Найти в Дзене

Выставка военной техники "Моторы войны". Часть 3.

Военные музеи. Выставка "Моторы войны" Выставка "Моторы войны". Часть 3. Chevrolet C60X, 1944 г. Chevrolet C60X Ещё до начала Второй мировой войны Англия разместила в Канаде заказ на производство различной военной техники, включая грузовики. В целях унификации канадские отделения Chevrolet и Ford объединились, создав семейство автомобилей CMP (Canadian Military Pattern). Грузовики имели идентичную конструкцию, различаясь лишь эмблемами, фальшрадиаторными решётками и силовыми установками. Имевший заводской индекс Chevrolet 8660 канадский грузовик имел колёсную формулу 6х6. Как правило, автомобиль применялся как база для различных специальных версий, таких, как полевые мастерские. Всего с 1942 по 1944 гг построили 2 710 штук. Из них почти 1 500 отправили в Советский Союз. Chevrolet C15TA, 1944 г. Chevrolet C15TA В 1943 г General Motors of Canada разработал проект бронетранспортёра, который базировался на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A. В том же году бронетранспортёр, полу

Военные музеи.

Выставка "Моторы войны"
Выставка "Моторы войны"
Выставка "Моторы войны". Часть 3.
Выставка "Моторы войны". Часть 3.

Chevrolet C60X, 1944 г.

Chevrolet C60X
Chevrolet C60X

Ещё до начала Второй мировой войны Англия разместила в Канаде заказ на производство различной военной техники, включая грузовики. В целях унификации канадские отделения Chevrolet и Ford объединились, создав семейство автомобилей CMP (Canadian Military Pattern). Грузовики имели идентичную конструкцию, различаясь лишь эмблемами, фальшрадиаторными решётками и силовыми установками. Имевший заводской индекс Chevrolet 8660 канадский грузовик имел колёсную формулу 6х6. Как правило, автомобиль применялся как база для различных специальных версий, таких, как полевые мастерские. Всего с 1942 по 1944 гг построили 2 710 штук. Из них почти 1 500 отправили в Советский Союз.

Chevrolet C15TA, 1944 г.

Chevrolet C15TA
Chevrolet C15TA

В 1943 г General Motors of Canada разработал проект бронетранспортёра, который базировался на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A. В том же году бронетранспортёр, получивший обозначение C15TA Armoured Truck, был запущен в серию. Chevrolet C15TA оснащался 6-цилиндровым двигателем мощностью 104 л.с. и мог развивать скорость до 90 км/час. Машина была способна перевозить до 8 человек. С 1943 по 1944 гг было выпущено 3 961 машина данного типа. Эксплуатация C15TA продолжалась вплоть до конца 1960-х гг.

Humber FWD, 1943 г.

Humber FWD
Humber FWD

В 1940 году началось производство лёгкой многоцелевой полноприводной модели Humber Heavy Utility, он же Humber FWD (four wheel drive). Из 5 199 выпущенных с 1940 по 1945 гг Humber FWD 3 960 автомобилей произвели с кузовом универсал. Автомобиль использовался в качестве штабного, связного, им пользовалось немало английских военачальников. Представленный образец относится к ранним производственным сериям. Двигатель - 6-цилиндровый, мощность - 100 л.с., максимальная скорость - 80 км/час.

M3A3, 1942 г.

M3A3
M3A3

Весной 1941 г началось производство Medium Tank M3, первого по-настоящему массового американского среднего танка. Его массовость стала проблемой, поскольку возник риск остаться без моторов. Представленный на выставке танк сначала использовался как танк, далее его переделали в эвакуационную машину М31. В ходе реставрации М31 переделали обратно в танк. Танк оснащён двумя 6-цилиндровыми двигателями мощностью по 410 л.с. Максимальная скорость - 48 км/час. Танк имеет двухъярусное вооружение м 75-мм и 37-мм пушками и пулемётом Browning M1919A4.

Scammell Pioneer SV/2S, 1942 г.

Scammell Pioneer SV/2S
Scammell Pioneer SV/2S

Первый контракт на выпуск английского танкового эвакуатора Scammell Pioneer SV/2S, который правильнее было-бы назвать ремонтно-эвакуационной машиной, был подписали в октябре 1939 г. Машина получила механизированный кран с раздвижной стрелой грузоподъёмностью 3 т, 8-тонную лебёдку и могла буксировать прицеп массой до 30 т.

Scammell Pioneer SV/2S
Scammell Pioneer SV/2S

При колёсной формуле 6х4 привод на задние колёса осуществлялся от центрального редуктора через шестеренчатые передачи каждого борта. Для повышения проходимости на задние колёса могли надеваться гусеницы, которые в нормальных дорожных условиях хранились в открытой корзине под кабиной. В передней части перед капотом размещался съёмный противовес. В движение автомобиль приводился рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем Gardner 6LW, который при объеме 8,37 литра развивал мощность 102 лошадиные силы. Максимальная скорость не превышала 40 км/час.

Scammell Pioneer SV/2S
Scammell Pioneer SV/2S

Эта модель стала самой массовой в линейке Scammell Pioneer. В конце 1941 г для Советской армии были закуплены 12 машинокомплектов эвакуаторов, которые собирали на автозаводе ЗиС. Общий же объем выпуска SV/2S составил 1 975 машин. Последние Scammell Pioneer SV/2S были выпущены во второй половине 1945 г.

Dodge WC-51

Dodge WC-51
Dodge WC-51

В январе 1942 г был создан Dodge T214 WC-51 грузоподъёмностью 750 кг, т.е. 3/4 тонны, откуда и пошло его прозвище "Додж три четверти". Из 253 тысяч произведённых Доджей 3/4 в СССР поступило 19 621 экземпляр. Поначалу основной их задачей в Красной Армии была перевозка боеприпасов и транспортировка артиллерийских орудий, однако вскоре они стали применяться во всех родах войск.

Chevrolet K51 Panel Van, 1943 г.

Chevrolet K51 Panel Van
Chevrolet K51 Panel Van

Полноприводный американский радийный фургон на базе автомобиля семейства G506.

Chevrolet K51 Panel Van
Chevrolet K51 Panel Van

Автомобиль оснащался 6-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 3,77 л развивавшим мощность 93 л.с. Максимальная скорость - 70 км/час.

Studebaker M29C Weasel, 1944 г.

Studebaker M29C Weasel
Studebaker M29C Weasel

В начале 1942 г англичанам для ведения боевых действий в зимних условиях понадобился специальный гусеничный транспортёр. Заказ на его разработку получила американская фирма Studebaker. После выпуска первой тысячи снегоходов в серию была запущено модель Т-24, а позднее появилась улучшенная версия машины, Cargo Carrier M29C.

Studebaker M29C Weasel
Studebaker M29C Weasel

Первоначально создававшийся по заказу англичан, транспортёр далее заинтересовал американскую армию. Машину решили применять для лыжных и горных частей. Версия М29С получила съёмные поплавки, благодаря чему появилась возможность плавать.

Studebaker M29C Weasel
Studebaker M29C Weasel

Dodge WC-17, 1941 г.

Dodge WC-17
Dodge WC-17

Полноприводный американский штабной фургон оснащался 6-цилиндровым двигателем мощностью 78 л.с. и мог развивать максимальную скорость до 90 км/час.

Dodge WC-17
Dodge WC-17

Всего было выпущено 274 машины модели WC-17.

Scout Car M3A1, 1944 г.

Scout Car M3A1
Scout Car M3A1

Американский полноприводный бронеавтомобиль Scout Car M3A1 был разработан компанией White Motor Co. и с 1940 по 1944 гг было выпущено 20 918 таких автомобилей, ставшими основными бронемашинами американской армии вплоть до 1943 г. Бронеавтомобиль вооружался 12-мм пулемётом М2 и двумя 7,62-мм пулемётами. Мощность 6-цилиндрового двигателя составляла 110 л.с., максимальная скорость - 80 км/час. 3 340 таких бронеавтомобилей были поставлены в СССР по программе ленд-лиза.

GMC CCKW-353, 1944 г.

GMC CCKW-353
GMC CCKW-353

Американский трёхосный полноприводный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т компании General Motors производился на нескольких заводах, что позволило построить почти 563 000 штук. Из них с 1942 по 1945 гг в СССР было поставлено 6 700 грузовиков данного типа. Это самый массовый грузовик Второй мировой войны.

GMC CCKW-353
GMC CCKW-353

Двигатель - GMC, 6-цилиндровый, рабочий объём - 4,4 л, мощность - 90 л.с., максимальная скорость - 85 км/час.

Willys MB, 1943 г.

Willys MB
Willys MB

Выпуск лёгкого полноприводного командирского автомобиля Willys MB начался в ноябре 1941 г, но ещё до старта его производства Ford приобрёл лицензию на производство Willys MB, который известен как Ford GPW. Всего было произведено около 360 тысяч Willys MB и 277 тысяч Ford GPW. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым двигателем мощностью 60 л.с. и развивал максимальную скорость до 104 км/час.

СУ-76М, 1944 г.

СУ-76М
СУ-76М

Многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков СУ-76М вступила в бой с мая 1943 г. Её выпуск организовали в Кирове, Горьком и Мытищах. Всего с 1943 по 1945 гг сдали 13 679 СУ-76М. Эта машина оказалась самой массовой САУ в истории.

СУ-76М
СУ-76М

На СУ-76М была применена компоновка со спаренной установкой двух (один за другим) двигателей, которая нигде больше в мире не применялась. Вооружение состояло из 76-мм пушки ЗиС-3 и пулемёта ДТ. Экипаж - 4 человека.

М-13, 1944 г.

БМ-13
БМ-13

Первоначально система залпового огня М-13 монтировалась на шасси грузового автомобиля ЗиС-6 (БМ-13), но с прекращением в октябре 1941 г производства грузовиков ЗиС-6 с весны 1942 г для установок М-13 стали использоваться различные иностранные автомобили, поступавшие в СССР по ленд-лизу. Лучше всего подошли американские Studebaker US6. В итоге на их долю пришлось больше половины всех "Катюш" - 54,7%.

БМ-13
БМ-13

Автомобили Studebaker US6 оснащались 6-цилиндровым двигателем Hercules рабочим объёмом 5,24 л и мощностью 95 л.с. Боевая масса - 6 200 кг. Максимальная скорость - 72 км/час.

БА-64, 1942 г.

БА-64
БА-64

Разработка лёгкого полноприводного бронеавтомобиля началось в июле 1941 г по инициативе конструктора В. А. Грачёва. В качестве шасси для бронемашины использовался лёгкий командирский автомобиль ГАЗ-64. Бронеавтомобиль получил обозначение БА-64 и летом 1942 г началось его серийное производство, которое продолжалось до второй половины 1943 г. Применялись они как связные и разведывательные броневики. Всего было выпущено 3 901 БА-64.

БА-64
БА-64

Данные бронеавтомобиль является единственным восстановленным БА-64. Мощность - 54 л.с., максимальная скорость - 65 км/час, вооружение - пулемёт ДТ.

ЗиС-44, 1942 г.

ЗиС-44
ЗиС-44

В 1942 г начался выпуск санитарного автомобиля ЗиС-44 на шасси ЗиС-5, который использовался для перевозки четырёх (или семи, в зависимости от комплектации) лежачих на носилках или 18 сидячих раненых. По одним данным с 1942 по 1946 гг выпустили 517 таких машин, по другим - 400 машин за 1943-1944 гг.

ЗиС-44
ЗиС-44

Кузов такого конструкции также использовался для размещения различных типов походных мастерских и специального оборудования.

ЗиС-42, 1942 г.

ЗиС-42
ЗиС-42

Полугусеничный тягач ЗиС-42 был готов в 1941 г, но эвакуация части производства ЗиСа вынудила запустить машину в серию только в следующем году, а с конца 1942 г начался выпуск полноценной версии, получившей обозначение ЗиС-42М. После войны подавляющее большинство ЗиС-42 и ЗиС-42М переделали в обычные грузовики. Представленный образец считается единственным сохранившимся.

ЗиС-42
ЗиС-42

Тягач ЗиС-42 имел полноценный гусеничный движитель вместо задних колес, а при езде по глубокому снегу или болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колеса. Использовался для буксировки артиллерийских систем калибра 76-122 мм. При движении с полной нагрузкой расход бензина доходил до 150 л/100 км.

Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT), 1944 г.

Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)
Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)

В 1942 г шведская компания Volvo получила заказ на разработку полугусеничного тягача, и в том же году на базе немецкого Demag D7 (Sd.Kfz.10) компания Volvo разработала шведский аналог, получивший индекс Volvo HBT. В 1944 г машину приняли на вооружение как Artilleritraktor m/43 для буксировки 105-мм гаубиц. Всего до 1946 г изготовили 108 машин. В Швеции данные машины состояли на вооружении до 1956 г.

Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)
Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)

Грузоподъёмность тягача составляла 2 т, тяговое усилие - 5 т. Под капотом устанавливался 6-цилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. На музейной табличке максимальная скорость указана 65 км/час, хотя по другим источникам она не превышала 38,2 км/час.

Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)
Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT)

Citroen Typ 23U, 1938 г.

Citroen Typ 23U
Citroen Typ 23U

В 1935 г во Франции в производство был запущен грузовой автомобиль Citroen Typ 23. Базовой стала модель Citroen Typ 23U. Буква U означала - грузопассажирский. С различными изменениями Citroen Typ 23 выпускался до 1969 г.

Citroen Typ 23U
Citroen Typ 23U

Двигатель - Citroen 11CV, 4-цилиндровый, рабочий объём - 1,91 л, мощность - 42 л.с. Грузоподъёмность - 1 500 кг, максимальная скорость - 70 км/час.

Steyr 2000 A Kfz.69 (Typ 274), 1944 г.

Steyr 2000 A Kfz.69 (Typ 274)
Steyr 2000 A Kfz.69 (Typ 274)

Австрийские машины серии Steyr 2000 A производилась с большим ассортиментом кузовов. Базовой версией был бортовой грузовик. Машина могла применяться как транспортёр отделения пехоты, либо как тягач. Применялись эти машины и как командирские. Всего машин этого типа выпустили 6 400 штук. Окончательно производство грузовиков было остановлено в феврале 1945 г.

Steyr 2000 A Kfz.69 (Typ 274)
Steyr 2000 A Kfz.69 (Typ 274)

Колёсная формула - 4х4, снаряжённая масса - 2 600 кг, грузоподъёмность - 2 000 кг, двигатель - Steyr, 8-цилиндровый, рабочий объём - 3,52 л, мощность - 86 л.с., максимальная скорость - 90 км/час.

Phanomen Granit 1500A Kfz.70, 1943 г.

Phanomen Granit 1500A Kfz.70
Phanomen Granit 1500A Kfz.70

В 1941 г немецкая фирма Phanomen Fahrradwerke Gustav Hiller AG создала модель Phanomen Granit 1500. Модель выпускалась в заднеприводном и полноприводном вариантах. Большинство этих автомобилей изготовили в виде грузовиков, но небольшое количество построили в вариантах командирских автомобилей - Kfz.69, Kfz.70, Kfz.21.

Phanomen Granit 1500A Kfz.70
Phanomen Granit 1500A Kfz.70

Колёсная формула - 4х4, снаряжённая масса - 2 500 кг, грузоподъёмность - 1 500 кг, мощность - 50 л.с., максимальная скорость - 90 км/час.

Mercedes-Benz L4500S. 1941 г.

Mercedes-Benz L4500S
Mercedes-Benz L4500S

Tatra T 27 B, 1941 г.

Tatra T 27 B
Tatra T 27 B

В 1930 г Tatra разработала средний грузовой автомобиль Т 27 с трубчатой рамой грузоподъёмностью 2,5 т, а с 1940 г в производство пошла модель Т 27 В. В период с 1940 по 1943 г сдали 3 171 такой автомобиль. После окончания Второй мировой войны Т 27 В стали выпускать для чехословацкой армии. До 1948 г сдали ещё 1 994 грузовика.

Tatra T 27 B
Tatra T 27 B

Грузоподъёмность - 3 000 кг, мощность - 63 л.с., максимальная скорость - 60 км/час.

СУ-85

СУ-85
СУ-85

В мае 1943 г на Уралмаше была создана самоходная артиллерийская установка на шасси танка Т-34 с 85-мм полуавтоматической пушкой Д-5С. СУ-85 была специально разработана для борьбы с немецкими танками "Тигр" и "Пантера". Когда появился Т-34-85, оснащенный пушкой такого же калибра, производство СУ-85 было прекращено, хотя машина находилась на фронте до конца войны.

Fiat-SPA TM 40, 1942 г.

Fiat-SPA TM 40
Fiat-SPA TM 40

Итальянские артиллерийские тягачи Fiat-SPA TM 40, разработанные фирмой Societa Piemontese Automobili, поступили на вооружение итальянской армии в 1942 г, а с осени 1943 г они шли уже в немецкую армию. Машину использовали для перевозки 90-мм зенитной пушки, 149-мм гаубицы, а также средних танков на колёсном прицепе. Автомобиль имел полный привод и полное управление. Для снижения габаритов силовую установку разместили в салоне между передними сиденьями.

Fiat-SPA TM 40
Fiat-SPA TM 40

Колёсная формула - 4х4, мощность - 105 л.с., масса буксируемого прицепа 9 т, максимальная скорость - 43 км/час.

Autocarretta OM 32

Autocarretta OM 32
Autocarretta OM 32

В 1932 г на вооружение альпийских стрелков итальянской армии была принята Autocarretta OM 32, созданная фирмой Officine Meccaniche. При рабочем объёме 1 615 см/куб двигатель развивал мощность 20 л.с. и с нагрузкой 130 кг развивал скорость до 25 км/ч.

Fiat-SPA 35 Dovunque (Fiat 612), 1941 г.

Fiat-SPA 35 Dovunque (Fiat 612)
Fiat-SPA 35 Dovunque (Fiat 612)

Итальянский радийный фургон Fiat-SPA 35 Dovunque (Fiat 612) с колёсной формулой 6х4. Единственный сохранившийся экземпляр.

Fiat-SPA 35 Dovunque (Fiat 612)
Fiat-SPA 35 Dovunque (Fiat 612)

Двигатель - Fiat 18 T, 4-цилиндровый, рабочий объём - 4,05 л, мощность - 55 л.с., максимальная скорость - 50 км/час.

OM Taurus, 1941 г.

OM Taurus
OM Taurus

В 1939 г компания Officine Meccaniche Spa (OM) начала разработку грузового автомобиля Taurus, а после оккупации части Италии немцами Германия получила 2 300 таких грузовиков. С 1944 г их стали оснащать дизельными двигателями. В общей сложности OM Taurus выпускались почти 10 лет. Автомобиль оснащался двигателем мощность 63 л.с., имел грузоподъёмность 3 000 кг, и развивал максимальную скорость 60 км/час.

Fiat-SPA TL.37, 1942 г.

Fiat-SPA TL.37
Fiat-SPA TL.37

В 1941 г итальянская фирма Societa Piemontese Automobili (SPA) началось производство полноприводной (4х4) машины Fiat-SPA TL.37 Pontiere с мощной лебёдкой, предназначавшейся для перевозки лёгкого понтонного парка. Автомобиль оснащался двигателем мощностью 52 л.с. и способен был тянуть прицеп массой до 2 640 кг. Максимальная скорость - 38 км/час.

Fiat 508 CM, 1942 г.

Fiat 508 CM
Fiat 508 CM

В 1937 г по заданию итальянской армии FIAT начал работу над лёгкой командирской машиной, получившей обозначение Fiat 508 CM. Fiat 508 CM стал самым массовым итальянским командирским автомобилем в годы Второй мировой войны. 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 30 л.с. и разгонял машину до 95 км/час. Дорожный просвет - 237 мм.

Заключительная, 4-ая часть будет посвящена мотоциклам.

-53

Фотографии из личной коллекции.

Выставка военной техники "Моторы войны". Часть 1. - https://dzen.ru/a/aTl5jlPBfTWjxknU
Выставка военной техники "Моторы войны". Часть 2. -
https://dzen.ru/a/aTqxFVyJ4kRfrK9a
Военная операция "Зимняя гроза" -
https://dzen.ru/video/watch/67b82d2fd6b21c54403c3b98?collection=author%3Aa1c6a5bf-2459-43a3-87ee-3017c56be6ad&order=reverse