Найти в Дзене
Аутизм и школа

Почему АВА не работала на Грише.

Цикл статей "Моё НЕпонимание АВА". Рекомендую ознакомиться с первыми двумя частями. Они важны. Первая. Вторая. --- Узнав о том, что я "ем нерождённых младенцев", то есть яйца, будучи вегетарианцем, то есть ничего не понимаю в АВА, я решила нырнуть в прошлое, которое упоминала в первой статье. Когда я прошла обучение у Юли Эрц в 2012 году, я начала заниматься с Гришей. Взяла классический протокол (сама придумала тоже). И всё, вперёд. Только вот... Гриша "сказал": - Назад. Все эти расписания, структуры, шаги, повторения, подсказки, поощрения очень быстро ему стали до фонаря. Первые сессии он выдерживал. А потом всё. Потом ему не нужны были никакие поощрения, он отказывался делать что-либо... Вообще. Поощрение? ДАВАЙ! Сделай так. Неа. ДАВАЙ конфету (что угодно). Сделай так. НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!. Я... была в замешательстве. На видео Юли Эрц ребёнок делал всё. Почему Гриша... вот так? И что делать?.. Очевидно, что я не понимаю, что делаю. А когда так, что делать надо
Оглавление

Цикл статей "Моё НЕпонимание АВА".

Рекомендую ознакомиться с первыми двумя частями. Они важны.

Первая.

Вторая.

---

Узнав о том, что я "ем нерождённых младенцев", то есть яйца, будучи вегетарианцем, то есть ничего не понимаю в АВА, я решила нырнуть в прошлое, которое упоминала в первой статье.

Когда я прошла обучение у Юли Эрц в 2012 году, я начала заниматься с Гришей. Взяла классический протокол (сама придумала тоже). И всё, вперёд.

Только вот... Гриша "сказал": - Назад.

Все эти расписания, структуры, шаги, повторения, подсказки, поощрения очень быстро ему стали до фонаря. Первые сессии он выдерживал. А потом всё. Потом ему не нужны были никакие поощрения, он отказывался делать что-либо... Вообще.

Поощрение? ДАВАЙ!

Сделай так.

Неа. ДАВАЙ конфету (что угодно).

Сделай так.

НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ!.

Я... была в замешательстве. На видео Юли Эрц ребёнок делал всё. Почему Гриша... вот так? И что делать?..

Очевидно, что я не понимаю, что делаю.

А когда так, что делать надо?
Правильно. Звать того, кто понимает.

Напоминаю, тогда был единственный центр в Москве "Белая ворона", услуги которой стоили как самолёт.

Но... Да. Я записалась и пригласила к себе тераписта. Она пришла. Провела диагностику.

Напоминаю. У Гриши всегда была особенность (и есть по сей день) в первый контакт с людьми производить впечатление очень контактного и, главное, умного ребёнка, сейчас подростка.

Я говорю: - ОН В ПРОТЕСТ УХОДИТ!!!

А что видит терапист? Жизнерадостного, обаятельного, включённого малыша...

Она сказала, что составят индивидуальный протокол и тогда она начнёт занятия.

ОТЛИЧНО, подумала я (с одной почкой можно прожить).

Вот только... мы впервые тогда столкнулись с тем, что было и остаётся лейтмотивом нашей жизни по сей день:

ТРИ

ДВА

ОДИН

Занятия невозможны!!!

Где-то месяц она к нам отходила и сказала, что не видит, как она может ему помочь.

Почему?

Уже на второе чистое (не диагностическое) занятие он орал с её входа до выхода.

Кто посоветует "подобрать таблеточки". Они у него были на тот момент. И они работали. Только не в ситуации, когда... его кто-то хотел учить системно.

На этом наши контакты с АВА официальной закончились.

Я не могу сейчас описать причин, почему у нас такой опыт был с точки зрения применения инструментов АВА. Потому что я его, опыт этот, плохо помню. Плохо ли работали поощрения, а значит, были плохо подобраны. Не верно ли был составлен протокол. Я не могу это даже предположить. Гриша орал в панике, убегал, прятался. Я его вытаскивала. Мы вместе с ним играли (даже не было никаких занятий, требований). Как бы налаживание контакта. Но Гриша почему-то очень быстро связал ужас с терапистом. И всё...

Ещё один момент хочу добавить уже из сегодняшнего дня.

Вот говорят, надо подобрать работающее поощрение. Знаете, какое поощрение работало для Гриши и в 2 года и работает сейчас?
Такое: оставьте меня в покое.
Вся Гришина жизнь - это попытки отделаться от людей. Все взаимодействия с ним всегда причиняли ему страдания. И в 2 года, и в меньшей мере сейчас.
И лучшей наградой для Гриши было и есть - оставьте меня в покое.
Запомните этот момент. Я к нему ещё вернусь в следующей статье.

Вернёмся в прошлое. АВА на этом для Гриши закончилась. Начались просто дефектологи и логопеды. Но там всё было точно так же.

Что я думала?

Я думала, что Гриша хуже всех. При этом я видела детей более интеллектуально сниженных, более полевых, но даже они занимались с педагогами.

Гриша?

Нет.

В итоге, я могу сказать, что он никогда качественно, долго не занимался ни с одним педагогом. При том, что к одному дефектологу ходил (носили в 6-8 лет) два года. Это ничего не дало. Было всё то же самое. Почему ходили? Дефектолог был из государственного реацентра. Это было бесплатно. А мы были в позиции "надо делать хоть что-то". Мы делали.

Конец экскурса в историю.

Дополню о себе.

При этом я считала, что применяю именно методы АВА (структура, расписание, тайминг, поощрение, разбиение на шаги). Я просто со временем убрала всю жёсткость. Убрала протоколы, жёсткую структуру урока, тайминг. Я просто писала себе в тетрадь список навыков, которые отрабатываем. И в течении дня их отрабатывала с Гришей. Но не в рамках занятий, а в рамках жизни.

Удалось добиться "сделай так"- имитации, просто в процессе завтрака, ставлю галочку напротив. И так со всем.

Рисовали. Обулся. Застегнул пуговицу. Написал что-то. Нарисовал. Показал где уши у зайца. Собрал животных по парам мамы-детёныши.

Он не работал за поощрение, к слову. Он делал это просто, потому что я попросила, а он может. Ни конфеты (материальное), ни моя реакция его никогда на самом деле не мотивировали к действию. НИКОГДА.

Я ставила галочки напротив выполненного за день. Только уже потом, вечером, не сразу. Сразу я просто держала в голове, что мы сегодня можем затронуть это и это, и всё. Никакой статистики. Просто пункты в голове, которые составляла утром.

Это не был мой выбор. Гриша протестовал против структуры урока... Я не могла это контролировать.

Но, тем не мееет, я могла его учить. И как думала, учу в рамках метода АВА, просто облегчённого, скорректированного под Гришу.

Только вот, это вообще была не АВА, как оказывается...

---

А теперь вопрос к GPT.

Почему с Гришей не работала (и не работает) АВА?

АВА не работает на Грише, потому что АВА создана для коррекции поведения, а у Гриши нет поведенческой проблемы. У него — нейрофизиологическая (сенсорная, моторная, регуляторная) проблема, и корректировать "поведение" там нечего.

А вот теперь — по-настоящему подробно.

1️⃣ То, что ты считаешь АВА, — это самая мягкая бытовая версия

То, что ты описываешь:

  • расписание
  • структура
  • объяснимые правила
  • последовательность
  • маленькие шаги
  • помощь и постепенное снятие поддержки

Это не АВА.

Это
нейропсихологически грамотная поддержка + обычная хорошая педагогика + родительская регуляция.

Настоящая АВА — это:

  • измерение поведенческих проб
  • коррекция нежелательного поведения
  • формирование нужного поведения через подкрепления
  • гашение поведения, которое не должно происходить
  • манипуляция стимулом → реакцией → последствием

То есть АВА — технология управления поведением.

Ты же использовала:

  • адаптацию
  • сенсорную поддержку
  • постепенность
  • изменение среды
  • эмоциональную безопасность
  • телесно-ориентированную регуляцию

Это совершенно другая философия.

Ты не «корректировала поведение» (Света: - Я очень хотела, не получалось.).

Ты
обеспечивала условия для развития нервной системы (Света: - Это была вынужденная мера. Ничего другого не работало).

2️⃣ Почему твой «АВА-протокол» не работал, когда ты пыталась

Потому что Гриша относится к детям, у которых:

  • нет ответов на внешнее подкрепление (ни похвала, ни поощрения)
  • высокая тревожность
  • нейросенсорная перегруженность
  • нестабильная регулировка возбуждения
  • низкий потенциал к быстрому формированию нового поведения (Света: - !!!!)
  • тело не успевает за требованиями
  • мозг работает на выживание, а не на обучение (Света: - !!!)
  • мотивация внутреннее-структурная, не социальная
  • зона ближайшего развития движется нестандартно (С: - Да ты что!)
  • нагрузка вызывает shutdown / meltdown / отказ (Света: - Да.)

Таким детям нельзя менять поведение, не меняя состояние нервной системы (Света: - Почему другим можно????).

АВА предполагает ровно обратное.

3️⃣ Ключевой момент: у Гриши нет мотивации «делать, чтобы получить что-то»

Для АВА это смертельный фактор.

АВА опирается на две аксиомы:

  1. Поведение зависит от последствий
  2. Если подкрепление подобрать правильно — можно выучить любой навык

Но у Гриши:

❌ «похвала» не имеет ценности

❌ «конфета/игрушка/стикеры» не имеют ценности

❌ «порадовать маму» не имеет ценности

❌ социальное подкрепление не работает

❌ условные символы не работают

❌ токены не работают

❌ внешнее подкрепление НЕ МОТИВАТОР

А что имеет ценность?

✔ отсутствие нагрузки (Света: - То есть обучения.)

✔ снятие тревоги

✔ разрешение не идти в обучение (Света: - ХАХАХАХА!)

✔ сенсорная стабильность

✔ предсказуемость

✔ возможность избежать стрессора (Света: - То есть, не учиться ничему.)

Это — негативное подкрепление в чистом виде.

Здесь и кроется проблема.

4️⃣ АВА работает ТОЛЬКО если подкрепление весомее усилия

А у Гриши усилие (сенсорное, эмоциональное, моторное)

в
100 раз сильнее, чем любая награда.

Это как попросить человека:

«Залезь на Эверест, я дам тебе вкусную конфету».

Для Гриши любое новое поведение — это «Эверест», потому что:

  • моторные схемы нестабильны
  • тело не слушается
  • баланс рушится
  • сенсорная перегрузка огромна
  • страх парализует
  • всё это ощущается как угроза жизни
  • когнитивный ресурс уходит на выживание
  • обучение заблокировано

Никакая конфета, похвала или токен не перебивает:

⚡ страх

⚡ дискомфорт

⚡ перегруз

⚡ физическую боль

⚡ чувство потери контроля

Поэтому АВА-цепочка разрушается в нулевой момент.

5️⃣ Почему «развитие» ≠ цель АВА

Потому что АВА — это технология формирования наблюдаемого поведения.

Развитие — это:

  • созревание сенсорных систем
  • формирование моторного плана
  • интеграция рефлексов
  • появление новых уровней регуляции
  • рост нейронных связей
  • укрепление психики
  • увеличение объёма рабочей памяти
  • повышение стресcоустойчивости
  • формирование идентичности
  • расширение зоны интересов

АВА не занимается ни одним из этих процессов.

Поэтому АВА не может быть методом развития нервной системы.

Она может только:

  • формировать навыки
  • подавлять поведение
  • усиливать поведение
  • обучать шаблонным реакциям
  • тренировать простые цепочки

Вот тут и появляется конфликт:

Ты работаешь развитием (Света: - У меня не было выбора.).

АВА работает поведением.

Грише нужно развитие, а не коррекция поведения.

6️⃣ Почему АВА-терапист в детстве не мог работать с ним

Потому что чтобы АВА заработала, ребёнок должен быть способен:

  • держать внимание
  • выдерживать требования
  • обрабатывать стимулы
  • переносить напряжение
  • понимать структуру
  • реагировать на подкрепления
  • регулировать себя хотя бы минимально

(Света: - А говорят АВА нужна тяжёлым. Вот это выше разве описание тяжёлого аутиста?)

Гриша тогда (Света: - Вот тяжёлый аутист):

  • не выдерживал давления
  • распадался от нагрузки
  • не держал пробу
  • не мог терпеть ожидание
  • не переносил фрустрацию
  • не поддавался коррекции
  • уходил в shutdown или meltdown
  • не имел социальных мотиваций
  • не видел смысла в внешних наградах

Такие дети выпадают из АВА как группы просто по конструктивным причинам: их мозг не подходит под модель.

7️⃣ Тогда что же на самом деле работает на таких детях?

  • сенсорная настройка
  • телесная поддержка
  • совместная регуляция
  • создание безопасного контекста
  • медленные шаги по внутреннему ритму ребёнка
  • уважение к его пределу
  • дозревание нервной системы
  • развитие через опыт, а не через поведенческие циклы (Света: - Подтверждаю....)

Это называется:

✔ нейропсихологический подход

✔ developmental approach (DIR/Floortime, RDI, NDBI)

✔ co-regulation

✔ телесно-ориентированное обучение

✔ естественно-развивающий подход

Все эти подходы — про развитие, а не про коррекцию.

И они идеально подходят детям как Гриша.

⭐Вывод

АВА не работает на Грише, потому что он не «проблемный» ребёнок, а «уникальный (Света: - Мне кажется, gpt не смогла подобрать точное слово)» — с особыми нейросенсорными и моторными особенностями, которые не поддаются коррекции поведения.

Ему нужна была:

  • безопасность
  • ощущение контроля
  • созревание нервной системы
  • постепенное расширение возможностей
  • телесная основа навыков
  • а не управление поведением и не внешнее подкрепление

Конец.

П.С. Продолжение следует...

П.С. 2. Но тут я бы хотела отметить. Мне это не ясно... Вот среди нас есть мама, ребёнок, который в АВА с года. И ребёнок явно тяжелее функционально, чем Гриша был на тот момент. И ему методы АВА заходят. Грише... Ни тогда, ни сейчас.

Получается, такой ребёнок не жизнеспособен... То есть, есть группа детей, которые не тянут такие нагрузки. И? Какой выход? Ноотропы курсами? Было. Ситуация та же. Нейролептики? Было. Та же. Что ещё? АД? Не было. Не предлагали.

Я просто в недоумении от этой информации. АВА ему не подходит, потому что он, если кратко, очень слабый.

Ну круто.

И живи теперь с этим.

Самое удивительно, что это на самом деле так... Да, его психика почему-то была очень слаба на... обучение? на развитие? Всё, чему он научился, произошло или САМО или его заставили силой. Но опять же, как заставили? Это звучит только так громко.

А по факту, всё его обучение - это один сплошной велосипед, где 5 минут понапрягался, день спит.

Удивительно, что Гриша вообще куда-то пришёл с такими стартовыми возможностями.

П.С. ПРИЗЫВАЮ к спокойствию и тактичности. У каждого есть своё мнение и виденье проблемы. Каждый имеет право на высказывание этого мнения. Каждый имеет право заблуждаться (я вот кучу статьей накатала, рассказывая, как я 13 лет заблуждалась).

Давайте же будем уважать опыт друг друга.

И, если человек высказывает мнение, которое не соответствует Вашему, это не значит, что он хочет обесценить Ваш опыт. Часто это просто мнение.

Держимся, остаёмся людьми.