Эта часть всегда навевала на меня грусть. Причем эту особую грусть оторванности и кризиса понимания себя, которую до конца даже в тридцать лет бывает сложно понять, что уж говорить о детстве. «Папа и море» ощущается, как проживание потери и перехода в новую жизнь одновременно.
Они всё время были чем-то заняты. Тихо, увлечённо, непрерывно возились они с мелкими делами, которым нет конца. Их отдельный, собственный мир был чётко очерчен, в него нечего было добавить. Как карта, на которой не осталось белых пятен: всё уже открыто и заселено. И они говорили друг другу:
— В августе папа всегда заводит речь о пожарах.
Муми-папа загрустил в долине. Он не ощущает себя важным и нужным, его теснят знакомые стены. И Муми-мама, всегда его поддерживающая, поддерживает его и в этот раз — они решают всей семьей переехать на далекий остров с маяком, чтобы начать новую жизнь. Для Муми-папы это возможность начать с нуля, удовлетворить свою тягу к приключениям, для Муми-тролля и малышки Мю переезд — это что-то новое и интересное, а для Муми-мамы... что-ж, она просто рада видеть свою семью счастливой.
Переезд на маяк на крошечном, незнакомом и почти необитаемом острове — решение отчаянное, даже отважное. Но семья не пугаясь занимает не самый уютный маяк и не задумываясь расходует ресурсы, ведь они привыкли к теплу и сытости в любой ситуации. Правда, маяк не работает и расстраивает этим Муми-папу, но это можно исправить. Когда-нибудь в будущем. И когда-нибудь заодно можно и подружиться с единственным соседом по острову — нелюдимым рыбаком.
— Да всё на свете потрясающе, — проговорила малышка Мю. — Что-то более, что-то менее. Сильнее всего мы потрясёмся, если соберём свои манатки, приплывём туда и обнаружим, что весь этот остров — просто-напросто мушиная какашка.
Эту часть мне было настолько печально читать, что я и на следующий день проснулась разбитой. В ней много образов и много личностных кризисов, ведь все, кроме Мю переживают свой.
Муми-папа чувствует себя лишним и злым, но при этом отчаянно не желает этого признавать. Настолько, что даже когда его семья жертвует ради него всей своей прежней жизнью, он ведет себя как маленький мальчик, мечтающий о поиске сокровищ и бесконечной рыбалке вместо починки крыши Его желания сталкиваются с реальностью, и это столкновение открывает глубокую пропасть. Кто он: порядочный отец семейства (ведь слово «папа» уже неотделимо от его имени) или мечтатель-путешественник, желающий не думать о бытовом, а лишь об интересном?
Она думала: «Нет, это уже не игра. Во всех горшках и плошках, какие были, у нас теперь солёная рыба, а он всё рыбачит… Хорошо, конечно, что у нас теперь так много еды, но когда её было мало, мы как будто жили повеселее… Наверное, море на него сердится».
Муми-мама же в это время остро ощущает свое одиночество. В ее новом доме даже нет ракушек для сада, и самого сада нет. Земля вокруг маяка жестока и почти неплодородна, её единственная роза еле выживает, как еле выживает и сама мама. Она рисует сад на стенах маяка и полностью в него уходит, иногда даже исчезая из реальности. Ее муж погружен в приключения, ее сын взрослеет и почти готов вылететь из гнезда, а приемная дочь настолько самодостаточна, что это не она боится мир, а мир должен опасаться ее. И маме нужно как-то встроить себя эту новую реальность.
Собирать пазл маме не хотелось, от этого занятия она ещё яснее ощущала своё одиночество.
А Муми-тролль переживает подростковый кризис. Он устает от родителей, очаровывается стайкой веселых морских лошадок, даже практически съезжает из дома. Вдали от привычности и друзей он остается наедине с собой, и ему нужно понять все свои новые чувства. И в каком-то роде он находит «плохую компанию»: у него завязывается странная недодружба с Моррой...
— Мама, вот скажи, если кто-то нашёл очень красивое и уютное местечко и решил, что оно будет его собственное, а потом оказалось, что там живёт ещё много всяких других, которые не хотят оттуда уезжать, — скажи, имеют право там оставаться эти другие, которые даже не понимают, какое это место прекрасное и замечательное?
Морра в этой части — особенно яркое предчувствие смерти. Муми-тролли, сами того не зная, бегут от нее через море, и она их преследует. Причем преследует не со зла, ведь с каждой частью в ней было все меньше зла и все больше желания тепла, а по зову судьбы. Морра приходит к их берегам, и Муми-тролль каждую ночь приносит на пляж лампу. Этим он одновременно и сдерживает Морру (смерть) и примиряется с ней.
Тот, с кем и о ком никогда не разговаривают, со временем, наверное, совсем исчезает. У него просто не остаётся решимости больше быть.
И лишь малышка Мю приносит в жизни муми-троллей живящий ураган в виде себя. Но и она сталкивается со смертью, просто относится к ней философски: она убивает муравьев, которые мешали Муми-троллю, а после находит себе убежище на своеобразном кладбище птиц, и это ее совсем не беспокоит. Пока вся семья в меланхолии, именно Мю безразличны и смерть и опасности, она наблюдает за всеми и очень взросло анализирует их поступки. Иногда она кажется даже голосом самой писательницы, но не сетующим, а саркастически комментирующим.
— Злиться так злиться, — заметила малышка Мю, сдирая зубами мундир с картофелины. — Иногда это полезно, и у каждой маленькой малявки есть на это право. Но Муми-папа злится неправильно — держит всё в себе и ничего не выпускает наружу!
И при всем при этом в этой части есть своя особая штормовая красота. Потому что даже после самых сильных ветров приходит штиль, и есть надежда, что штиль придет и в жизни муми-семейства.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рада и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.