Найти в Дзене
книжный енот

Туве Янссон «Опасное лето» - в муми-долине нет покоя

Ведь действительно, муми-тролли и все-все-все живут в очень неспокойном мире: то комета прилетит, то наводнение затопит долину и выселит из собственного дома! Так и приходится перебираться в первый же проплывающий мимо дом, даже если это не дом, а самый настоящий театр (Муми-мама, как хорошая хозяйка, и тут устроит уют и расставит всю мебель). — Во времена моей матушки такое было просто немыслимо, — сказала почтенная мышь, яростно начёсывая хвост. — Недопустимо! Но что и говорить, нынче времена уже не те, молодёжь совсем распоясалась. Маленький серьёзный зверёк заинтересованно придвинулся к остальным. — Не думаю, — сказал он, — что эту гигантскую волну нагнала молодёжь. Мы, жители этой долины, слишком малы. Нам по силам устроить бурю разве что в ведре, в луже или в раковине. Или, скажем, в стакане воды. А Муми-тролль загрустил, потому что Снусмумрик не вернулся этой весной. Ведь большой мир такой опасный, в нем есть и Морры, и полицейские, и сторожа, и Снусмумрика что-то задержало, не

Ведь действительно, муми-тролли и все-все-все живут в очень неспокойном мире: то комета прилетит, то наводнение затопит долину и выселит из собственного дома! Так и приходится перебираться в первый же проплывающий мимо дом, даже если это не дом, а самый настоящий театр (Муми-мама, как хорошая хозяйка, и тут устроит уют и расставит всю мебель).

— Во времена моей матушки такое было просто немыслимо, — сказала почтенная мышь, яростно начёсывая хвост. — Недопустимо! Но что и говорить, нынче времена уже не те, молодёжь совсем распоясалась.
Маленький серьёзный зверёк заинтересованно придвинулся к остальным.
— Не думаю, — сказал он, — что эту гигантскую волну нагнала молодёжь. Мы, жители этой долины, слишком малы. Нам по силам устроить бурю разве что в ведре, в луже или в раковине. Или, скажем, в стакане воды.

А Муми-тролль загрустил, потому что Снусмумрик не вернулся этой весной. Ведь большой мир такой опасный, в нем есть и Морры, и полицейские, и сторожа, и Снусмумрика что-то задержало, не пустило в Долину...

Это очень забавная часть — я смеялась и над внезапным «отцовством» Снусмумрика, которому пришлось заботиться о целой толпе малышей, и хихикала над пьесой Муми-папы, которая похожа на лоскутное одеяло из сюжетов и предпочтений, и улыбалась от шалостей бесстрашной малышки Мю, которую просто невозможно воспитать, и в этом ее обаяние.

— Я ору для очистки собственной совести, — важно объяснила дочь Мюмлы. — Уезжая, мама сказала: «Оставляю Мю на тебя. Если ты не сможешь её воспитать, то и никто не сможет — сама-то я сдалась сразу, как только она появилась на свет».

Снусмумрик, кстати, оказался очень похожим на отца — он так же терпеть не может запретительные таблички. И приходится ему столкнуться и с последствием своих действий, ведь пострадал не только он (а придумать, как накормить двадцать малышей, согреть их и заштопать всем носочки — это сложная работа для кого угодно!), но и его друзья, которых из-за него арестовал суровый сторож Хемуль.

И хоть в этой части нет Сниффа и Снорка, новые герои прекрасно вписываются в историю: депрессивная и неуверенная в себе Миса, робкий и дружелюбный Хомса, Филифьонка, которая ждет в гости нелюбимую родню... И, честно говоря, я узнала частичку себя в каждом из этих героев. Иногда мне хочется поплакать и поныть, как Мисе, а иногда я продолжаю пытаться наладить давно утраченные связи, хотя это уже больше не нужно никому из сторон.

— А может, — медленно проговорила она, — совсем не обязательно приглашать их сюда, если это никому из нас не доставляет удовольствия?
— Ну конечно! — сказала Снорочка.
— И никто не обидится, если остаток своей жизни я буду веселиться с теми, с кем хочу? Даже если они мне не родственники?
— Никто-никто не обидится, уж поверьте! — заверил её Муми-тролль.
Филифьонка просияла.
— Неужели всё так просто? — сказала она. — О, какое счастье! Это будет первый в моей жизни по-настоящему весёлый праздник — так давайте же веселиться! Умоляю вас, пусть и в моей жизни случится что-нибудь увлекательное!

И, как и прежде, я преклоняюсь перед Муми-мамой, которая верит, что ее сын обязательно найдет путь домой, которая всегда готова защитить и поддержать любого знакомого (или незнакомого), и которая обязательно окружит теплом и едой каждого на своем пути.

Ну и не забываем о смыслах, конечно, ведь это сказка о том, что какие бы опасности и приключения не ждали на пути, свет впереди обязательно есть. И, скорее всего, станет даже лучше: вылиняет до приятного цвета гамак, дети научатся чему-то новому, а небо будет красиво отражаться в последней маленькой луже — напоминании о катастрофе.

— Я хочу быть примадонной, — перебила её Миса. — Только, чур, я буду играть печальную роль. Такую, где надо рыдать и вскрикивать.
— Тогда тебе надо играть трагедию или драму, — сказала Эмма. — И умереть в конце.
— Да! — воскликнула Миса, и щёки её запылали. — Подумать только — стать кем-то совсем другим! Никто больше не скажет: «Вон идёт Миса». Они будут говорить: «Посмотрите на эту печальную даму в красном бархате… великую примадонну… она столько страдала».

Решение перечитать муми-троллей стало одним из лучших моих решений в этом ноябре. Хоть какой-то островок уюта и спокойствия (даже когда комета и наводнение!).

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рада и расскажет о самых захватывающих и интересных книгах.