Слушайте, давайте начистоту. Нас хлебом не корми, дай посравнивать, как у них и как у нас. По телевизору обычно говорят только про те сравнения, которые выходят в нашу пользу. Это правильно — надо знать, чем гордиться. Но совсем уж замалчивать то, что нехорошо — нехорошо.
На днях в интернете обсуждали новость, что в России бензин стал стоить дороже, чем в США. Да, это случилось. Но как? Почему мы, сидя на вулкане своей же нефти, начали платить за бензин больше, чем средний американец, у которого зарплата в разы выше? И прежде чем махнуть рукой и сказать «ну, бывает», давайте разберём эту матрёшку до самой мелкой. Потому что история эта — не про злую карму, а про пазл из наших же решений, проблем и санкционной — как бы банально и заезженно это ни звучало — реальности. И там внутри этой матрёшки много такого, о чём не кричат в вечерних выпусках и дневных политических ток-шоу.
Начнём с главного
То, что бензин в России стал дороже бензина в США — это не "утка" и не заголовок из жёлтой прессы, чтобы привлечь внимание. Это правда. На старте зимы 2025-го средняя цена за литр 95-го в России — почти 65 рублей. В Штатах в это же время галлон (это 3,78 литра) обычного бензина (их аналог нашего 95-го) упал до $2,98. Делим, переводим — получается около 62 рублей за литр по текущему курсу. Да, есть дорогие Калифорнии (так же как и у нас есть дорогие Якутии и Чукотки), но мы-то сравниваем средние цифры по больнице. А против цифр не попрёшь: наш литр топлива официально дороже их литра.
Почему? Не только потому, что у нас бензин подорожал, но и потому, что у них подешевел.
А почему у них вообще дешевеет?
Всё просто и даже обидно. У них сработала классическая рыночная логика, которую нам так часто ставили в пример. Мировая цена на нефть — рухнула. Спрос после лета, сезона отпусков и путешествий — просел. Американское правительство, сидя на гигантских стратегических запасах нефти (это их национальная «заначка»), эти запасы потихоньку продавало, добавляя на рынок дешёвое сырьё. Их нефтяные компании, обладающие самыми современными и эффективными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), спокойно всё это перерабатывают с минимальными издержками. Итог: цена на бензин для американцев падает. Они на «бензиновых каникулах», как пишут их аналитики. А мы тем временем…
Тут нельзя назвать одну причину. Их целый ворох, и они толкают друг дружку, как домино.
Налоги
Вот о чём все молчат, когда говорят «нефтяная сверхдержава». Когда вы платите за литр 65 рублей, знайте: примерно 40 из них — это налоги и акцизы. 40 рублей! Это 60% стоимости.
В Штатах в цене литра налоговая часть — рублей 10-12. Это в районе 17%. Почему так? Потому что для нашего государства продажа топлива внутри страны — это колоссальный источник денег для бюджета. Акциз, НДС, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — всё зашито в эту цену. Это основа основ и бюджета. И с этого начинаются остальные проблемы.
Гениальный механизм, который дал трещину
А теперь главный нюанс, который понимают только внутри отрасли. Чтобы эти налоги не улетели в стратосферу при росте цен на нефть, у нас придумали демпфер. Это такая хитрая «качель». Если мировая цена на нефть высокая и нашим компаниям выгоднее везти сырьё на экспорт, чем делать из него бензин для нас, то государство им компенсирует часть «недополученной прибыли». Деньги на это берутся… из налогов с того же топлива. По сути, это переливание из пустого в порожнее, но система работала и сдерживала резкие скачки.
А теперь смотрите, что происходит сейчас. Мировая цена на нефть упала. По логике демпфера, нефтяные компании теперь должны платить государству часть своей выручки обратно. И они платят! Но парадокс в том, что себестоимость производства бензина внутри России при этом не упала, а выросла. Из-за чего? И тут мы подходим к следующей, самой сочной проблеме, которой раньше не было.
Логистический ад
После 2022 года наша нефть массово пошла не на короткое плечо — в Европу по трубам, а в долгий и дорогой путь на танкерах в Индию и Китай. Танкеры эти («теневой флот») — старые, страховки на них космические, маршруты извилистые. Доставка сырья до наших же восточных НПЗ стала в разы дороже. Эти затраты съедают всю выгоду от падения мировых цен. Компании несут убытки, и им нечем компенсировать демпфер без того, чтобы не поднять отпускную цену. А кто её в итоге оплачивает? Мы с вами. Но и это ещё не всё.
Старые заводы
Идём дальше. Представьте себе огромный советский НПЗ, который как бытовой блендер годится в основном для того, чтобы делать мазут (печное топливо). А нам-то нужен бензин! Чтобы «выжать» из нефти больше светлых продуктов (бензина, дизеля), нужны современные установки — крекинги, которые стоят миллиарды долларов. Их активно строили до 2022-го, но ключевое оборудование для них везли из Европы. Теперь эти стройки встали или сильно замедлились. В итоге мы имеем дефицит мощностей по производству качественного бензина. Мало того что его сложнее сделать, так он ещё и дороже в производстве на устаревшем оборудовании. И ко всему этому добавилась ещё одна реальность, о которой все знают, но вслух не считают.
«Прилёты»
Те самые постоянные атаки беспилотников на те самые НПЗ, которые и так еле вывозят. Я не нагнетаю, тем более что это не политика, а бухгалтерия. Понятно, что ни одна ПВО в мире не имеет 100% эффективности. А если и имеет, то обломки, сами понимаете...
Но как бы там ни было, любой такой инцидент — это остановка завода на недели, а то и месяцы. Это сотни миллионов, а то и миллиарды рублей на ремонт. Это выбитые из графика тысячи тонн недопроизведённого топлива. В условиях, когда мощности и так на пределе, каждый такой случай — это гарантированный дефицит в каком-то регионе. А дефицит, даже локальный, — это мгновенный рыночный сигнал к росту цен по всей цепочке. В обстоятельствах, когда не было бы других проблем, сильно было бы считать это пустяком, но сейчас это один из весомых грузов на чашу весов.
Что дальше?
Когда всё это складывается, получается та самая картина. Мы платим не за дорогую нефть, а за дорогую логистику, за устаревшие заводы, за налоговую нагрузку и за риски сгоревших мощностей. Демпфер, призванный быть подушкой безопасности, в этих условиях сам становится гирей.
И самое неприятное — это не разовая история из-за скачка цен на нефть или курсов валют. Это новая норма. Пока не построены новые трубы на Восток, пока не переоснащены НПЗ своим оборудованием, пока не решены вопросы безопасности — возврата к дешёвому отечественному топливу не будет. Хотя у нас в стране никто не считал его дешёвым и раньше, теперь его не будут считать дешёвым и за границей.
Что я хочу всем этим сказать? То, что наши цены на заправках — это не аномалия. Это тенденция, у который нет предпосылок к изменению. За год цены на бензин в России выросли на 12,66%, при общей инфляции в 2025 году 6,34%. Разница почти в два раза. То есть бензин дорожал в два раза сильнее, чем в среднем остальные товары. А мы знаем, что цены на бензин тянут за собой цены на продукты и всё остальное, потому что как ни крути, всё, что появляется в магазинах и маркетплейсах, приезжает откуда-то, а машины у нас питаются бензином или дизелем.
Остаётся только иметь это в виду, понять, простить и приготовиться. Других вариантов всё равно нет.
Читай в Телеграм, подписывайся в МАХ, а ниже ещё несколько интересных статей по теме: