Понятие «современный рок» может сбить с толку. Для кого-то это музыка, вышедшая на прошлой неделе, но в широком смысле этот термин охватывает всё, что появилось после золотой эры «классического рока» (середина 60-х — начало 80-х). Это огромный пласт музыки, охватывающий период с конца 80-х до наших дней — время эклектики, эволюции и смешения жанров. Выбрать из этого многообразия всего пять песен, которые мы будем слушать до самой смерти, — задача почти невыполнимая.
Пришлось установить правила. Во-первых, мы исключили метал во всех его проявлениях, как бы ни был велик соблазн включить Metallica, Korn или Pantera. Во-вторых, мы обошли стороной самые новые группы, которые, возможно, станут классикой в будущем. В-третьих, мы избегали как заезженных хитов вроде «Smells Like Teen Spirit», так и слишком нишевых, пусть и гениальных, треков.
В итоге мы отобрали песни, которые были знаковыми в момент своего выхода, но при этом обладают вневременной силой. Они несут в себе душу и историю рока, являясь выдающимися произведениями сами по себе.
Radiohead – Paranoid Android (1997)
Да, фанаты Radiohead, мы знаем. Вы можете считать лучшей песней «Pyramid Song», «Weird Fishes» или десяток других. Но речь не о личных предпочтениях. Radiohead начинали как обычная гитарная группа в эпоху гранжа, но превратились в самый любимый и слушаемый (45 миллионов слушателей на Spotify ежемесячно) авангардный рок-фьюжн коллектив в мире. И альбом 1997 года OK Computer стал поворотным моментом, который заслуживает места в этом списке.
OK Computer ознаменовал не только отход Radiohead от своего прошлого, но и разрыв с наследием пост-панка и метала 90-х, которое иссякло после смерти Курта Кобейна. «Paranoid Android» — это не просто великолепное музыкальное произведение, которое можно переслушивать бесконечно. Это песня, которая символизирует и заключает в себе целый пласт музыкальной истории. При этом она не настолько уходит в дебри прог-рока, чтобы быть непонятной для широкой аудитории.
При выходе «Paranoid Android» сравнивали с «Bohemian Rhapsody» группы Queen (которой она и была вдохновлена). Одно лишь предположение, что эта композиция может стоять в одном ряду с таким шедевром, делает её достойной нашего списка.
Muse – Knights of Cydonia (2006)
С их масштабными симфоническими элементами, виртуозными фортепианными партиями, стадионными гимнами и пронзительными балладами, Muse — поистине уникальная группа. Но есть одна песня, которая стоит особняком не только в их дискографии, но и во всей рок-музыке XXI века. Это их бессменный концертный финал — «Knights of Cydonia» с альбома 2006 года Black Holes and Revelations.
С чего начать? Сложная и многогранная, но при этом яростная и первобытная. Бешеный ритм, напоминающий конский галоп, плотные риффы, крещендо, переходящее в один из самых взрывных финалов за последние десятилетия, — «Knights of Cydonia» — это безумная, единственная в своём роде рок-композиция с практически безграничным потенциалом для переслушивания. Добавьте к этому легендарный клип в стиле спагетти-вестерна с роботами, лазерами и единорогами, и вы получите абсолютный шедевр.
Greta Van Fleet – Safari Song (2017)
Слушатели старшего поколения, поверьте нам. С первой же ноты, которую берёт вокалист Greta Van Fleet Джош Киска, кажется, будто вы наткнулись на утерянный архив записей Led Zeppelin, но с современным качеством звука. Дело не только в голосе Киски, но и в самом подходе группы: они пишут хорошо проработанные, лаконичные песни, понятные широкой аудитории, но при этом достаточно плотные, чтобы быть интересными.
Мы остановились на «Safari Song» с их дебютного EP From the Fires. Это прямолинейный, заразительный и полный юношеской энергии рок-боевик, построенный на убойных риффах. Эта песня наводит мосты между поколениями, сочетая классическое и современное звучание. Она цепляет ту же блюзовую, грувовую струну, что и музыка The Black Keys или The White Stripes. Возможно, именно в этом и заключается суть настоящего рока — объединять людей.
Rage Against the Machine – Bulls on Parade (1996)
У современного рока много лиц, но одно из них, как и в 60-е, — это бунтарство. И кто может быть лучшим воплощением этого духа, чем вечно актуальные и яростные Rage Against the Machine? Их музыка тяжелее, чем у многих, она смешивает рэп 90-х с металом и нарушает все правила, вплоть до гитарной игры Тома Морелло, имитирующей диджейский скретчинг.
Можно было бы выбрать «Killing in the Name» или «Guerilla Radio», но именно «Bulls on Parade» является вершиной их творчества. Невероятный флоу, брутальный гитарный тон и яростный, скрежещущий вокал Зака де ла Рочи делают эту песню не просто гимном неповиновения, но и треком, который можно слушать снова и снова. «Bulls on Parade» — это квинтэссенция необузданной души современного рока.
The Cranberries – Zombie (1994)
Во многом благодаря незабываемому голосу покойной Долорес О'Риордан, суперхит The Cranberries 1994 года «Zombie» трогает людей так же сильно, как и в день своего выхода. Одно дело — петь о войне абстрактно, и совсем другое — сделать её реальность осязаемой и видимой. В этом и заключается великое достижение «Zombie», помимо её невероятно цепляющей мелодии и обманчиво простой структуры.
Эта песня настолько богата эмоциональной глубиной и социальной значимостью, что была бы достойна этого списка, даже если бы у неё было не 1,6 миллиарда прослушиваний на Spotify, а всего десять тысяч. Это рок в его самом искреннем проявлении. О'Риордан написала «Zombie» под впечатлением от теракта в Уоррингтоне, в результате которого погибли двое детей. Песня стала её ответом на 30-летний конфликт в Северной Ирландии. «Это не Ирландия, это не ИРА. Это не я», — говорила она. Это мощное, вневременное антивоенное высказывание, которое навсегда останется в истории.