Если попросить поклонников музыки выбрать свою любимую песню 1960-х годов, многие выбрали бы что-нибудь из каталога THE BEATLES. 12 студийных альбомов, огромное множество экспериментальных композиций, на любой вкус! От рок-н-ролльной Twist And Shout до психоделики Tomorrow Never Knows, их дискография определила звучание десятилетия
Именно психоделия позволила группе окунуться в нечто более интересное для них. Они освободились от своих оков, связанных с битломанией, и чувствовали себя комфортно, занимаясь экспериментаторством. Из самых известных людей на планете они превратились в свободомыслящих хиппи, как и многие их сверстники, воодушевлённые звучанием новаторской музыки.
Увлечение новым направлением, в котором творили THE BEATLES, представляло собой нечто гораздо более широкое, чем просто музыка. Оно отражало их либеральное политическое мышление, открытость новым социологическим идеям, но в не меньшей мере было также связано со стилем и модой.
К концу 1960-х годов обращение к психоделической музыке сблизило их с некоторыми из коллег, такими как Джими Хендрикс, PINK FLOYD и CREAM. Но настоящий фурор внутри группы произвела песня другого исполнителя, в некоторый момент ставшая для них своего рода творческой путеводной звездой.
Whiter Shade Of Pale группы PROCOL HARUM была единодушно принята «великолепной четвёркой», существенно повлияв и на их подход к собственному творчеству.
По словам биографа THE BEATLES Рэя Коулмана, Джон Леннон был в восторге от этой песни: «Мы немного поговорили о текущем состоянии музыкальной сцены, и тут Джон сказал, что есть одна «крутая» пластинка, которая никак не выходит у него из головы. Но он не мог вспомнить название. Всю остальную поп-музыку того периода он обычно называл одним из его любимых нехороших слов».
«На следующий день мне вдруг позвонил Джон», - продолжает Коулман. «Я вспомнил, после того как ушел, какую пластинку всё время слушаю, и не могу остановиться», - сказал он. «Это очень крутая песня, Whiter Shade Of Pale группы PROCOL HARUM. Лучшая песня, из всех, что я слышал за последнее время. Ставишь её, и, и… ууууууу».
Скорее всего Леннон принёс пластинку в студию, чтобы показать её своим коллегам по группе. Потому что позже, когда Ринго Старра попросили назвать лучшую песню десятилетия, он также выбрал PROCOL HARUM.
Старр сказал: «Когда меня спрашивают подобное, лично я всегда думаю о PROCOL HARUM. Но все остальные думают обо мне и THE BEATLES. Я думаю о PROCOL HARUM, потому что для меня A Whiter Shade of Pale - лучшая запись 60-х».
И вообще тут дело было не только в Старре и Ленноне. Оззи Осборн и Кит Ричардс называли этот психоделический трек классикой всех времен, лишний раз подтвердив его место в пантеоне хиппи-истории.
При этом песня не столь откровенно экспериментальная, как некоторые песни THE BEATLES, вдохновленные ею (по словам самих битлов). Она скорее демонстрирует, что несмотря на тягу к эзотерике, адепты музыки той эпохи акцентировали своё внимание на стилистике, мелодии и эмоциях (что, возможно, еще более важно).
Что касается конкретно A Whiter Shade of Pale, то от завораживающего звучания органа до загадочных весталок, «направляющихся к берегу» под торжественно отсчитывающий четверти барабан, трек звучит безупречно, подтверждая статус одной из самых совершенных композиций десятилетия.
Многим пришлась по душе эта песня, включая участников THE BEATLES. Людей привлекало как звучание, так и поэтичность текста, а также то, что она была типично английской, без заметных признаков американского влияния.
Пресс-агент BEATLES Дерек Тейлор утверждает, что именно эта мелодия вдохновила Джона Леннона на написание I Am The Walrus, одной из самых ярких и образных его песен, текст которой отражает его личное восприятие Англии.
На его музыку огромное влияние оказали американские музыканты, но Леннон был прежде всего англичанином, хотя и нечасто проявлял это в раннем творчестве THE BEATLES. К 1967 году он почувствовал себя более уверенным для того, чтобы писать песни и петь с более личной позиции, наполнив песни Being for the Benefit of Mister Kite, Strawberry Fields Forever и A Day in the Life заоблачным взглядом на мир, чисто английским по своему яркому оформлению и пренебрежительному отношению к реакции слушателей.
I Am The Walrus появилась позже, нечто вроде язвительного доклада о недостатках общества его страны, изобилующего придуманными бессмысленными строчками и нелепыми образами. Английский журналист Иэн Макдональд пишет, что A Whiter Shade of Pale послужила образцом для этой песни, благодаря которому Джон начал писать неприкрыто честно, при этом опираясь на таких культовых британских авторов абсурда, как Эдвард Лир и Льюис Кэрролл.
Даже если так оно и было, Леннон не собирался в этом признаваться, предложив свою историю о том, что он хотел написать песню, которая совершенно запутала бы учителей, дающих своим ученикам домашнее задание разбирать смысл произведений THE BEATLES. «Первые две строчки были написаны за два уик-энда», - признался Леннон в 1980 году. «И доработаны после знакомства с Йоко. Отчасти песня была критикой движения Харе Кришна. Многие люди тогда говорили о Харе Кришна, особенно Аллен Гинзберг. Персонаж песни «Элементарный пингвин» олицетворяет то самое, наивное отношение, когда все люди ходят и скандируют «Харе Кришна» или возлагают всю свою веру на какого-то идола. В то время мне хотелось писать туманно, как Боб Дилан».
Песня очень социальная, резкие, пронизанные горькой иронией слова были направлены против имущих, эксплуатировавших и унижавших рабочий класс, обеспечивавший существование страны.
На переднем плане помимо вокала - энергичные барабаны Ринго Старра, а в бридже и следующим за ним припеве шуршащие «весёлые» тарелки гармонично дополняют голос Леннона. THE BEATLES наслаждались совместной работой на сессиях Magical Mystery Tour, которые были одними из самых плодотворных и удачных в их карьере. Нет ощущения негатива, наполнявшего сессии «Белого альбома» или безрадостных репетиций накануне Let It Be, четверо друзей вновь получают радость от совместного творческого процесса.
Насмешливые интонации песни очевидны, но найти какую-то связь с творчеством PROCOL HARUM довольно-таки сложно. Даже если какая-либо преемственность и имела место, следы были хорошо заметены и, за исключением диссонирующего струнного аккомпанемента, эта композиция мало чем напоминает A Whiter Shade of Pale.
Гэри Брукер наверняка порадовался, узнав, что его культовый классический хит вдохновил к тому же создание еще одной потрясающей психоделической композиции. Именно психоделия дала музыкантам возможность вернуться к своим корням, а грубоватая мелодия была основательно приправлена острым причудливым текстом, наполненным британским колким юмором. I Am The Walrus представила одну из самых пронзительных, резких и саркастичных вокальных подач Леннона.
I Am The Walrus, воссоздающую Англию, которую ранее можно было обнаружить только в некоторых книгах, можно отнести к числу лучших записей группы. Она звучит помощнее, чем Strawberry Fields Forever, и производит большее впечатление, чем She’s Leaving Home, песня великолепна во многих отношениях и с полным правом располагается по соседству с A Whiter Shade of Pale, как один из символов ушедшей эпохи. Время изменилось, но мелодии остались и радуют как поклонников 60-х, так и просто любителей хорошей музыки.