Найти в Дзене
Oleg Alifanov

Ленин как наименьший из шпионов

...или Кто держал руку на пульсе вождя Относительно шпионской природы русских революций и всей масти социал-демократов часто возникает непонимание. Не в том дело, что шпионом Германского генштаба был, скажем, Ленин и Ко, а шире. Тем более, что подозрительно много всегда уделялось внимания именно ленинской шобле. Тему это особенно педалировали с Запада, в частности, из Британии. Но любому непредвзятому исследователю совершенно ясно, что как раз Ленин был, пожалуй, наименьшим из агентов. Речь даже не о масонах из «Союза Союзов». Судите сами. Его работа на Германию была ситуативным ходом: чем-то вроде «джентльмен в поисках десятки». С другой же стороны, при том, что доказательства финансовых транзакций были найдены французской контрразведкой, масштаб раздувался до небес в основном лондонской пропагандой. Странно вдвойне, что англичане, имея целый штат исполнителей внутри Петрограда не озаботились оголтелыми проводниками мира (их было человек пять всего), а предпочитали газетную шумиху. (Х

...или Кто держал руку на пульсе вождя

Относительно шпионской природы русских революций и всей масти социал-демократов часто возникает непонимание. Не в том дело, что шпионом Германского генштаба был, скажем, Ленин и Ко, а шире. Тем более, что подозрительно много всегда уделялось внимания именно ленинской шобле. Тему это особенно педалировали с Запада, в частности, из Британии.

Но любому непредвзятому исследователю совершенно ясно, что как раз Ленин был, пожалуй, наименьшим из агентов. Речь даже не о масонах из «Союза Союзов». Судите сами. Его работа на Германию была ситуативным ходом: чем-то вроде «джентльмен в поисках десятки». С другой же стороны, при том, что доказательства финансовых транзакций были найдены французской контрразведкой, масштаб раздувался до небес в основном лондонской пропагандой.

Странно вдвойне, что англичане, имея целый штат исполнителей внутри Петрограда не озаботились оголтелыми проводниками мира (их было человек пять всего), а предпочитали газетную шумиху. (Хотя, чего странного, реклама: двое-трое агитируют за воду Чумака, а сотни листков, типа, споря с ними, распространяют агитпроп). Напомню, что устранение Распутина они приписали якобы его продвижению при дворе идеи сепаратного мира. Не побоялись, однако, устранить друга императорской фамилии. А тут такое... Враги всех-всех-всех. По которым никто не заплачет.

Россия перестала существовать для Британии как цель сразу после ФР. Дальше – «много чести». РИ из субъекта политики уже превратилась в объект, но её ещё требовалось сделать инструментом вроде кувалды (или серпа).

Английская версия истории (о невыгодности выхода России из войны) рассыпается на датах марта – апреля 1917, когда через британские вотчины на Россию сошли лавины соцдеков. Про Ленина в пломбированном вагоне вещали даже в СССР (что является указанием на то, где визировались методички), про Троцкого, задержанного в Галифаксе, тоже трещат в том духе, что его проверяли на благонадёжность английскому союзному делу. Но вот про Плеханова (с братией английских и французских социалистов), ехавшего на английском крейсере, пишут с конца: прибыл на Финляндский вокзал.

Но всё-таки Плеханов не спичка – не затеряется, хотя подробно весь его путь из Сан-Ремо (где негодяй отдыхал) в Питер и список попутчиков надо искать специально. (Глупый социалист прикрывал своим громким именем приезд четырёх десятков шпионов из стран Антанты.) Про остальных, помельче – вообще тишина. Разумеется, у англичан оправдание наготове: пускали через себя только тех, кто стоял за войну.

Но... парламентская монархия РИ была вернейшим союзником парламентской монархии БИ, со всеми подобающими свободами. И вообще-то крепче Николая за войну никто в России не топил (в начале 1917 это было выгодное государственное предприятие). В свой черёд не радикально показала себя и сладкая парочка Временного правительства и Петросовета: без аннексий и контрибуций, но до победного конца. (Обе инстанции полагали, что играют всю английскую пьесу по лишению Родины законных приобретений, но играли лишь первую часть. Во второй, секретной, Россия становилась дойной коровой Германии для войны против США. ВП и ПС, полагавшие, что слив национальных интересов принесёт им необходимые внешние индульгенции, ошиблись. Напротив: они подписали себе приговор, а преференции достались большевикам.)

Так какого лешего англичанам было спускать на союзника всех собак? Не лучше ли было агитировать за реставрацию родственного во всех смыслах строя? Или за Временных, быстро и чётко признанных британским кабинетом Его величества? Неужели плехановых десантировали укреплять армию в антиленинских дискуссиях?

Но, блин, дело подаётся именно так! Ну, это, если его, конечно, раскрыть в подробностях и прижать историка к стенке.

В общем, видно, что из Ленина крупного шпиона сделали больше пропагандой, чем делом.

Ну, поговорю о агентах-агентах. Без прикрас.

Не о простых, конечно. А о том, кто вёл за руку шпиона Ленина. Принял колоритного маргинала в Швейцарии, и не оставил потом уже и в Советской России. Чем он хуже Лагарпа, в самом деле?

О Фридрихе Платтене я писал не раз, но немного вскользь (ибо скользкий), а интересно рассмотреть подробности. Всё-таки революции в России делались всем миром. Иначе титана было не завалить.

Есть много фоток сабжа с Лениным. Но без Ленина лучше.
Есть много фоток сабжа с Лениным. Но без Ленина лучше.

Человек обозначал себя, как наследника разорившегося столяра-краснодеревщика, мужа дочери еврейских швейцарских банкиров. Вот так. Считается, что он состоял в неофициальном браке с одноклубницей из рабочего союза, куда записался как подмастерье. А она там была, типа, мастером. Скорее всего, это враньё, и брак им начали срочно оформлять постфактум, когда нужно было вытащить шпиона из Риги, где его арестовали во время событий Первой русской революции, как поставщика оружия террористам. Платтену грозила смертная казнь, тогда кураторы подняли на уши еврейскую общественность, и международные банкиры, прикрывавшие международных операторов революции-1905, агента выкупили. О фиктивности шпионского брака говорит то, что после акции молодые сразу развелись. О реальности – некий странный сын, который родился в 1909, и которого, однако, отказывались принимать деды и бабки с обеих сторон чудного союза.

Из России Платтен выбрался в трубе парохода, которую глупые русские шпики не догадались обыскать. Тут нельзя не вспомнить байки о Ленине, проглотившем шесть хлебных чернильниц, выкинувшим чемодан с двойным дном в Неву, и вообще водившим царских шпиков за нос годами. Кстати, обычно водят за нос шпиков – кто? Ну, правильно, другие шпики. Это, в общем, 100 проц их жизни.

Как и все агенты, между русскими революциями Платтен был поставлен на стендбай. Вроде бы. Только что самостийно сбывал взрывчатку шахидам на малинах, – и вдруг затих на десять лет. Это странно. Потому что для настоящего Че дела в мире всегда найдутся. Выходит, что дело металлиста-наладчика Платтена было ещё более железное. Он был натравлен на Россию – и ею плотно занялся. Действительно, как один из руководителей швейцарской СДП, он опекал русскую революционную эмиграцию, и отлучаться попросту не мог. Стучать наверх и налаживать низовых на путь истинный можно было и с перерывами. Но главное... к-хем... он сидел на кошельке: у СДПШ он был самый тугой, и русские там тоже окормлялись. Многие думают, что революционеры выбирали Швейцарию за какие-то особые свободы... С финансами – да, там было полегче.

С Лениным, впрочем, Платтен тесно познакомился лишь в 1915. Что говорит о ранге Ленина в СД до ПМВ: «неуловимый Джо». Просто в процессе модерации войны англичанам потребовались интернационалисты, то есть, агенты, готовые предать национальные интересы собственных стран под соусом брехни единения пролетариев. Платтен собрал три шарабана европейских уродов и свёз в Циммервальд, отдохнуть и прочистить мозги на курорте. (Об этом я писал.) Насколько эта деятельность считалась дикой, говорит факт, что суд в нейтральной демократической Швеции приговорил своего Туре Нермана к тюрьме по возвращению из Швейцарии.

Познакомился – и получил твёрдый приказ: опекать без продыха. Заказчикам становилось понятно, что Ленин – запасной кандидат №1. На случай, если не сработают три основных звена национальных предателей: думцы, генералы, фамилия. Ленин получил через Платтена вид на жительство в Цюрихе.

О том, как Платтен организовал тайный отъезд Ленина и грандиозный шум вокруг секретного пломбированного вагона, я писал тут. Это был отвлекающий манёвр англичан от эшелонов СД, отправленных ими самими. Описал я подробно и хронологию отправки в связи с параллельными событиями по вовлечению в войну США. Именно Платтен при помощи журналистов на крупных станциях за дни поездки создал Ленину образ мегамозга революции: он единственный из делегации имел право давать интервью, до кучи был вброшен слух о том, что Ленин – потомок старинного царского рода из рюриковичей.

Сам Платтен сопровождал Ленина только до станции Хапаранд на шведско-финской границе. Почему не поехал дальше? Сам он в показаниях путался. Говорил, что его не пустили стоявшие в Швеции английские пограничники. В другой раз заявил, что по нему было личный запрет Милюкова. Но – всё проще: дурак он что ли, ехать на расстрельное дело? Дальше двигаться он не пожелал сам (агитировать за мир в Петроград заявился его партайгеноссе Гримм, у которого был дипломатический иммунитет), а предпочёл вернуться за конторку, но от кассы его уже оттеснили под предлогом... «шпионажа в пользу русских» и даже отправили в тюрьму (этот приём использовали для перехвата партийных средств все европейские СД). Из тюрьмы агента выпустили уже после Октябрьского переворота в России и отправили к месту назначения вместе с высылаемыми прочь («Довольно болтать, господа! Работать! По своим же писаниям!») российскими эмигрантами, – опекать персонально Ленина. Не как опекали латыши, кругом первым, – чтоб не сбежал, а до краёв. Однажды он ехал с Лениным с митинга. Их обстреляли. Платтену пуля оцарапала палец. Не в пальце дело. Их десять. А Ленин один. Никто почему-то не задавался вопросом, а что делал швейцарец Платтен на митинге перед красноармейцами (то есть, навербованными за твёрдый паёк безработными пролетариями). А он Ленина – контролировал. А потом докладывал наверх, хорошо ли вождь русской революции светит рожей.

Впрочем, глупо думать, что Платтен и сам мог сбежать.

Но глупо думать, что его свергли с кассы окончательно. Наоборот – в Советской России кураторы приготовили ему крупные купюры.

В конце 1918 закончилась ПМВ, и большевики думали разбегаться, но выехать из страны, из-под надзора кремлёвской крепостной охраны было затруднительно. Под предлогом финансирования немецких и шведских товарищей люди из внутренней партии устроили конспиративный выезд Дзержинскому и Платтену (вывезти цацки, разведать пути отхода). Но люди, контролировавшие внутреннюю партию, дело подправили. Как не удалось бегство Дзержинскому, я писал тут. А как не удалось Платтену? А вот как. Он ехал с приданной ему швейцарской курьершей, которая вывозила в несессере краденые бриллианты. Самого Фридриха арестовали уже прямо на советско-финской границе, а тётка брюлики вывезла, куда положено. Их следы теряются в Стокгольме, а фронтмена Платтена, обработав в тюрьме месяца четыре (впрочем, по-божески), вернули в Москву с инструкциями по организации Коминтерна.

Его третья (швейцарская) жена потом долго возглавляла курьерскую почту самого секретного отдела Коминтерна – Управления по международным связям. (Главными почтовиками были Бенджамин Франклин, граф Пален, князь А. Н. Голицын...) Попросту через Платтенов проходило управление и финансирование всемирной английской шпионской сети, прикрытой вуалью советских большевиков: кого убить, кого наградить, кому сделать фальшивый паспорт, а кому бизнес для прикрытия... И так, для справки: наибольший процент фальшивых паспортов, изготовленных УМС, приходился на американские. Какое дело раннему СССР до США? Никакого. Зато США были основным противником для Британии.

Платтен пытался вырваться на Родину трижды. Я писал, что по возможности революционеры старались держать семьи за границей. Вторая жена (на сей раз русская и законная) ждала его в Цюрихе. Он вылетел туда на самолёте. А она – в окно. Ему объяснили это самоубийством.

Оба раза чел пытался выбраться из совдепии авиатранспортом. Оба раза пилоты сажали самолёт не туда. Я писал, кто организовал советский воздушный флот. Джордж Хилл самого Сталина приводил к присяге, а идеологом воздушного господства был геостратег Макиндер, верховный комиссар от Антанты на юге России. С конца 1919 он координировал с Украины деятельность, направленную на поражение Деникина. Именно в Киеве Платтен и сел в роковой самолёт, приземливший его вместо большевистской части Венгрии на территорию, оккупированную румынами, где швейцарского Остапа и лишили очередного достояния из республики.

Платтена хозяева в наказание продержали в румынской тюрьме пять месяцев, после чего... извлекли при помощи Петлюры, искавшего, к кому приткнуться после ухода французов восвояси. Одновременно англичане в ту пору начали опасаться фантастических успехов Деникина и искали своим большевикам союза с кем угодно, хотя бы временного и с людьми ненадёжными, из конкурирующих европейских лагерей. Платтен позднее даже вернулся к Петлюре в Каменец-Подольский с мирным договором, подписанным Чичериным, но тот уже утёк в ненавистную, но привычно профранцузскую Польшу. В итоге Деникина пришлось удалять хирургически: неприятным дипломатическим нажимом, в котором англичане засветились напрямую.

Сбежать из советского рая домой Платтен попытался ещё раз в марте 1920 – и снова был водворён на место. Непонятно, на что он рассчитывал: самолёт снова сел у отделения полиции, на сей раз в Вильно. Хозяева Платтена за покером решили так: ну, хочет чел домой? Пусть отсиживает дома. Могли организовать экстрадицию в Москву или Лондон? Ещё как. Но организовали в Германию и Швейцарию. На демократической (но не социал-демократической) родине социалисту устроили полторашечку – за причастность к уличным беспорядкам в 1918.

Опять тюрьма. Ничего не напоминает? Есть такой анекдот про медведя и упёртого охотника... Ведь прочие «революционеры», отбыв в царских тюрьмах и ссылках положенное, добились тёплых мест и уважения в родимом СССР. И вплоть до репрессий жили припеваючи. А наш сабж только начал и сидел раз десять. О чём говорит такая тюремная активность? Вкупе с быстрыми освобождениями от виселиц? А это деятельность агента. И, конечно, это не рука Москвы.

Но главное наказание – понизили градус. Временно. Но драматически. После отсидки поручили вернуться в СССР, но не в столицы, а в глушь. Собственно, в ссылку, создавать образцово-показательные кибуцы. В Сызрань. (Место, конечно, было выбрано не случайно, там возгонялись и Ленин и Суслов. Но об этом в другой раз.)

И, как некогда Ленин в Разливе, тут Платтен всё осознал.

В ссылке он провёл всего год: кадр был ценный, прежде всего своей засвеченностью в СМИ. А мировая террористическая сеть Коминтерна требовала яркого администрирования. Надо было демонстрировать американцам не одних евреев и русских, а – всякой твари по паре.

Интересно, что великие нквдешники арестовали Платтена вслепую, как мужа жены, изменницы Родины. Информации о его деятельности до 1923 и даже о его гражданстве у них не имелось, так что подозреваемому пришлось доказывать, что он высокопоставленный агент, напрямую причастный к революции – и он рассказывал сам, в порядке инициативы. Следователи узнали для себя много нового, ведь реально никто не знал ничего о делах русских революций.

Фигурой он обозначился видной, на процессе в 1938 ему не смогли припаять шпионаж: ментор шпионов – не шпион. А вот его жене смогли: сразу и в пользу Германии и Великобритании, что было, конечно, правдой. Но сталинские парки сплели ему судьбу с причудливым сарказмом: осуждён он был на 4 года за незаконное владение оружием (типа, Ленин подарил). В общем, именно незаконное вооружение ему вчиняли и царские сыщики ещё в первую революцию. Так что тот старый срок Платтен домотал на советской зоне, которой с таким упорством добивался.

Градус Платтена был таков: «и убить нельзя – и не убить нельзя». Так с ним и поступили. Примерно как с Валленбергом. Продержали на зоне до стадии доходяги, а потом он и сам помер. А может и шлёпнули. По всем биографическим данным сабжа есть минимум два варианта.

Люди, писавшие житие ленинского опекуна подбили бабки так: «умер 22 апреля 1942, в день рождения Ленина».

И кто теперь скажет, что Ленин – какой-то мегашпион?

По теме: Чью версию революций мы изучаем

По теме: Кому принадлежал Коминтерн

По теме: Кто приводил к присяге Сталина в начале войны