не пустой и не глухой - никак нельзя. А вот теперь мы знаем и теперь и вы знаете.

Мы выходим на перекрестке двух больших просек и направляемся по диагонали между ними. На картинке снизу это красный кружок. На современном космоснимке эта диагональная просека на северо-запад тоже видна, но хуже

Запомните снимок, мы к нему еще вернемся.
Запомните снимок, мы к нему еще вернемся.

На местности то что мы видим, и правда выглядит как остатки железной дороги. Более того, на ней были найдены железнодорожные костыли (и выкопаны на память), а еще кое что более прямо доказывающее (и закопано для потомков).

Выемка с кюветами
Выемка с кюветами

Трассировка этой линии относится к наследию Константина Болдышева - вдохновителя казанского offroad клуба, к сожалению, покинувшего нас из-за тяжелой болезни. По ней-то мы и попытались пойти.

Насыпь
Насыпь

Через какое-то время трасса вышла к болотистой низине и... пересекла ее не огибая:

На космоснимке 1984 года
На космоснимке 1984 года
В реале
В реале
По краям болотина
По краям болотина
Нам повезло, электрики срубили поросль
Нам повезло, электрики срубили поросль
И дальше в лес, пока не станет обычной просекой опять
И дальше в лес, пока не станет обычной просекой опять

Так или иначе, просека со следами ЖД оканчивалась посреди полуострова на подковообразном болоте. Схема Константина предполагала, что за квартал до болота трасса поворачивает слегка на юг и идет внутри квартала, и тоже кончается, но мы признаков насыпи и вообще аномалий ландшафта там не нашли.

На космоснимке 1984 и правда есть некая тропинка чуть по диагонали, южнее квартальной просеки, но от нее сейчас не осталось ничего. Исследования Константина, так-то, были ближе к 1984, чем к 2025, так что может быть он это и застал.
На космоснимке 1984 и правда есть некая тропинка чуть по диагонали, южнее квартальной просеки, но от нее сейчас не осталось ничего. Исследования Константина, так-то, были ближе к 1984, чем к 2025, так что может быть он это и застал.

Приняв новые сведения и насладившись лесом, мы направились кратчайшей дорогой к машине, оставив цель - прогуляться по лесу и съездить на красивую достопричечательность на этих радиальных лесных дорогах. На расположенное почти в Марий Эл Солдатское озеро.

Уворачиваемся от мотокроссовых мотоциклов на широких просеках
Уворачиваемся от мотокроссовых мотоциклов на широких просеках

И вот, по пути к машине мы увидели вот это:

Велосипед с длинномерным прицепом-лестницей
Велосипед с длинномерным прицепом-лестницей

Я, честно говоря, удивился. Шариться по лесу с таким длиннючим прицепом, наверное, очень спортивно, но не шибко удобно. Должна быть веская причина. Но Сергей быстро объяснил - это собиратели чаги, древесного гриба. А лестница позволяет им забираться на любое желанное дерево! Ну а за сбором гриба едут по-спортивному, не на машине же ехать?

Глобальное расположение второй узкоколейки. Между объездной, Зеленодольском и Волжском
Глобальное расположение второй узкоколейки. Между объездной, Зеленодольском и Волжском

Между тем, эта узкоколейка оставила больше вопросов. Она, по сути, известна была только Болдышеву, случайно нашедшего его при подготовке трассы для соревнований джиперов. Старожилы и краеведы ничего про нее не говорили, даже идей не кидали. Предположили, что по ней вывозили в лесничество лес во время войны, но - это все без документов. Главная странность для этой версии - на космическом снимке 1984 трасса уже видна, а в 1942 - не видно вовсе. В 1960е качество снимков было плохое, не разглядеть, хотя может найдется снимок и прояснится. На топокарты, которых в 1942 было много, и масштаб, да расположение за пределами города позволили бы нанести ее, она не попала никак.

Мы же выехали на объездную, переехали жд Зеленый Дол - Йошкар-Ола, развернулись на кольце и углубились в лес на дорогу в Краснознаменский, маленькую деревеньку в Марий Эл, сразу за границей с Татарстаном, где лес - татарстанский, а деревня и поле - марийские.

Дорожка к озеру
Дорожка к озеру

Наша цель - свернуть не доезжая до деревни налево к озеру Солдатскому. Это огромная болотистая котловина, глубокая, не закрытая сплавниной с южного края, где под горой и обозначают это место как Солдатское озеро (названо так по инциденту с утонувшими купавшимися солдатами, а ведь наверняка какой-то автохтонное название было, скорее всего марийское).

Стояночка у озера. Фото Лехи
Стояночка у озера. Фото Лехи

Поели пряников, огляделись, полюбовались...

Фото Лехи. На озере микро-островок плавающий из торфа с деревьями. По непроверенным сведениями, глубина тут до 30 метров, в источниках же - тишина.
Фото Лехи. На озере микро-островок плавающий из торфа с деревьями. По непроверенным сведениями, глубина тут до 30 метров, в источниках же - тишина.

Темнеет...

Скромный привал
Скромный привал
Вид на озеро и "остров" с обрыва над ними
Вид на озеро и "остров" с обрыва над ними

Мы садимся в машину и едем обратно просеками. Слишком уж они тут хорошие - жители деревень используют как обычные дороги до дома от города. Замыкаем наш путь через озеро Чучельное - никогда бы специально не поехал, а раз уж залезли сюда, так чего бы не зайти?

Фото Лехи. Видна гать по сплавине до места рыбалки.
Фото Лехи. Видна гать по сплавине до места рыбалки.

Ну а потом совсем стемнело, мы вернулись в город, попрощались с Сергеем и поехали обратно в Казань. Вот такое вот времяпрепровождение - лучший способ контакта с природой в беснежный, теплы, темный и депрессивный декабрь 2025 года.