Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. «Объект 560», или личинка «Искандера», 1958

Объект 560 СБМ (специальная боевая машина) — уникальный для своего времени проект ракетного танка, предназначенный для борьбы с техникой и пехотой противника в местах их скопления (военные склады, логистические узлы и места постоянной/временной дислокации). Объект 560 СБМ не суждено было стать боевой (в полном значении этого слова) машиной, но ему выпала участь родоначальника целой ветви боевой техники. В конце 1950-х годов советская оборонная промышленность переживала настоящий бум ракетных разработок, благодаря Никите Сергеевичу Хрущёву, которому идея «ракеты на гусеницах» казалась естественным продолжением успехов в танкостроении. Одной из попыток соединить броню и ракетное вооружение стал проект специальной боевой машины — Объект 560 (СБМ). Этот проект, долгое время считавшийся полумифическим, так и остался на уровне бумажных копий, а информации по нему весьма мало — есть лишь обрывочные сведения от участников разработки и неофициальные копии заводских отчётов из архивов ГБТУ. Одна
Оглавление

Объект 560 СБМ (специальная боевая машина) — уникальный для своего времени проект ракетного танка, предназначенный для борьбы с техникой и пехотой противника в местах их скопления (военные склады, логистические узлы и места постоянной/временной дислокации). Объект 560 СБМ не суждено было стать боевой (в полном значении этого слова) машиной, но ему выпала участь родоначальника целой ветви боевой техники.

Так нейросеть видит специальную боевую машину «Объект 560», хоть и не без огрехов.
Так нейросеть видит специальную боевую машину «Объект 560», хоть и не без огрехов.

История создания

В конце 1950-х годов советская оборонная промышленность переживала настоящий бум ракетных разработок, благодаря Никите Сергеевичу Хрущёву, которому идея «ракеты на гусеницах» казалась естественным продолжением успехов в танкостроении. Одной из попыток соединить броню и ракетное вооружение стал проект специальной боевой машины — Объект 560 (СБМ). Этот проект, долгое время считавшийся полумифическим, так и остался на уровне бумажных копий, а информации по нему весьма мало — есть лишь обрывочные сведения от участников разработки и неофициальные копии заводских отчётов из архивов ГБТУ. Однако даже они позволяют восстановить картину о машине, что даёт мне возможность познакомить вас с ещё одной страницей истории отечественной бронетехники.

История СБМ «Объект 560» началась 8 марта 1958 года, когда Совет Министров СССР выпустил Постановление №293-140, в котором поручил Ленинградскому заводу имени Ворошилова разработать новую боевую машину с ракетным вооружением для «работы по площадям». Список требований был довольно обширным, что дало конструкторам возможность существенно сэкономить время на разработки путём отсечения лишних вариаций. От конструкторов требовалось создать две машины — одну на гусеничном, другую на колёсном ходу, способных запускать ракеты с различной «начинкой», в том числе и ядерной. В КБ завода решили разработать гусеничную машину на базе среднего танка Т-54, вторую на базе собственной разработки четырёхосного колесного шасси, которое и дало новому проекту обозначение «Объект 560».

Чертёж-схема опытного ОТРК «Объект 560». Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема опытного ОТРК «Объект 560». Изображение в свободном доступе.

Процесс разработки первого в мире тактического ракетного комплекса (а конструкторам сразу «обрубили» все возможности создать очередную РСЗО) был непростым — в СССР таких машин ещё не разрабатывали, нужно было продумать множество вопросов, от системы запуска ракеты до подвоза снарядов, процесса перезаряжания и так далее. И всё это разрабатывалось под ракеты, которые ещё находились на стадии разработки — первый старт её произойдёт спустя полтора года, в октябре 1959. Тем не менее, уже в середине октября оба проекта были переданы на рассмотрение комиссии НТК ГБТУ, где их изучили и даже рекомендовали к дальнейшей разработке. Однако спустя полтора месяца, одновременно с принятием на вооружение самоходной ракетной установки «Марс», все работы по «Объекту 560» приказали закрыть. Не было собрано ни одного опытного образца, даже не существовало макета, который мог бы показать, какой был вид ракетного комплекса.

Описание конструкции

Опытный «Объект 560» представлял собой, по сути, мобильный пусковой стол для запуска крылатых противокорабельных ракет высокой точности, базировавшийся на двух типах шасси — колёсном и гусеничном.

Корпус

Корпус гусеничной модификации представлял собой максимально облегченную версию среднего танка Т-54 без башни. Бронирование решили сократить до минимума — предполагалось, что «Объект 560» будет работать в тылу, следовательно основательно защищать экипаж не требовалось. Поэтому броня имела толщину до 13 миллиметров, обеспечивая защиту лишь от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Пришлось изменить и компоновку машины — механик-водитель остался на своём месте, за ним, в уменьшенном по внутреннему объёму, боевом отделении располагались ещё два члена экипажа — командир машины и оператор ракетной установки. Большую часть боевого отделения занимал вычислитель, согласно показаниям которого происходило наведение ракетного станка на цель. Вместо танковой башни, на крыше боевого корпуса монтировался пусковой станок, включавший в себя один (удешевлённый проект) или два пусковых обогреваемых контейнера.

Вооружение

«Объекта 560» был разработан для запуска крылатых противокорабельных ракет П-35 в наземной модификации. Для их запуска был предназначен обогреваемый контейнер (всепогодная модернизация заранее), установленный на подъёмном станке. Изначально планировалось устанавливать два контейнера, соответственно, боекомплект составлял две ракеты, но в дальнейшем, для удешевления конструкции и снижения общей массы машины, было принято решение оставить только одну пусковую установку. Также можно отметить интересное расположение установки — вести огонь можно было только в сторону кормы, пусковая установка не вращалась. Наведение пусковой установки на цель осуществлялось поворотом всей машины, а дальность выстрела определялась её углом подъёма.

Памятник противокорабельной крылатой ракете П-35 на территории НПО "Машиностроения". Фотография в свободном доступе.
Памятник противокорабельной крылатой ракете П-35 на территории НПО "Машиностроения". Фотография в свободном доступе.

Для наведения установки использовался курсопрокладчик от навигационной аппаратуры «Янтарь-Трасса» и гидрокурсоуказатель из комплекта аппаратуры «Берег», а также орудийная панорама и артиллерийская буссоль ПАБ с треногой. Сама ракета была модернизирована для службы на суше — в частности, запас её топлива уменьшили, зато оснастили осколочно-фугасной боевой частью, в дополнение к штатным кумулятивно-фугасной и ядерной БЧ. За счёт этого максимальный радиус действия был снижен до 120 километров, достаточных по мнению конструкторов, для поражения целей в пределах оперативного радиуса действий армейских частей. Минимальная дальность стрельбы, разрешённая для ракет, составляла десять километров.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В модели, оснащённой гусеничным шасси оставалось без изменений. В качестве силовой установки использовался V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель В-54 мощностью в 580 “лошадок” (при 2000 оборотов в минуту) с жидкостным охлаждением. Объем двигателя составляет 38,8 литра, а максимальный крутящий момент в 2254 Н·м достигается при 1800 оборотах в минуту. Расход топлива при удельной мощности в 14,4 лошадиные силы на тонну веса составляет 2,2 литра на километр пути на экономичном ходу. Таким образом, запаса топлива в 722 литра (четыре внутренних и два внешних бака) хватает на 320 километров пути по твердому грунту или шоссе. На бездорожье этот показатель резко уменьшается и при использовании экономичного режима движения, максимальный радиус действия машины составляет не более 250 километров, что является неплохим показателем. Для очистки воздуха используется воздушный фильтр ВТИ-4, а для охлаждения водяной радиатор объемом в 70 литров.

Трансмиссия механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, включала в себя гитару (передает крутящий момент от двигателя на приводные колеса), главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), механическую шестиступенчатую (5+1) коробку передач, два планетарных механизма поворота и торможения, две бортовые передачи, а также вентилятор системы охлаждения. Работая в паре, эти два агрегата обеспечивали максимальную скорость движения танка в 50 км/ч по ровным твердым грунтам или шоссе, а в случае движения по пересеченной местности — до 25 км/ч.

Ходовая часть танка основана на независимой торсионной подвеске катков, что позволило снизить вес, сократить размеры (высота танка уменьшилась на 30 см) и улучшить ходовые качества. Ходовая часть каждого борта на серийных машинах состоит из 5 опорных литых металлических катков с резиновыми бандажами и гидравлическими амортизаторами на первом и последнем катках. Ведущие колёса находились сзади, зацепление гусениц цевочное. Гусеничный движитель — мелкозвенчатый, состоял из девяноста траков с цевочным зацеплением. Удельное давление на грунт составляет 0,81 килограмм на квадратный сантиметр, танк может вскарабкаться под уклон в 30°, а также перепрыгнуть ров шириной в 2,8 метра, преодолеть вертикальное препятствие высотой в 80 сантиметров, а также двигаться по бродам глубиной в 1,4 метра.

Опытное многоцелевое шасси «Объект 560» на испытаниях. Фотография в свободном доступе.
Опытное многоцелевое шасси «Объект 560» на испытаниях. Фотография в свободном доступе.

Но более интересным было колёсное шасси — его создали на базе опытного мноцелевого носителя «Объект 560», которое к тому моменту в серию ещё не пошло. Однако шасси было перспективным — в дальнейшем на его базе создадут ЗИЛ-135 и прочие модификации многоцелевых машин повышенной проходимости, некоторые из которых до сих пор в строю. Шасси оснащались дизельными V-12 под обозначением Д-12А мощностью в 520 лошадиных сил, автоматической коробкой переключения передач и приводом на передние четыре колеса, установленных на независимой подвеске. Чуть позже на этой базе будет разработан ракетный комплекс «Оса», а в дальнейшем и различные тактические ракетные машины.

Приборы наблюдения и связи

Оборудование Объекта 560 включало стандартные для советской бронетехники того времени приборы наблюдения, перископы и смотровые щели командира и механика-водителя. В проектной документации упоминалась радиостанция типа Р-113 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Дополнительно предлагали установить комплект аппаратуры навигации и топопривязки — это нонсенс для машин подобного класса.

Электрооборудование

Электрооборудование машины включало генератор, питающий гидравлические и навигационные приводы, системы запуска ракет и внутреннее освещение. Все механизмы работали от стандартной 24-вольтовой сети. Схема электропитания проектировалась с резервным контуром — при отказе основного двигателя питание обеспечивалось вспомогательной турбогенераторной установкой малой мощности. Подобная схема позже применялась в машинах ракетного комплекса «Редут».

Заключение

Специальная боевая машина «Объект 560» осталась в истории ярким, но тупиковым направлением развития бронетехники. Она стала одной из многих попыток создать «ракетный танк», однако выбранная концепция – носитель тяжелой крылатой ракеты большой дальности, оказалась слишком сложной и уязвимой. Военное руководство поставило на более дешевые и эффективные колесные и гусеничные шасси, изначально проектировавшиеся под задачи ракетных войск. Тем не менее, «Объект 560» по сей день представляет огромный интерес для историков как свидетельство смелости инженерной мысли и интенсивных поисков в эпоху становления ракетно-ядерного щита СССР.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.