«Сланцевая революция» позволила США в разы увеличить объемы нефти, добываемой внутри страны. При этом Соединённые штаты продолжают оставаться одним из мировых лидеров по импорту нефти, несмотря на то, что они могли бы полностью обеспечить себя сами.
Импорт и экспорт нефти в США в разные годы
В 2007 году США являлись чистым импортёром 13 млн баррелей сырой нефти в день, в 2023 году ― чистым экспортёром около 2 млн баррелей в день. Добытой на собственной территории нефти, в теории, должно хватать для нужд американской экономики, но при этом США импортирует нефтепродукты и углеводородное сырье из почти 40 стран мира.
В 2017 году США занимали второе место по импорту нефти после Китая. Сегодня Америка экспортирует нефть во многие страны, в том числе Индию и Китай. Обеспечить себе энергетическую независимость у США не получается: до 70% всей сырой нефти добывается в западных штатах (Нью-Мексико, Луизиана, Техас, Оклахома), но для нефтеперерабатывающих станций, расположенных на Восточном побережье, дешевле и выгоднее выходит завозить сырую нефть из других стран.
Транспортировка нефти и закон Джонса
Причина сложностей с перевозкой нефти кроется в изданном в 1920 году законе Джонса, регулирующем работу торгового флота. Согласно данному закону, все виды товаров (в том числе нефть), которые транспортируются по воде между портами Соединённых Штатов, должны перевозиться под флагом США, исключительно на судах, построенных в США, принадлежащих только гражданам США. Экипажи судов должны состоять из граждан США или постоянных жителей Штатов.
В начале 2023 года Белый дом всерьёз задумался об отмене данного закона для Пуэрто-Рико: регион серьёзно пострадал от ураганов, что спровоцировало очередную волну требований упразднить закон «О торговом флоте». Критики закона мотивируют потребность отмены тем, что, в полном соответствии с законом, отгрузка сырой нефти с побережья Мексиканского залива на побережье Восточное выходит очень затратной. Иностранные транспортные тарифы выходят значительно дешевле. Потому, например, из штата Техас выгоднее отправлять нефть на экспорт, а в восточные регионы ― импортировать иностранное сырьё. К тому же, Восточное побережье и центр не связывают никакие трубопроводы.
С 2015 года в законодательстве появились некоторые послабления: после многолетних запретов были открыты пути экспорта по большинству направлений. Для ряда нефтеперерабатывающих заводов были сделаны налоговые послабления, уменьшающие затраты на перевозку нефти. В итоге в 2016 году танкеры доставляли из Мексиканского залива на Восточное побережье менее 25 тысяч баррелей нефти в день, против 50 тысяч в 2015 году. В 2023 году объёмы поставок уменьшились ещё вдвое.
Поставки железнодорожными составами «местной» сырой нефти на Восточное побережье также заметно сократились ― в 2023 году их в три раза меньше, чем в 2015 году. Одновременно внешние поставки выросли втрое за эти же годы.
Иностранная нефть дешевле?
Сегодня нефтеперерабатывающие заводы в районе Нью-Йорка и Филадельфии (Восточное побережье) получают в качестве импорта до 1 млн сырой нефти в сутки. Это вдвое больше, чем в 2020―2021 годы. Закупка производится преимущественно в Анголе и Нигерии.
Импорт для США выходит выгодным, ведь закон «О торговом флоте» делает затраты на аренду судов и танкеров невероятно высокими. Цена найма «отечественного» судна средней вместимости порой выходит в 4 раза дороже, чем аналогичного иностранного. Эксперты подтверждают, что не будь закона Джонса, поставки нефти из Техаса в Филадельфию возросли бы в разы.
Но поставки нефти танкерами на Восточное побережье, даже с учётом закона Джонса, привлекают интерес. Именно американское «чёрное золото» продаётся с большим дисконтом, чем такие же сорта из других стран.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: