На первый взгляд удочка кажется очень простым изобретением. Привязал к палке верёвку, нацепил крючок – вот и вся хитрость. Но её история в Древней Руси скрывает целый мир хитрых приспособлений, секретов и неожиданных открытий. Археологи находят следы её использования в Скандинавии и Египте. А что же у славян?
Хотя до X века прямых доказательств применения удочек нет, учёные полагают, что они существовали и тогда. Просто в ином виде. Крючками, скорее всего, были заострённые сучки, шипы растений или когти мелких животных. Железные крючки в то время предназначались для других снастей.
Зато с середины X века всё изменилось: в Новгороде, Ладоге, на Княжей Горе и в могильниках Гнездова находили небольшие крючки, идеально подходящие именно для удочек. Большинство – железные, но встречаются и медные, некоторые без бородки. Вместо петли – лопаточка или насечки на цевье.
Сидел с удочкой, когда напали на Русь
В Новгороде сохранились и поплавки из сосновой коры и осокоря – причём такие же, как сейчас. Грузила делали из свинцовых трубочек, лесы – из жил животных, конского волоса или льняных нитей. И всё же письменные источники упоминают добычу рыбы при помощи удочки редко.
Есть лишь отдельные записи, но какие выразительные: хроникёры сообщают, что Ярослав Мудрый сидел на берегу Днепра с удочкой, когда ему донесли о набеге Болеслава на Русь. Автор одной из берестяных грамот конца XIV века просит прислать ему уду.
В писцовых книгах XV века иногда встречаются короткие пометки: «Озеро Лешое, а рыба в нем щука да остреци, а ловят удою». Оброком такая деятельность не облагалась – много «удою» не наловишь. Археология подтверждает это.
На что ловили крупную рыбу
В XII-XIII веках крючков стало значительно больше, формы усложнялись. В Киеве, Гродно, Новогрудке и других городах были найдены хитро сделанные крючки – отдельная конструкция под каждую рыбу.
Но популярным такой лов назвать трудно: на Княжей Горе из более чем 120 рыболовных крючков лишь около 15 годились для удочек; в Волковыске – 5-6 из 29; в Новгороде – 9-10 из 32. Даже график находок из Новгородского Неревского конца показывает: в X-XII веках удочку использовали неактивно.
Гораздо чаще крупную рыбу – сомов, щук, осетров – ловили другими снастями. Для жерлиц, закидушек и донок крючки делались из плоского железного стержня с бородкой и петлёй на цевье.
Такие находят по всей Руси – от Новгорода и Пскова до Волковыска и Старой Рязани. Эти крючки жили столетиями: ещё недавно днепровские рыбаки ловили на эти «секирки» щуку. Крючки округлой формы в X–XI веках использовались, вероятно, для сома. А для белуги и осетра служили мощные крюки без зубца. Шире всего распространены крючки универсального типа, похожие на «секирки».
Уникальные новгородские крючки
Особое место занимают «горловые» деревянные крючки – новгородская редкость, почти не встречающаяся в других местах. Тонкий деревянный стержень с коротким боковым сучком, три острых конца. Эти крючки известны ещё с каменного века. За середину привязывалась леска, насаживали маленькую рыбку, а хищник, заглатывая добычу, сам напарывался на острые концы. В конце XIX века так ловили налима московские, владимирские и новгородские рыбаки.
Этими же крючками оснащали жерлицы. Леску наматывали «восьмёркой» на деревянную рогульку, затем её привязывали к кустам. Крючок с живцом опускался под воду, рыба хватала приманку, срывала леску и сматывала её полностью, переставая дёргаться. Жерлицы ставили ночью, а утром собирали добычу и меняли живца.
Но у этих способов был предел эффективности. Настоящую продуктивность давали перемёты, продольники и подпуска с десятками и сотнями крючков, иногда даже без наживки. Рыба, проплывая по дну, сама цеплялась за них.
Чем украшали блесны
В XVI веке с появлением специальной проволоки для крючков стали развиваться и рыболовные технологии. В Твери развелось много удников – мастеров по изготовлению крючков. С тех пор снасти стали массовым товаром.
Древняя Русь знала и блесны. Одни делались из овальных изогнутых железных пластин с крючком на конце; другие – из свинцовых и оловянных массивных пластин со впаянным крючком. Первые использовали в качестве «дорожек», волоча за лодкой, вторые опускали зимой в прорубь или летом на глубину озера. Одна из новгородских блесен даже украшена по краям отверстиями для разноцветных нитей, а блесна из Волковыска – имитацией чешуи.
Почти все эти снасти появились в глубокой древности и за века не сильно усовершенствовались. Они не создавали основу рыбного промысла, а лишь дополняли его.
Зачем была нужна удочка
И всё же значение крючных снастей недооценивать нельзя. Ими пользовались не только для ловли рыбы ко столу. Излишки шли на обмен – не обязательно на рынок: договорённость между ловцом и потребителем была ещё в XIX веке и, очевидно, существовала и раньше. Профессиональные рыбаки ловили рыбу к праздникам для соседей, получая за это определённую плату.
Товарный характер такое рыболовство получило лишь в XVI веке – когда многокрючковые перемёты и продольники вошли в обиход, превратив древнее ремесло в промысел, ориентированный на широкий рынок сбыта.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы много говорим о рыбалке и охоте, а также ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только.
Источник: А.В. Куза, «Рыбный промысел в Древней Руси»
Читайте также: