Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему бензин в России стал дороже, чем в США. И почему дешевле уже не будет

Слушайте, давайте начистоту. Нас хлебом не корми, дай посравнивать, как у них и как у нас. По телевизору обычно говорят только про те сравнения, которые выходят в нашу пользу. Это правильно — надо знать, чем гордиться. Но совсем уж замалчивать то, что нехорошо — нехорошо. На днях в интернете обсуждали новость, что в России бензин стал стоить дороже, чем в США. Да, это случилось. Но как? Почему мы, сидя на вулкане своей же нефти, начали платить за бензин больше, чем средний американец, у которого зарплата в разы выше? И прежде чем махнуть рукой и сказать «ну, бывает», давайте разберём эту матрёшку до самой мелкой. Потому что история эта — не про злую карму, а про пазл из наших же решений, проблем и санкционной — как бы банально и заезженно это ни звучало — реальности. И там внутри этой матрёшки много такого, о чём не кричат в вечерних выпусках и дневных политических ток-шоу. Начнём с главного То, что бензин в России стал дороже бензина в США — это не "утка" и не заголовок из жёлтой пр
Оглавление

Слушайте, давайте начистоту. Нас хлебом не корми, дай посравнивать, как у них и как у нас. По телевизору обычно говорят только про те сравнения, которые выходят в нашу пользу. Это правильно — надо знать, чем гордиться. Но совсем уж замалчивать то, что нехорошо — нехорошо.

На днях в интернете обсуждали новость, что в России бензин стал стоить дороже, чем в США. Да, это случилось. Но как? Почему мы, сидя на вулкане своей же нефти, начали платить за бензин больше, чем средний американец, у которого зарплата в разы выше? И прежде чем махнуть рукой и сказать «ну, бывает», давайте разберём эту матрёшку до самой мелкой. Потому что история эта — не про злую карму, а про пазл из наших же решений, проблем и санкционной — как бы банально и заезженно это ни звучало — реальности. И там внутри этой матрёшки много такого, о чём не кричат в вечерних выпусках и дневных политических ток-шоу.

Начнём с главного

То, что бензин в России стал дороже бензина в США — это не "утка" и не заголовок из жёлтой прессы, чтобы привлечь внимание. Это правда. На старте зимы 2025-го средняя цена за литр 95-го в России — почти 65 рублей. В Штатах в это же время галлон (это 3,78 литра) обычного бензина (их аналог нашего 95-го) упал до $2,98. Делим, переводим — получается около 62 рублей за литр по текущему курсу. Да, есть дорогие Калифорнии (так же как и у нас есть дорогие Якутии и Чукотки), но мы-то сравниваем средние цифры по больнице. А против цифр не попрёшь: наш литр топлива официально дороже их литра.

Почему? Не только потому, что у нас бензин подорожал, но и потому, что у них подешевел.

А почему у них вообще дешевеет?

Всё просто и даже обидно. У них сработала классическая рыночная логика, которую нам так часто ставили в пример. Мировая цена на нефть — рухнула. Спрос после лета, сезона отпусков и путешествий — просел. Американское правительство, сидя на гигантских стратегических запасах нефти (это их национальная «заначка»), эти запасы потихоньку продавало, добавляя на рынок дешёвое сырьё. Их нефтяные компании, обладающие самыми современными и эффективными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), спокойно всё это перерабатывают с минимальными издержками. Итог: цена на бензин для американцев падает. Они на «бензиновых каникулах», как пишут их аналитики. А мы тем временем…

График цен на бензин в США по неделям
График цен на бензин в США по неделям

Тут нельзя назвать одну причину. Их целый ворох, и они толкают друг дружку, как домино.

Налоги

Вот о чём все молчат, когда говорят «нефтяная сверхдержава». Когда вы платите за литр 65 рублей, знайте: примерно 40 из них — это налоги и акцизы. 40 рублей! Это 60% стоимости.

В Штатах в цене литра налоговая часть — рублей 10-12. Это в районе 17%. Почему так? Потому что для нашего государства продажа топлива внутри страны — это колоссальный источник денег для бюджета. Акциз, НДС, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — всё зашито в эту цену. Это основа основ и бюджета. И с этого начинаются остальные проблемы.

-3

Гениальный механизм, который дал трещину

А теперь главный нюанс, который понимают только внутри отрасли. Чтобы эти налоги не улетели в стратосферу при росте цен на нефть, у нас придумали демпфер. Это такая хитрая «качель». Если мировая цена на нефть высокая и нашим компаниям выгоднее везти сырьё на экспорт, чем делать из него бензин для нас, то государство им компенсирует часть «недополученной прибыли». Деньги на это берутся… из налогов с того же топлива. По сути, это переливание из пустого в порожнее, но система работала и сдерживала резкие скачки.

А теперь смотрите, что происходит сейчас. Мировая цена на нефть упала. По логике демпфера, нефтяные компании теперь должны платить государству часть своей выручки обратно. И они платят! Но парадокс в том, что себестоимость производства бензина внутри России при этом не упала, а выросла. Из-за чего? И тут мы подходим к следующей, самой сочной проблеме, которой раньше не было.

Логистический ад

После 2022 года наша нефть массово пошла не на короткое плечо — в Европу по трубам, а в долгий и дорогой путь на танкерах в Индию и Китай. Танкеры эти («теневой флот») — старые, страховки на них космические, маршруты извилистые. Доставка сырья до наших же восточных НПЗ стала в разы дороже. Эти затраты съедают всю выгоду от падения мировых цен. Компании несут убытки, и им нечем компенсировать демпфер без того, чтобы не поднять отпускную цену. А кто её в итоге оплачивает? Мы с вами. Но и это ещё не всё.

-4

Старые заводы

Идём дальше. Представьте себе огромный советский НПЗ, который как бытовой блендер годится в основном для того, чтобы делать мазут (печное топливо). А нам-то нужен бензин! Чтобы «выжать» из нефти больше светлых продуктов (бензина, дизеля), нужны современные установки — крекинги, которые стоят миллиарды долларов. Их активно строили до 2022-го, но ключевое оборудование для них везли из Европы. Теперь эти стройки встали или сильно замедлились. В итоге мы имеем дефицит мощностей по производству качественного бензина. Мало того что его сложнее сделать, так он ещё и дороже в производстве на устаревшем оборудовании. И ко всему этому добавилась ещё одна реальность, о которой все знают, но вслух не считают.

«Прилёты»

Те самые постоянные атаки беспилотников на те самые НПЗ, которые и так еле вывозят. Я не нагнетаю, тем более что это не политика, а бухгалтерия. Понятно, что ни одна ПВО в мире не имеет 100% эффективности. А если и имеет, то обломки, сами понимаете...

Но как бы там ни было, любой такой инцидент — это остановка завода на недели, а то и месяцы. Это сотни миллионов, а то и миллиарды рублей на ремонт. Это выбитые из графика тысячи тонн недопроизведённого топлива. В условиях, когда мощности и так на пределе, каждый такой случай — это гарантированный дефицит в каком-то регионе. А дефицит, даже локальный, — это мгновенный рыночный сигнал к росту цен по всей цепочке. В обстоятельствах, когда не было бы других проблем, сильно было бы считать это пустяком, но сейчас это один из весомых грузов на чашу весов.

-5

Что дальше?

Когда всё это складывается, получается та самая картина. Мы платим не за дорогую нефть, а за дорогую логистику, за устаревшие заводы, за налоговую нагрузку и за риски сгоревших мощностей. Демпфер, призванный быть подушкой безопасности, в этих условиях сам становится гирей.

И самое неприятное — это не разовая история из-за скачка цен на нефть или курсов валют. Это новая норма. Пока не построены новые трубы на Восток, пока не переоснащены НПЗ своим оборудованием, пока не решены вопросы безопасности — возврата к дешёвому отечественному топливу не будет. Хотя у нас в стране никто не считал его дешёвым и раньше, теперь его не будут считать дешёвым и за границей.

Что я хочу всем этим сказать? То, что наши цены на заправках — это не аномалия. Это тенденция, у который нет предпосылок к изменению. За год цены на бензин в России выросли на 12,66%, при общей инфляции в 2025 году 6,34%. Разница почти в два раза. То есть бензин дорожал в два раза сильнее, чем в среднем остальные товары. А мы знаем, что цены на бензин тянут за собой цены на продукты и всё остальное, потому что как ни крути, всё, что появляется в магазинах и маркетплейсах, приезжает откуда-то, а машины у нас питаются бензином или дизелем.

Остаётся только иметь это в виду, понять, простить и приготовиться. Других вариантов всё равно нет.

Читай в Телеграм, подписывайся в МАХ, а ниже ещё несколько интересных статей по теме: