Найти в Дзене

Выставка военной техники "Моторы войны". Часть 2.

Военные музеи. Выставка "Моторы войны". Часть 2. Выставка "Моторы войны". Т-34, 1941 г. Т-34 Средний танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г, а с середины следующего года началось его серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе. По состоянию на 1941 г Т-34 являлся лучшим в мире средним танком. С момента своего появления в течение нескольких лет Т-34 превосходил по боевым и маневренным качествам все современные ему средние и даже тяжёлые танки других армий. Т-34 Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки Ф-34 и двух 7,62-мм пулеметов ДТ, один из них был спарен с пушкой, другой смонтирован в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Передний броневой лист толщиной 45 мм, установленный под углом 60 град, давал отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам был эквивалентен вертикальной бронеплите толщиной 75 мм. Танк постоянно модернизировался и позже получил 85-мм пушку. ГАЗ-67Б ГАЗ-67Б Не знаю как в другие дни, а в день моего приезда

Военные музеи.

Выставка "Моторы войны". Часть 2.
Выставка "Моторы войны". Часть 2.
Выставка "Моторы войны".
Выставка "Моторы войны".

Т-34, 1941 г.

Т-34
Т-34

Средний танк Т-34 был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г, а с середины следующего года началось его серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе. По состоянию на 1941 г Т-34 являлся лучшим в мире средним танком. С момента своего появления в течение нескольких лет Т-34 превосходил по боевым и маневренным качествам все современные ему средние и даже тяжёлые танки других армий.

Т-34
Т-34

Вооружение танка состояло из 76,2-мм пушки Ф-34 и двух 7,62-мм пулеметов ДТ, один из них был спарен с пушкой, другой смонтирован в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Передний броневой лист толщиной 45 мм, установленный под углом 60 град, давал отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам был эквивалентен вертикальной бронеплите толщиной 75 мм. Танк постоянно модернизировался и позже получил 85-мм пушку.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б
ГАЗ-67Б

Не знаю как в другие дни, а в день моего приезда этот ГАЗ-67Б был выставлен в качестве атрибута в фотозоне.

ГАЗ-ММ, 1941 г.

ГАЗ-ММ
ГАЗ-ММ

В 1938 г грузовой автомобиль ГАЗ-АА подвергся модернизации и после установки на неё более мощного двигателя ГАЗ-М1 машина получила обозначение ГАЗ-ММ. Впрочем, в документах грузовик всё равно именовался ГАЗ-АА. Выпускавшийся с 1938 г ГАЗ-ММ в варианте бортового грузовика имел заводское обозначение ГАЗ-ММ-82-120. На машину нанесён 3-цветный камуфляж, введённый с лета 1941 г.

БА-10М, 1939 г.

БА-10М
БА-10М

В конце 1939 г бронеавтомобиль БА-10А прошёл модернизацию и с декабря начался выпуск обновлённой машины под обозначением БА-10М. Топливные баки, до этого подвешенные к крыше бронекорпуса почти над головами водителя и пулемётчика перенесли на задние крылья в бронированные кожухи. Гусеничные ленты перенесли на корму корпуса, а пулемётная установка в лобовом листе корпуса получила броневую защиту. Эти изменения в основном и являются отличительным признаком БА-10М от БА-10А. Более подробно о бронеавтомобиле можно прочитать здесь - https://dzen.ru/a/aTbUzsVwNkXi7guT

Dodge WC-57, 1943 г.

Dodge WC-57
Dodge WC-57

Изначально полноприводные автомобили Dodge WC-56/WC-57 создавались как автомобили-разведчики (первый без лебёдки, второй с лебёдкой). На практике же очень часто эти машины использовались как командирские. Официально машины семейства WC-56 и WC-57 по программе ленд-лиза не поставлялись, однако единичные экземпляры попадали и в Красную Армию.

Dodge WC-57
Dodge WC-57

Запасное колесо крепилось с левого борта напротив водительского сиденья - входить и выходить шофёру приходилось с противоположной стороны.

76-мм полевая пушка обр. 1902 г, 1914 г.

76-мм полевая пушка обр. 1902 г
76-мм полевая пушка обр. 1902 г

76-мм полевая пушка обр. 1902 г стала самым массовым образцом русской полевой артиллерии времён Первой мировой войны. Боевая масса - 1 110 кг. Расчёт - 6 человек. В общей сложности изготовили не менее 14,5 тысяч таких пушек.

Т-20 "Комсомолец", 1939 г.

Т-20 "Комсомолец"
Т-20 "Комсомолец"

В 1936 г КБ завода № 37, под руководством Н. А. Астрова, создало Т-20 "Комсомолец". В 1937 г на вооружение Красной Армии был принят артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец", и в том же году началось его серийное производство. "Комсомолец" являлся штатным тягачом 45-мм противотанковой пушки. Вместе с орудием перевозился и расчёт, в случае необходимости скамьи по бортам моторного отделения складывались и образовывали грузовую платформу. На начало войны это был самый массовый в мире полубронированный тягач.

ГАЗ-61-73, 1941 г.

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73

Базой для армейского легкового автомобиля высокой проходимости ГАЗ-61-73 послужила доработанная горьковская "эмка" ГАЗ-М1. Заново были созданы только передний ведущий мост и раздаточная коробка. Это первый советский легковой полноприводный автомобиль серийного производства. ГАЗ-61-73 имел дорожный просвет 232 мм, мог преодолевать подъёмы крутизной до 43 град и форсировать броды глубиной до 0,82 м. Расход топлива достигал 17 л/100 км.

ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73

ГАЗ-61-73 стал основной моделью легкового вездехода для высшего командного состава Красной Армии. Всего было изготовлено около 200 автомобилей данного типа.

ГАЗ-64, 1941 г.

ГАЗ-64
ГАЗ-64

В феврале 1941 г конструктору Горьковского автозавода В. А. Грачёву была дано задание на разработку лёгкой разведывательной машины. Уже в апреле 1941 г на испытания вышел автомобиль ГАЗ-64. Вместо изначальной функции машины-разведчика ГАЗ-64 стали направлять в действующие части как командирский автомобиль. Всего за 1941-1943 гг сдали 552 таких автомобиля.

БТ-7, 1938 г.

БТ-7
БТ-7

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7 появился в 1934 г, как развитие более раннего БТ-5. Представленный танк относится к варианту выпускавшемуся в 1938-1939 гг. Главной его отличительной особенностью стала коническая башня. В последний раз БТ-7 применили в августе 1945 г, во время советско-японской войны.

БТ-7
БТ-7

Танк вооружался 45-мм пушкой и одним или двумя пулемётами ДТ. Максимальная скорость на гусеницах составляла 53 км/час, на колёсах - 72 км/час. Всего было произведено 4 613 танка, из них 2 017 с радиостанциями.

ГАЗ-В, 1939 г.

ГАЗ-В
ГАЗ-В

В 1938 г ленинградский авторемонтный завод № 1 получил задание на освоение полугусеничных машин НАТИ В-Г. Данная машина была разработана в НАТИ на базе ГАЗ-АА. Всего в Ленинграде изготовили около 200 таких машин, после чего выпуск перенесли в Горький. После небольших доработок НАТИ-В стали производить на ГАЗе под индексом ГАЗ-В. Общее число выпущенных ГАЗ-В неизвестно, но к апрелю 1939 г их изготовили не менее 660 штук.

ЗиС-33, 1940 г.

ЗиС-33
ЗиС-33

Осенью 1939 г возникла идея создания специальной версии грузового автомобиля ЗиС-5. На грузовике крепился гусеничный движитель, при этом, в случае необходимости, гусеничные ленты снимались, привод переводился в походное положение, после чего машина превращалась в обычный ЗиС-5. На передние колёса могли ставиться лыжи. В январе 1940 г машина, получившая обозначение ЗиС-33, вышла на испытания. Несмотря на их неоднозначные итоги, машину запустили в серию. Расход топлива порой достигал 470 л/100 км. В ходе эксплуатации выявился целый ряд дефектов, масса жалоб шла из войск, что и привело к прекращению выпуска ЗиС-33. Но всё же успели выпустить 3 539 ЗиС-33.

ФАИ-М, 1938 г.

ФАИ-М
ФАИ-М

Лёгкий бронеавтомобиль ФАИ-М был разработан в 1938 г на базе бронеавтомобиля ФАИ путём перестановки бронекорпуса с шасси ГАЗ-А на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Модернизация ФАИ-М проходила в 1938-1939 гг. Точное количество модернизированных таким образом бронеавтомобилей не известно. Вооружение - 7,62-мм пулемёт ДТ, мощность - 50 л.с., максимальная скорость - 83 км/час, экипаж - 3 чел.

Т-60, 1941 г.

Т-60
Т-60

Лёгкий танк Т-60 приняли на вооружение в июле 1941 г, а с октября его стали массово производить. К весне 1942 года стало ясно, что вооружение лёгкого танка не отвечает боевым задачам и в июле его производство было завершено. Всего за это время выпустили 5 662 Т-60. Танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. установленным вдоль правого борта боевого отделения и развивал скорость до 45 км/час. Вооружение танка состояло из 20-мм автоматической танковой пушки ТНШ-1 (ТНШ-20) с ленточным питанием и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта ДТ. Экипаж - 2 человека.

М-8-36, 1944 г.

М-8-36
М-8-36

В августе 1941 года для 82-мм реактивных снарядов М-8 была разработана 36-зарядная пусковая установка БМ-8-36 на шасси автомобиля ЗИС-6. Она предназначалась для поражения массированным огнём живой силы и техники противника, находящегося на открытой местности. В течение войны М-8 несколько раз дорабатывался с целью повышения мощности действия у цели и дальности полета. Последний вариант его имел вес взрывчатого вещества 0,64 кг и дальность полета 5,5 км.

М-8-36
М-8-36

Всего до октября 1941 г сдали 270 таких машин. Представленный образец является единственным на сегодняшний день сохранившимся образцом системы залпового огня М-8-36.

ЗиС-32, 1941 г.

ЗиС-32
ЗиС-32

Полноприводный грузовой автомобиль ЗиС-32 был принят на снабжение Красной Армии в декабре 1939 г. К лету 1941 г ЗиС-32 рассматривался в качестве тягача дивизионной артиллерии для перевозки артиллерийских систем массой до 3 т. Вместе с тем, основным предназначением машины стало использование её в качестве обычного грузовика.

ЗиС-32
ЗиС-32

ЗиС-32 стали первыми отечественными полноприводными грузовиками, запущенными в серийное производство. На автомобиле устанавливался двигатель ЗиС-16 мощностью 80 л.с., грузоподъёмность составляла 3,5 т, максимальная скорость 66 км/час. Всего было изготовлено 188 грузовых автомобилей данного типа.

Sd.Kfz.231 (8-rad).

Sd.Kfz.231 (8-rad).
Sd.Kfz.231 (8-rad).

В 1935 г немецкая фирма Bussing-NAG получила задание на разработку полноприводного 4-осного шасси для использования в разведывательных подразделениях. В 1937 г было начато производство тяжёлых бронеавтомобилей Sd.Kfz.231 (базовая версия), Sd.Kfz.232 (радийная версия) со всеми управляемыми колёсами на независимой подвеске и двумя постами управления.

Sd.Kfz.231 (8-rad)
Sd.Kfz.231 (8-rad)

Бронеавтомобили оснащались 8-цилиндровым двигателем мощностью 155 л.с. и могли передвигаться с максимальной скоростью до 85 км/час. Эти бронеавтомобили являлись одними из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей своего времени и были способны действовать на пересечённой местности, обладая сравнимой с танками проходимостью. Их вооружение состояло из 20-мм пушки и пулемёта MG 34.

Sd.Kfz.231 (8-rad)
Sd.Kfz.231 (8-rad)

Всего было выпущено около 610 бронемашин версии Sd.Kfz.231/232. На выставке представлена реплика Sd.Kfz.231 третьей производственной серии. Характерной деталью этой серии является разнесённое бронирование. В лобовой части корпуса крепился дополнительный броневой лист, благодаря которому спереди броневик был защищён от огня малокалиберных автоматических пушек и крупнокалиберных пулемётов.

Mercedes-Benz L4500S, 1940 г.

Mercedes-Benz L4500S
Mercedes-Benz L4500S

В 1939 г начался выпуск грузовиков Mercedes-Benz L4500 (Typ L303). Автомобиль строился в двух модификациях - L4500A (полный привод) и L4500S (задний привод). Базовой моделью стал заднеприводный Mercedes-Benz L4500S грузоподъёмностью 4 950 кг.

Mercedes-Benz L4500S
Mercedes-Benz L4500S

Автомобиль комплектовался 6-цилиндровым дизельным двигателем рабочим объёмом 7,27 л развивавшим мощность в 112 л.с., что позволяло развивать скорость до 66 км/час. С 1944 г к производству этих грузовиков подключилась фирма Saurer.

Mercedes-Benz L4500S
Mercedes-Benz L4500S

Всего с 1939 по 1944 гг было сдано 6 402 грузовика данного типа.

Steyr Typ 270 Kfz.69, 1941 г.

Steyr Typ 270 Kfz.69
Steyr Typ 270 Kfz.69

Изначально Porsche Typ 147 был разработан для Steyr-Daimler-Puch, являвшегося партнёром Porsche K.G. В 1941 г началось серийное производство. Автомобиль получил заводской индекс Typ 270, но более известен как Steyr 1500A. В дополнение к стандартному кузову, в конце 1941 г появилась модификация, предназначенная для высшего командного состава. Она получила обозначение Kommandeurwagen и индекс Kfz.21. Изготовлением кузовов к данном модификации занималась фирма Glaser.

Steyr Typ 270 Kfz.69
Steyr Typ 270 Kfz.69

Автомобиль оснащался 8-цилиндровым двигателем мощностью 96 л.с. и мог развивать скорость до 90 км/час.

Т-26, 1936 г.

Т-26
Т-26

Изначально лёгкий танк Т-28 выпускался двухбашенным, с пушечно-пулемётным, либо чисто пулемётным вооружением. С 1933 г начался выпуск танка с двухместной башней. Вооружение стало состоять из 45-мм пушки и спаренного пулемёта ДТ. В 1937 г появилась коническая башня. Т-26, именовавшийся как "общевойсковой танк", стал самым массовым танком предвоенного периода. Он оставался самым массовым и на начало Великой Отечественной войны.

Т-26
Т-26

Танк комплектовался 4-цилиндровым двигателем мощностью 82 л.с. и мог развивать скорость до 52 км/час. Всего было произведено 11 307 танков семейства Т-26.

Mercedes-Benz 230 W153, 1939 г.

Mercedes-Benz 230 W153
Mercedes-Benz 230 W153

Немецкий легковой автомобиль Mercedes-Benz 230 W153 начал выпускаться в 1938 г. За годы производства с 1938 по 1943 гг было произведено 4 262 автомобилей Mercedes-Benz 230 W153 всех модификаций. Выпускались седаны и кабриолеты. Данный автомобиль ждёт реставрации.

"Коминтерн", 1939 г.

"Коминтерн"
"Коминтерн"

В 1934 г КБ Харьковского паровозостроительного завода под руководством Б. Н. Воронкова разработало артиллерийский тягач "Коминтерн". Всего с 1934 по 1940 гг было изготовлено 1 798 машин данного типа. К моменту создания "Коминтерн" не имел аналого в мире. Он стал первым быстроходным гусеничным артиллерийским тягачом тяжёлого класса. Основной задачей машины стало использование в качестве тягача 203-мм гаубиц Б-4.

"Коминтерн"
"Коминтерн"

Тягач оснащался 4-цилиндровым двигателем КИН мощностью 130 л.с. и мог тянуть прицепы массой до 10 т.

"Сталинец-60".

"Сталинец-60"
"Сталинец-60"

15 мая 1933 г с конвейера Челябинского тракторного завода сошёл первый трактор промышленного производства "Сталинец-60" (С-60). После завершения серийного производства в 1937 г тракторы С-60 благодаря высокой ремонтопригодности и хорошо организованному снабжения запчастями продолжали трудиться в народном хозяйстве ещё почти 20 лет, а в ряде случаев и более.

"Сталинец-60"
"Сталинец-60"

Основным топливом для двигателя служил лигроин - продукт переработки нефти, занимающий промежуточное место между керосином и бензином. Массивный топливный бак ёмкостью 390 л на С-60 располагался с левой стороны рядом с сиденьем тракториста. Максимальная мощность составляла 72 л.с. Общий объём производства составил 68 997 тракторов.

Трактор С-65 "Сталинец", 1941 г.

Трактор С-65 "Сталинец"
Трактор С-65 "Сталинец"

Трактор С-65 "Сталинец", выпускавшийся с 1937 г на Челябинском тракторном заводе, стал первым советским серийным дизельным трактором. В мае 1937 г на Парижской международной выставке он был удостоен "Гран-при". С 1938 г он начал поставляться на экспорт, а в 1939 г С-65 стал одним из главных героев художественного фильма "Трактористы". К 1941 г тракторов С-65 было в Красной Армии почти 40% от общего числа тягачей в РККА. К 1944 г, в результате мобилизации машин из народного хозяйства, их число достигло 60%. В основном их использовали для буксировки орудий большой мощности.

Трактор С-65 "Сталинец"
Трактор С-65 "Сталинец"

Данный экземпляр был поднят из болота в Псковской области на месте одного из сражений.

Tatra 57K, 1942 г.

Tatra 57K
Tatra 57K

Производство чехословацкого легкового автомобиля Tatra 57 началось в 1932 г. После оккупации Чехословакии в 1939 г для нужд Вермахта была разработана модификация под индексом Tatra 57K, который использовался в качестве лёгкой командирской машины. Всего до 1943 г было выпущено 5 514 машин данного типа.

Tatra 57K
Tatra 57K

Автомобиль оснащался 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения рабочим объёмом 1,26 л и мощностью 23 л.с. Максимальная скорость составляла 90 км/час.

Tatra 57K
Tatra 57K

После завершения войны производство автомобиля возобновили и построили ещё 640 машин для чехословацкой армии. Последние машины были сдали в 1947 г.

15 cm Nebelwerfer 41, 1943 г.

15 cm Nebelwerfer 41
15 cm Nebelwerfer 41

В 1930 г в Германии начались работы по многоствольным реактивным миномётам, которые изначально разрабатывались как химическое оружие. Первый 6-ствольным образец был готов в 1935 г, но доводочные работы затянулись до 1940 г. Официально на вооружение 6-ствольный реактивным миномёт приняли как 15 cm Nebelwerfer 41. Для запуска использовались трубчатые направляющие, в которых мина начинала раскручиваться. Всего было изготовлено 5 789 единиц Nebelwerfer 41. Калибр - 158 мм, боевая масса - 540 кг, расчёт - 4 человека.

ГАЗ-ММ-91-120, 1942 г.

ГАЗ-ММ-91-120
ГАЗ-ММ-91-120

В 1938 г была проведена модернизация грузового автомобиля ГАЗ-АА, получившего общее обозначение ГАЗ-ММ. Вариант бортового автомобиля имел заводское обозначение ГАЗ-ММ-82-120. Нехватка листового металла и ряда деталей привело к появлению упрощённого варианта ГАЗ-ММ-91-120. Выпускался такой вариант в 1942-1943 гг.

ГАЗ-ММ-91-120
ГАЗ-ММ-91-120

Bedford OYD, 1941 г.

Bedford OYD
Bedford OYD

В 1939 г в англии начался выпуск грузовых автомобилей Bedford O, гражданского OS / OL и военного семейства OY. Базовой версией стал бортовой грузовик Bedford OYD. Кузов мог быть как деревянным, так и металлическим. Около 1 100 грузовиков Bedford было поставлено в 1942 г в Советский Союз и большинство из них относилось к модели Bedford OYD. Как и положено английским автомобилям руль находится справа. В общей сложности за годы войны выпустили 72 385 грузовиков семейства О.

Bedford OYD
Bedford OYD

Производство этих грузовиков продолжалось до 1953 г, а Bedford OY стал самым массовым английским автомобилем грузоподъёмностью 3 т. Двигатель - 6-цилиндровый рабочим объёмом 3,52 л и мощностью 72 л.с., максимальная скорость - 65 км/час.

БА-64Б, 1943 г.

БА-64Б
БА-64Б

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64 был разработан в 1942 г на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. В середине 1943 г бронеавтомобиль был модернизирован и получил новое шасси армейского вездехода ГАЗ-67Б и новое обозначение - БА-64Б. Использовался в качестве разведывательных машин и машин поддержки пехоты. Выпускался с 1942 по 1946 гг. Выпущено 9 069 единиц. Вооружение - 7,62-мм пулемёт ДТ. Экипаж - 2 человека.

Mercedes-Benz L1500S, 1943 г.

Mercedes-Benz L1500S
Mercedes-Benz L1500S

В 1941 г компанией Mercedes-Benz была разработана грузовая модель Mercedes-Benz L1500S, на базе которой строились и такие пожарные автомобили, применявшиеся преимущественно как аэродромные машины.

Mercedes-Benz L1500S
Mercedes-Benz L1500S

А это будет в следующем зале.

Выставка "Моторы войны".
Выставка "Моторы войны".

Фотографии из личной коллекции.

Выставка "Моторы войны". Часть 1. - https://dzen.ru/a/aTl5jlPBfTWjxknU
Выставка военной техники "Моторы войны". Часть 3. -
https://dzen.ru/a/aTwzYn4n0ROAYNsG
Русская Голгофа -
https://dzen.ru/video/watch/681a5d597b919c443eb5c8c7?collection=author%3Aa1c6a5bf-2459-43a3-87ee-3017c56be6ad&order=reverse