Как-то мне в руки попал массив данных радарной съемки высот моего любимого города. Это летал-летал в космосе спутник и по отражению сигнала составил массив данных, где до него было ниже, где выше. Я взял программу QGis и решил эти данные визуализировать.
Зеленым нарисовал то, что выше максимального возможного уровня Куйбышевского водохранилища, от которого способна защитить инженерная защита города, 56 метров. Синим - между нормальным подпорным уровнем водохранилища, то есть, Волги, и максимальным, 53-56 метров. А красным - "нидерланды", то есть земли, лежащие ниже уровня водохранилища при нормальном уровне и защищенные от затопления дамбами
В результате, мое внимание привлекло вот это место:
Обведенное коричневым место называлось раньше "Старое Русло Казанки", а теперь - "Адмиралтейский пруд".
В нынешнее положение оно вошло в 1956 году, когда после строительства водохранилища вода в Волге и Казанке поднялась, и затопила заливные луга. Однако, самое удивительное тут другое: вот выше по Казанке, мимо Кремля, Казанка текла по широким заливным лугам, совсем чуть чуть петляя по ним, но в основном прямо. Затем было деление на два рукава.
Тот, что тек менее логично - уходя в зазор между двух возвышенностей, в какую-то уже готовую долину, и извиваясь по ней между Зилантовой горой и возвышенностями Ягодной слободы, назывался, как бы в издевку, Туры Казан - "Прямая Казанка". Ну, возможно, зато, при глобальном загибе русла, оно не петляло и было поглубже и побыстрее течением?
Все, кто представляет развитие рек, должен был бы задуматься, а как вообще могло сформироваться русло Туры Казан? Если река, извиваясь по долине, тысячелетиями размывала ее стенки, как получилось так, что выше разделения на два рукава и на протяжении нижнего, она смогла размыть вокруг себя широкий заливной луг, а вот в этом месте, уходила с готовой полосы лугов (идущей сразу до Волги) в теснину?
Я не сталкивался с попыткой геоморфологов смоделировать ситуацию. В окрестностях Казани есть похожий сюжет - остров Свияжск. Он возник от того, что когда-то 2 реки, Свияга и Сулица текли в Волгу параллельно, и Свияга, как более сильная, промыла проход в русло Сулицы, захватив ее русло в итоге.
Но здесь отсустувует современная река, которая могла бы впадать в Казанку. В некоторых летописях говорится о притоке "Юшта", однако сейчас там течет совсем небольшой ручей с завода, который выкачивается насосными. Кстати, за 70 лет существования водохранилища, кто-нибудь считал, расходы на откачку воды стоят ли экономического эффекта от того, что эта земля осталась незатоплена? Может быть предки ошиблись, и стоило сделать в этом месте тоже судоходный проход, а Остров - современная Адмиралтейская Слобода - соединялся бы и с этой стороны города мостами? Представим, что в 1950е дамбы, перекрывающие старое русло не делают, благо что из-за высоких берегов не нужна и инженерная защита ни материка, ни острова. Кстати, на выходящей к Волге части Адмиралтейской слободы ее и нет.
На остров вело бы несколько мостов - Кировская дамба из центра, мосты на месте нынешних дамб инженерной защиты - по улице Боевая и Несмелова, был бы в качестве трамвайно-пешеходного Горбатый мост, заново отлитый из бетона, но уже без торфа под опорами. Железднодорожно-автомобильный мост в стороны Аракчино с большой автотрассой, продолжающей Кирвскую дамбу. Иных мелких низководных мостов, чисто пешеходных и не было бы - на протоке был бы фарватер с причалами у заводов в Кировском районе и прогулочной пристанью у Зилантового монастыря и рекреационной зоны "Адмиралтейство". Лодочных станций бы на участке не было - слишком узко и интенсивно, не каналы Петербурга, но вполне себе Малая Нева - да и для них хватало бы бывших заливных лугов на "логично объяснимому" участке русла, превратившегося в залив водохранилища.
На остров бы ходил трамвайный маршрут № 1. В 1990е годы еще не было бы моста на продолжении улицы Боевая, и главная улица слободы заканчивалась бы тупиком со старым трамвайным депо. Никакой другой транзитный транспорт в недра слободы не заходил, и тогда местная управляющая компания выкупив депо, старую подстанцию 1927 года постройки, пристроенную к часовне в начале улицы и несколько старых вагонов, сделала из него что-то вроде внутреннего транспорта, который в счетах проходил как "лифт", а потому был условно-бесплатный. К 2020м транспорт на линии, представленный 4 РВЗ-6, из которых на ходу всегда было бы только 2, безнадежно устарел бы, но был бы подмечен туристическим потоком и поддерживался бы на плаву регулярными экскурсиями в депо (благо, два вагона там вечно стояли в полуразобранном состоянии) и покатушками туристов.
К 2010м мост на улицу Боевую был бы уже построен, однако продлевать туда нормальный городской трамвай не было бы резона, но возникшие автобусные маршруты сделали бы Остров уже не тупиковым районом, и местные жители предпочитали бы их. Однако, в конце 2010х на месте старого речного порта, на затопленных мелководьях, инвесторы решили создать парк речных развлечений с аквапарком, "диснейлендом" и прокатом лодок, заточенный под организованные группы иногородних на автобусах, и возник вопрос, а как же туда ездить местным, ибо с расчетными парковками там получалась нереалистичная площадь гидронамыва. Вот для связи включенной в систему городского быстрого транспорта городской кольцевой электричик, а именно станции Адмиралтейская слобода с этим комплексом, трамвай и продлили на еще 2 остановки по высоким дамбам над затопленным мелководьем. Что и не трудно было сделать - фарватера-то мимо улицы Брюсова бы не было, если бы им было историческое русло Туры Казан.
Остров был бы вторым после центра города популярным местом Казани. Хотя частный сектор был бы в значительной степени утративший оригинальную застройку за 1990е-2000е годы, новой многоквартирной застройки почти некуда было бы воткнуть, и Остров стал заповедником всех слоев застройки, от дореволюционной до 1980х. На месте Сантехприбора появилась, конечно, "новомодная лофтовая" застройка, а вот Серп и Молот вполне работал бы, разместив на своей площадке производство швейцарской канатнодорожной фирмы - ценности в площади его в этой дыре не увидел бы даже Семин в 1990е. Уже к 2010м годам все это создавало необычный вайб, отдельный от духа остального города, что привлекло туристов. Да и на берегу по Гладилова и напротив еще в 1950е был выстроен интересный комплекс "сталинской архитектуры", служащей как бы "порталом, "водными воротами города".
Вот такой Остров мог бы быть в Казани в альтернативной истории? Как она вам? Делитесь мнениями!