Найти в Дзене
А был ли Яльчик?

Несостоявшийся остров типа Васильевского в центре Казани

Как-то мне в руки попал массив данных радарной съемки высот моего любимого города. Это летал-летал в космосе спутник и по отражению сигнала составил массив данных, где до него было ниже, где выше. Я взял программу QGis и решил эти данные визуализировать. Зеленым нарисовал то, что выше максимального возможного уровня Куйбышевского водохранилища, от которого способна защитить инженерная защита города, 56 метров. Синим - между нормальным подпорным уровнем водохранилища, то есть, Волги, и максимальным, 53-56 метров. А красным - "нидерланды", то есть земли, лежащие ниже уровня водохранилища при нормальном уровне и защищенные от затопления дамбами В результате, мое внимание привлекло вот это место: Обведенное коричневым место называлось раньше "Старое Русло Казанки", а теперь - "Адмиралтейский пруд". В нынешнее положение оно вошло в 1956 году, когда после строительства водохранилища вода в Волге и Казанке поднялась, и затопила заливные луга. Однако, самое удивительное тут другое: вот выше

Как-то мне в руки попал массив данных радарной съемки высот моего любимого города. Это летал-летал в космосе спутник и по отражению сигнала составил массив данных, где до него было ниже, где выше. Я взял программу QGis и решил эти данные визуализировать.

Зеленым нарисовал то, что выше максимального возможного уровня Куйбышевского водохранилища, от которого способна защитить инженерная защита города, 56 метров. Синим - между нормальным подпорным уровнем водохранилища, то есть, Волги, и максимальным, 53-56 метров. А красным - "нидерланды", то есть земли, лежащие ниже уровня водохранилища при нормальном уровне и защищенные от затопления дамбами

Результат визуализации на всю Казань
Результат визуализации на всю Казань

В результате, мое внимание привлекло вот это место:

Видно, что есть "зеленый" участок, со всех сторон которого уровень ниже водохранилища. Значит, если бы не было дамб, то он был бы посреди этого водохранилища островом?
Видно, что есть "зеленый" участок, со всех сторон которого уровень ниже водохранилища. Значит, если бы не было дамб, то он был бы посреди этого водохранилища островом?

Обведенное коричневым место называлось раньше "Старое Русло Казанки", а теперь - "Адмиралтейский пруд".

В нынешнее положение оно вошло в 1956 году, когда после строительства водохранилища вода в Волге и Казанке поднялась, и затопила заливные луга. Однако, самое удивительное тут другое: вот выше по Казанке, мимо Кремля, Казанка текла по широким заливным лугам, совсем чуть чуть петляя по ним, но в основном прямо. Затем было деление на два рукава.

Тот, что тек более логично - по такой же луговой низине, чуть петляя, но все же прямо к Волге, назывался Эчке Казан, "Внутренняя Казанка", дошедшая до нас в виде топонима Ичка. А может быть, все-таки Иске, т.е. Старая?
Тот, что тек более логично - по такой же луговой низине, чуть петляя, но все же прямо к Волге, назывался Эчке Казан, "Внутренняя Казанка", дошедшая до нас в виде топонима Ичка. А может быть, все-таки Иске, т.е. Старая?

Тот, что тек менее логично - уходя в зазор между двух возвышенностей, в какую-то уже готовую долину, и извиваясь по ней между Зилантовой горой и возвышенностями Ягодной слободы, назывался, как бы в издевку, Туры Казан - "Прямая Казанка". Ну, возможно, зато, при глобальном загибе русла, оно не петляло и было поглубже и побыстрее течением?

Все, кто представляет развитие рек, должен был бы задуматься, а как вообще могло сформироваться русло Туры Казан? Если река, извиваясь по долине, тысячелетиями размывала ее стенки, как получилось так, что выше разделения на два рукава и на протяжении нижнего, она смогла размыть вокруг себя широкий заливной луг, а вот в этом месте, уходила с готовой полосы лугов (идущей сразу до Волги) в теснину?

Я не сталкивался с попыткой геоморфологов смоделировать ситуацию. В окрестностях Казани есть похожий сюжет - остров Свияжск. Он возник от того, что когда-то 2 реки, Свияга и Сулица текли в Волгу параллельно, и Свияга, как более сильная, промыла проход в русло Сулицы, захватив ее русло в итоге.

Но здесь отсустувует современная река, которая могла бы впадать в Казанку. В некоторых летописях говорится о притоке "Юшта", однако сейчас там течет совсем небольшой ручей с завода, который выкачивается насосными. Кстати, за 70 лет существования водохранилища, кто-нибудь считал, расходы на откачку воды стоят ли экономического эффекта от того, что эта земля осталась незатоплена? Может быть предки ошиблись, и стоило сделать в этом месте тоже судоходный проход, а Остров - современная Адмиралтейская Слобода - соединялся бы и с этой стороны города мостами? Представим, что в 1950е дамбы, перекрывающие старое русло не делают, благо что из-за высоких берегов не нужна и инженерная защита ни материка, ни острова. Кстати, на выходящей к Волге части Адмиралтейской слободы ее и нет.

-4

На остров вело бы несколько мостов - Кировская дамба из центра, мосты на месте нынешних дамб инженерной защиты - по улице Боевая и Несмелова, был бы в качестве трамвайно-пешеходного Горбатый мост, заново отлитый из бетона, но уже без торфа под опорами. Железднодорожно-автомобильный мост в стороны Аракчино с большой автотрассой, продолжающей Кирвскую дамбу. Иных мелких низководных мостов, чисто пешеходных и не было бы - на протоке был бы фарватер с причалами у заводов в Кировском районе и прогулочной пристанью у Зилантового монастыря и рекреационной зоны "Адмиралтейство". Лодочных станций бы на участке не было - слишком узко и интенсивно, не каналы Петербурга, но вполне себе Малая Нева - да и для них хватало бы бывших заливных лугов на "логично объяснимому" участке русла, превратившегося в залив водохранилища.

На остров бы ходил трамвайный маршрут № 1. В 1990е годы еще не было бы моста на продолжении улицы Боевая, и главная улица слободы заканчивалась бы тупиком со старым трамвайным депо. Никакой другой транзитный транспорт в недра слободы не заходил, и тогда местная управляющая компания выкупив депо, старую подстанцию 1927 года постройки, пристроенную к часовне в начале улицы и несколько старых вагонов, сделала из него что-то вроде внутреннего транспорта, который в счетах проходил как "лифт", а потому был условно-бесплатный. К 2020м транспорт на линии, представленный 4 РВЗ-6, из которых на ходу всегда было бы только 2, безнадежно устарел бы, но был бы подмечен туристическим потоком и поддерживался бы на плаву регулярными экскурсиями в депо (благо, два вагона там вечно стояли в полуразобранном состоянии) и покатушками туристов.

К 2010м мост на улицу Боевую был бы уже построен, однако продлевать туда нормальный городской трамвай не было бы резона, но возникшие автобусные маршруты сделали бы Остров уже не тупиковым районом, и местные жители предпочитали бы их. Однако, в конце 2010х на месте старого речного порта, на затопленных мелководьях, инвесторы решили создать парк речных развлечений с аквапарком, "диснейлендом" и прокатом лодок, заточенный под организованные группы иногородних на автобусах, и возник вопрос, а как же туда ездить местным, ибо с расчетными парковками там получалась нереалистичная площадь гидронамыва. Вот для связи включенной в систему городского быстрого транспорта городской кольцевой электричик, а именно станции Адмиралтейская слобода с этим комплексом, трамвай и продлили на еще 2 остановки по высоким дамбам над затопленным мелководьем. Что и не трудно было сделать - фарватера-то мимо улицы Брюсова бы не было, если бы им было историческое русло Туры Казан.

-5

Остров был бы вторым после центра города популярным местом Казани. Хотя частный сектор был бы в значительной степени утративший оригинальную застройку за 1990е-2000е годы, новой многоквартирной застройки почти некуда было бы воткнуть, и Остров стал заповедником всех слоев застройки, от дореволюционной до 1980х. На месте Сантехприбора появилась, конечно, "новомодная лофтовая" застройка, а вот Серп и Молот вполне работал бы, разместив на своей площадке производство швейцарской канатнодорожной фирмы - ценности в площади его в этой дыре не увидел бы даже Семин в 1990е. Уже к 2010м годам все это создавало необычный вайб, отдельный от духа остального города, что привлекло туристов. Да и на берегу по Гладилова и напротив еще в 1950е был выстроен интересный комплекс "сталинской архитектуры", служащей как бы "порталом, "водными воротами города".

Вот такой Остров мог бы быть в Казани в альтернативной истории? Как она вам? Делитесь мнениями!