Сразу после войны предпринимались попытки открыть храм и в Самети. Костромской облисполком был не против, однако в Москве ответили отрицательно: в письме из Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 1 апреля 1946 года читаем: «Принимая во внимание, что в Костромском районе имеется тринадцать действующих церквей и ближайшая из них находится от села Саметь на расстоянии менее пяти километров (речь о Покровском храме в селе Шунга – прим. автора), воздержаться от дачи разрешения на открытие церкви в селе Саметь». Тогда община обратилась за помощью к «Андревне», как ласково называли местные жители П.А. Малинину. Тогда она еще не была кавалером шести орденов и героем социалистического труда, даже не была председателем колхоза. Риск был весьма велик. Однако, она не побоялась побороться за храм. По сведеньям Зонтикова, для этого ей пришлось выйти на очень крупные фигуры в руководстве страны, которые могли бы отменить принятое решение (такие как Молотов или Берия). Кто ей в итоге помог, осталось тайной, тем не менее уже 8 июля 1946 года тот же совет выдал следующее решение: «Учитывая настойчивые ходатайства верующих (...), во изменение решения Совета от 1.IV – 1946 г., удовлетворить ходатайство верующих об открытии Никольской церкви в с. Саметь Костромского района». Передача храма РПЦ состоялась 9 августа 1946 года. А в декабре появился и настоятель – иеромонах Серафим (Борисов), вышедший из лагеря в Архангельской области только в 1944 году.
После войны карьерный взлет Малининой продолжился. В 1947 году она стала депутатом Верховного Совета РСФСР и на открытии его сессии сумела пообщаться даже со Сталиным. В том же году она стала Героем соцтруда. Между прочим, к 1949 году в колхозе «XII Октября» было уже 10 работников – Героев соцтруда. В 1951 году стала лауреатом Сталинской премии 3-й степени и тогда же стала председателем саметского колхоза, пробыв на этой должности 30 лет, до 1981 года. Юбилеи, конференции, зарубежные поездки… в общем рассказывать можно долго. Примечательно, что в лучах своей славы Прасковья Андреевна никогда не забывала о своей малой родине и, в лучших традициях русского купечества, старалась сделать все возможное для улучшения жизни в Заречье.
А жизнь в послевоенные годы не становилась заметно лучше. Колхоз хвалили и награждали, не забывая при этом полностью его опустошать. Чтобы хоть как-то повысить уровень жизни колхозников, Малинина предпринимала невероятные усилия – инициировала устройство первой в стране фермы чернобурых лисиц, провела ремонт сельского клуба, продавала колхозный картофель на север по более высокой цене (то есть по сути спекулировала)… Но проблем становилось все больше.
В сентябре 1956 года прежняя жизнь зареченцев полностью изменилась. В связи со строительством Горьковской ГЭС и подъемом уровня реки Волги, в Костромском районе было сформировано крупное водохранилище. У села Куниково дамбой была перекрыта и река Кострома. Под воду ушла вся луговая низина, питающая многие годы и века местный скот и дающая хорошую прибыль людям в связи с заготовкой сена, а также часть зареченских деревень и угодий. ЛПХ и колхозы лишились важного источника корма скоту – сочной травы и сена. Д. Семиново ушла под воду, с. Сельцо, д. Губачево, д. Саково, д. Новоселово, д. Давыдово и другие были разрушены и расселены по оставшимся селениям. Никольский храм в с. Сельце, закрытый еще в 1950-м году, снесли (теперь на его месте установлен памятный поклонный крест). Ситуация с подтоплением сохранившихся сел ухудшилась. Фактически случилась экологическая катастрофа.
В эти же годы колхозы сильно пострадали от непродуманной хрущевской политики – засевание полей кукурузой, при чем за счет сокращения посевных площадей под картофель – основную и жизненно необходимую культуру Заречья. Это привело к тому, что урожай картофеля с 1958 по 1963 год упал более чем в два раза, кукуруза же почти не давала нужного урожая.
В конце 1950-х угроза нависла и над костромским животноводством. Как известно, Хрущев намеревался за семилетку догнать и перегнать США по производству мяса. В 1959 году Ларионов, тогда уже первый секретарь Рязанского обкома, включился в данную аферу, пообещав увеличить производство мяса в Рязанской области втрое. Было принято решение, что соревноваться с Рязанской областью будет Костромская – прежнее место службы Ларионова. В связи с этим передовой Костромской колхоз «XII Октября» только за 1959 год трижды вынужден был пересматривать свой годовой план по продаже государству мяса – увеличение на четыре годовых плана. Однако, и этого было мало, в 1960 году обком требовал выполнить уже пять годовых планов по производству мяса. Была развернута и внутренняя гонка между колхозом «XII Октября» в Самети и колхозом «Пятилетка» в Петрилово.
В итоге и тут Зареченцы показали себя передовиками – колхоз Малининой к ноябрю 1960 года выполнил уже семь годовых планов. Всего область сдала государству два годовых плана, продав 34,4 тыс. тонн мяса, но требовали еще – 51 тысячу тонн. Однако, уже в сентябре гонка была остановлена – 22 сентября 1960 года Ларионов, понимающий что крах гонки, а значит и его карьеры неизбежен, покончил с собой. Начались тяжелые разбирательства, которые в итоге повлияли и на отстранение самого Хрущева. Все области, особенно Рязанская, понесли ужасающие экономические потери в мясном животноводстве. К чести Зареченских колхозов, приписками здесь не грешили, и высокие показатели были достигнуты в основном за счет покупки скота из ЛПХ, которые в те годы были еще крепки, хотя и они сильно пострадали. В целом поголовье КРС было значительно сокращено, а люди – истощены и подавлены. Нездоровые инициативы Хрущева стоили многих нервов и самой Малининой, которую Никита Сергеевич знал еще с начала 1950-х. Как от передовика и самого узнаваемого представителя Костромской области, он требовал от нее показательных результатов.
После смещения Хрущева, наступило и некоторое охлаждение к Малининой, однако это было временное явление. Жизнь шла своим чередом. В 1974 году Малинину наградили второй звездой Героя Соцтруда. В 1981 году она ушла на пенсию, оставив вместо себя председателем колхоза ближайшего помощника. Однако и на пенсии, она фактически не оставляла дело своей жизни. Умерла Прасковья Андреевна 7 апреля 1983 года в своем родном селе Саметь и была похоронена в ограде некогда спасенного ей Никольского храма. Негласно было совершено отпевание тогдашним настоятелем храма – о. Ардалионом Шашковым.
Заслуги этого героического человека перед своей малой родиной невозможно преувеличить. Благодаря Прасковье Андреевне село во второй половине 20-го века стало заметно богатеть и обустраиваться. По ее инициативе и при ее участии в 1958 году был построен Дом культуры на 350 мест в красивом классическом стиле с колоннами. Сюда приезжали лучшие артисты СССР. На всю округу славился и местный саметский ансамбль, солисткой в котором была сама Малинина. В 1962 году саметская общеобразовательная школа из обветшавшего деревянного здания переехала в новое двухэтажное кирпичное здание. Вообще в 1960-80-е годы инфраструктура Заречья значительно обновилась, в этот период в наиболее крупных селах, Шунге и Самети, было построено и отремонтировано большинство капитальных административных и социальных объектов. Жилые дома отличались добротностью и ухоженностью, что неудивительно для такого богатого и хозяйственного края.
Основанный еще в 1959 году местный краеведческий музей села Саметь, также переехал в здание школы. В настоящее время в нем расположено 370 подлинных экспонатов, значительная часть которых посвящена истории колхоза. В 2014 году к 85-летнему юбилею колхоза и 110-летнему юбилею Прасковьи Андреевны музей был отремонтирован и обновлен. Неудивительно, что память об этом выдающемся человеке хранится здесь свято. Школу назвали в честь нее и стоит школа на улице Малининой, главной в селе.
После распада СССР экономическое положение Зарецкой стороны значительно ухудшилось. Многие предприятия обанкротились не только на селе, но и в самой Костроме, которая долгие годы была важным местом работы для многих жителей во всем районе. Кризис ударил и по сельскому хозяйству. Большинство колхозов, ориентированных на мясное и молочное животноводство, требующее больших затрат, перестало существовать. Это была общегосударственная проблема, именно производство молока и говядины рухнули после 1991 года больше всего. Так, в Петрилово колхоз развалился полностью, а в Шунге сильно сократился и перешел в КФХ СПССК «Агрокострома». Знаменитый саметский колхоз «XII Октябрь» выжил и продолжает действовать. На 2019 год в нем числилось 67 человек из них 8 специалистов, 29 животноводов, 20 механизаторов, 10 полеводов. Общее поголовье крупного рогатого скота 536 голов. В растениеводстве выращивают картофель, овощи, зерновые. Общая площадь обрабатываемых земель 800 га. Возглавляет колхоз ученик Прасковьи Андреевны – М.Н. Васин. Тем не менее и здесь видны следы упадка – красивейший колхозный ДК заброшен и постепенно зарастает деревьями.
В эти же годы был нанесен серьезный урон храмовым ценностям – в эти годы на черном рынке приобрели популярность старинные вещи, особенно предметы религиозного культа. По селам стали ходить разные охотники за стариной, обкрадывающие избы и храмы. Несколько ценных икон были похищены и в храмах Заречья. Так, в 2002 году была безвозвратно похищена икона список Федоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г. местной общине подарил государь-император.
В целом, Заречье пострадало не так ужасно, как более отдаленные уголки Костромской области. Спасала все та же близость к областному центру – Костроме. Надо отметить, что Костромская область с самого своего образования в 1944 году была самой малонаселенной в центральной России и демографическая ситуация уже тогда была сложной. Но наиболее заметное падение здесь началось с 1960-х. с 1960 по 1970 гг. численность уменьшилась на 50 тыс. человек, а с 1970 по 1979 гг. – на 70 тыс. человек. После 1991 года данные тенденции сохранились, хотя их интенсивность несколько снизилась. За последние 30 лет численность Костромской области снизилась на 200 тыс. человек.
Численность Заречья также изменилась, но не столь разительно. В последнее десятилетие оно даже стабилизировалось и немного возросло. В Самети оно составляет чуть меньше 700 человек, в Шунге – более 1200 человек. Всего в сельском поселении Шунгенское проживает 5880 человек (в 2020 году – 5431 человек). На этот показатель, видимо, повлияла близость областного центра – Костромы. Часть жилых домов фактически превратились в дачи с сезонным проживанием. На постоянное жительство возвращаются и пенсионеры – явление, распространённое не только в Костромской области.
Зарецкая сторона имеет свою особую привлекательность не только из-за природных красот, но и из-за богатой истории и прекрасных трудолюбивых жителей, которые прославили свой край и сумели сохранить свою особую неповторимую культуру, свои уникальные храмы и достижения в народном хозяйстве. До сих пор глаз радуют добротные великорусские избы с красивыми наличниками, древние никогда не закрывающиеся церкви и живописная, до боли родная природа, обрамляющая великую русскую реку Волгу, неизменно текущую мимо. Дай Бог, чтобы Заречье сохранилось и продолжало радовать людей еще много лет. А то что, земля эта особенно отмечена Богом, сомневаться не приходиться, не только потому что здесь уцелело так много храмов, но и потому что здесь совершаются чудеса и в наше время: в Никольском храме села Саметь уже несколько лет мироточит фреска «Моление о Чаше».
Конец.
С первой частью статьи можно ознакомиться здесь:
Со второй частью статьи можно ознакомиться здесь:
С третьей частью статьи можно ознакомиться здесь:
Источники литературы и фото:
- https://legitimist.ru/sight/history/2020/tragediya-derevni-samet.html
- https://sobory.ru/article/?object=03086
- Васильева Т.Л. Художественная жизнь посада Большие Соли XVIII - начала XX веков. http://www.yaroslavskiy-kray.com/106/khudozhestvennaya-zhizn-posada-bolshie-soli-xviii-nachala-xx-vekov.html
- Белов А.М. Глинская О.Ю. Об уровне грамотности населения Костромской и Ярославской губерний в конце XIX - начале XX вв. Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 4. С. 34-40 https://cyberleninka.ru/article/n/ob-urovne-gramotnosti-naseleniya-kostromskoy-i-yaroslavskoy-guberniy-v-kontse-xix-nachale-xx-vv
- Балдин К.Е. Сельскохозяйственные выставки и крестьянское хозяйство в Костромской губернии в начале XX века. Вестник Ивановского государственного университета. 2019. Вып. 3 (12). Филология. История. Философия. Серия «Гуманитарные науки». С. 25-37. https://cyberleninka.ru/article/n/selskohozyaystvennye-vystavki-i-krestyanskoe-hozyaystvo-v-kostromskoy-gubernii-v-nachale-hh-veka
- Бернштам М. Стороны в Гражданской войне 1917-1922 гг. М., 1992. С. 40.
- Россия и СССР в войнах ХХ века: статистическое исследование. М., 2001. С. 134.
- Молодцыгин М. А. Красная армия: рождение и становление. 1917-1920 гг. М.,1997. С. 184.
- Овечкин В. В. Дезертирство из Красной армии в годы Гражданской войны // Вопросы истории. 2003. № 3. С. 114.
- П.А. Малинина: эпоха и личность / Сост. и ред. Н.А. Зонтиков. — Кострома, 2004. — 278 с. Председатель колхоза 12 Октябрь Прасковья Малинина https://kostromka.ru/zontikov/malinina/2.php
- Императорское Православное Палестинское Общество. В Музее Костромского отделения ИППО открылась выставка о новомучениках и исповедниках ХХ века. https://www.ippo.ru/science/article/v-muzee-kostromskogo-otdeleniya-ippo-otkrylas-vyst-101329
- https://sobory.ru/article/?object=03555
- https://sobory.ru/article/?object=23527
- https://kostroma.today/city/xuzhe-chem-v-90-e-pochemu-kostromskaya-oblast-aktivno-vymiraet/
- https://russia.duck.consulting/regions/44#collapse791792
- https://kostroma.bezformata.com/listnews/shkola-i-v-pyatdesyat-moloda/8007639/
- https://school-science.ru/7/18/40560
- https://kostroma.bezformata.com/listnews/90-letie-kolhoza-12-j-oktyabr/77337540/
- Развитие электрификации советской страны 1921-1925 гг. Государственное издательство политической литературы М. 1956 г. стр. 628-629. https://istmat.org/node/35239