Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Забрасывали сети прямо с крыльца: как на Руси ловили рыбу наши предки

«Обыкновенная пища русских – это рыба и солёная рыбья икра, красная и чёрная», - рассказывал герцогу Тосканскому дипломат Якоб Рейтенфельс в 1679 году. «С хлебом они обыкновенно едят свежую и солёную рыбу…», - доносил в Лондон из столицы России посланник английского короля граф Чарльз Карлейль. И не удивительно – в те далёкие годы рыба и рыбные продукты поражали иностранцев ничуть не меньше, чем драгоценные меха или безбрежные пространства. Однако рыбный промысел далеко не всегда был спокойным и безопасным занятием. В XVI столетии, вошедшем в историю как эпоха «вооружённого рыболовства», запорожские и донские казаки отбили у турок южную часть течения Дона и сразу же начали активно осваивать эти богатые рыбой угодья. Заниматься земледелием в тех краях было рискованно – казачьи поселения находились на границе, где постоянно грозила опасность нападений. В таких условиях ни о каком спокойном возделывании земли или развитии ремёсел не могло быть и речи. Рыбная ловля же оказалась идеальным п
Оглавление

«Обыкновенная пища русских – это рыба и солёная рыбья икра, красная и чёрная», - рассказывал герцогу Тосканскому дипломат Якоб Рейтенфельс в 1679 году. «С хлебом они обыкновенно едят свежую и солёную рыбу…», - доносил в Лондон из столицы России посланник английского короля граф Чарльз Карлейль. И не удивительно – в те далёкие годы рыба и рыбные продукты поражали иностранцев ничуть не меньше, чем драгоценные меха или безбрежные пространства.

Изображение сгенерировано при помощи ИИ
Изображение сгенерировано при помощи ИИ

Тарань черпали вёдрами

Однако рыбный промысел далеко не всегда был спокойным и безопасным занятием. В XVI столетии, вошедшем в историю как эпоха «вооружённого рыболовства», запорожские и донские казаки отбили у турок южную часть течения Дона и сразу же начали активно осваивать эти богатые рыбой угодья.

Заниматься земледелием в тех краях было рискованно – казачьи поселения находились на границе, где постоянно грозила опасность нападений. В таких условиях ни о каком спокойном возделывании земли или развитии ремёсел не могло быть и речи.

Рыбная ловля же оказалась идеальным промыслом. В отличие от земледелия, здесь не нужно было месяцами ждать урожая – достаточно было прийти к реке и принять её дары. Однако самые рыбные места – устье Дона и залив Азовского моря – контролировались Османской империей. Потому столкновения между казаками и турками за лучшие участки для ловли происходили постоянно.

По свидетельствам историков, рыбы в те времена водилось невероятное количество. Во время весенних разливов, когда вода заливала прибрежные станицы, сети можно было забрасывать прямо с крыльца казачьего дома. А тарань, идущую такими плотными косяками, что вода кипела, порой даже черпали вёдрами – настолько её было много.

Не звонили в колокола, чтобы не пугать рыбу

И всё же, несмотря на обилие рыбы, власти уже тогда строго следили, чтобы её вылавливали правильно, в специально отведённых местах. Во время нереста рыбаки на берег вообще не выходили, а колокола не звонили даже на Пасху, чтобы не отвлекать рыбу от производства потомства.

Впрочем, были в те годы и браконьеры. Они, наплевав на существующие правила, пользовались запрещёнными снастями. Вполне возможно, что сегодняшние снасти рыбака очень похожи на те, которые на протяжении веков изготавливались на Руси. Сети, пешни и неводы были настолько эффективны, что современные рыболовы ценят и применяют их по сей день.

Что такое пешня и верша

Например, сети – одно из древнейших орудий, которые позволяли ловить сразу много рыбы. Их изготавливали из конского волоса, льна, позднее – хлопка. Различали ставные и плавные сети – по способу использования Первые устанавливали на дне или ставили вертикально, а вторые опускали в воду и тянули вдоль берега. Все они отличались размером ячеи – для крупной или мелкой рыбы, а ещё были специальные сети для ловли осетровых.

Пешня сегодня используется реже. Это примитивная ловушка в виде усечённого конуса, которую раньше делали из ивовых прутьев. Устанавливали ее в реке на перекатах. В узкой части было входное отверстие, так что попадавшая внутрь рыба уже не могла выбраться наружу.

Похожее устройство было и у верши. Это та же ловушка из ивовых прутьев в форме усечённого конуса, только побольше и с приманкой внутри. Несколько таких штук устанавливали в русле реки, а сами верши часто объединяли в закол – систему из сообщающихся ловушек. Конструкция перегораживала русло и ловила больше рыбы.

Чем старик из сказки поймал золотую рыбку

Невод, который закидывал старик из сказки Пушкина – это большая ловчая сеть. На самом деле поэт, вероятно, писал именно про закидушку, потому что неводом рыбу с берега не ловили. Длина невода могла достигать нескольких сотен метров. Ловля неводом требовала слаженной работы нескольких рыбаков. Этот способ применялся для ловли стайных промысловых рыб. Обычно его тянули с двух лодок, образуя круг. Попавшую внутрь рыбу вытаскивали на берег.

А вот та самая «закидушка» – другое дело. Это примитивный небольшой невод, который забрасывали вручную. Обычно его использовали для ловли рыбы у берега. Два рыболова заходили в воду, окружали косяк рыбы и выбрасывали закидушку, вытаскивая улов.

Рыбацкие приметы

Вязали сети рыбаки собственноручно. Занимались неводом или сетями они с конца октября или с Егория Зимнего по середину декабря, до Николы Зимнего.

При плетении сетей всё было очень строго и по правилам: сетевязам нельзя шуметь, не стоит громко разговаривать и тем более ругаться. Считалось, что такой шум передаётся неводу, и если его услышит водяной, когда сеть окажется в воде, то рыбу он не даст. Остатки ниток, стружки, щепки сметали в «красный угол», чтобы рыба шла так же «кучно», косяком.

Друзья, а у вас есть свои приметы и традиции, связанные с рыбалкой? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: