Если вы на ОСН, УСН, можете заказать у специализированной компании комплекс услуг по изучению рынка и сбору коммерческой информации, необходимой для производства и реализации своих товаров, работ, услуг. Обязательно учитывайте риски признания расходов в целях налога на прибыль. Об всём по порядку расскажет ЖОГОЛЕВ Алексей Анатольевич, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению электронного журнала «Главная Книга».
В бухучёте — расходы или капитальные вложения
Оказанные маркетинговые услуги для заказчика будут расходами по обычным видам деятельности. Их следует отражать на счете 26 «Общехозяйственные расходы» или на счете 44 «Расходы на продажу», если эти услуги связаны с изучением рынков сбыта. Отразить их нужно в том отчётном периоде, в котором они имели место. То есть на дату составления акта оказанных услуг.
Заказчик маркетинговых услуг должен подтвердить свои расходы такими документами, как:
- договор с исполнителем маркетинговых услуг;
- акт оказанных услуг с подробным описанием проделанной работы;
- отчет исполнителя.
Акт оказанных услуг должен содержать все необходимые реквизиты первичного документа.
Если маркетинговые исследования проведены с целью покупки или создания внеоборотных активов, расходы на них можно отнести к фактическим затратам на приобретение ОС или НМА, то есть отразить на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Риски в налоговом учёте
В целях налога на прибыль расходы на маркетинговые услуги можно учесть в составе прочих расходов. Конечно, при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом акта услуг может быть недостаточно, тогда нужно приложить отчёт исполнителя с выводами и прикладными рекомендациями, учитывающими специфику деятельности заказчика.
Традиционно маркетинговые услуги фигурируют в различного рода незаконных налоговых схемах и махинациях, когда нужно раздуть расходы и занизить налогооблагаемую прибыль. По этой причине расходы на маркетинг попадают под пристальное внимание контролирующих органов.
Налоговые риски возрастают в случаях, если:
недостаточно подтверждающих оказанные услуги документов, есть сомнения в реальности сделки;
неясен результат работы либо он слабо связан с деятельностью организации;
заказчик и исполнитель — взаимозависимые лица (инспекторы могут проверить цену маркетинговых услуг);
в штате заказчика есть маркетологи, которые позволяют обойтись без привлечения сторонних исполнителей.
В этих случаях судьи могут не признать правомерность расходов заказчика на маркетинг. Например, если в актах оказания маркетинговых услуг отражена общетеоретическая информация, нет сведений о фактически выполненных работах и их результатах. А также непонятно, как сформирована цена услуг.
Либо если заказчик получил маркетинговые услуги не для себя, а в интересах другого лица — например, управляющей компании.
Налоговые органы справедливо считают, что подтверждающие расходы документы должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.
Возможно, в вашей организации есть свой отдел маркетинга либо штатный маркетолог. Если заключаете договор на маркетинговые исследования со сторонними исполнителями, избегайте дублирования в этом договоре функций штатных специалистов. Должностные обязанности своих маркетологов изложите в письменном виде и утвердите приказом руководителя организации. Тогда сможете избежать возможных споров с налоговиками об экономической оправданности расходов.
Датой признания расходов на маркетинг при методе начисления может быть:
- или дата расчетов в соответствии с договором;
- или дата предъявления заказчику документов для расчетов за услуги;
- или последнее число отчетного (налогового) периода.
В той ситуации, когда маркетинговые исследования проведены непосредственно с целью приобретения ОС, у их заказчика возникает вопрос: включать эти затраты в первоначальную стоимость ОС или не включать?
Ведь в неё входят все расходы, связанные с покупкой объекта. Если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация сама решает, к какой именно группе их отнести. Поэтому затраты на маркетинг можно включить в состав прочих расходов текущего периода. И уменьшить на них налогооблагаемую прибыль, так как это косвенные расходы. Но при этом обязательно надо зафиксировать такое решение в учётной политике для целей налога на прибыль.
Маркетинговые услуги российскому заказчику может оказать иностранная компания. Полученный ею доход от оказания маркетинговых услуг на территории РФ не подлежит обложению налогом на прибыль у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в РФ. При условии, что заказчик и исполнитель не являются взаимозависимыми лицами.
На УСН признавать маркетинговые расходы опасно
На УСН с объектом «доходы» расходы на маркетинг заказчик учесть в принципе не сможет.
Если же выбран объект «доходы минус расходы», то затраты на маркетинг нужно искать в перечне расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН. А их в этом перечне сейчас нет. В то же время заказчик может учесть в составе материальных расходов работы и услуги производственного характера, оказанные сторонними исполнителями. Но относить маркетинговые исследования к таким работам и услугам можно, только если организация сама оказывает маркетинговые услуги своим заказчикам и привлекает соисполнителей.
Следует отметить, что с 2026 г. перечень «упрощенных» расходов будет открытым. Поэтому учитывать затраты на маркетинговые услуги можно будет по тем же правилам, что и для налога на прибыль организаций.
* * *
Для заказчика основной целью получения маркетинговых услуг должен быть рост выручки и прибыли от продаж, а не завышение «прибыльных» расходов и принятие к вычету входного НДС. В этом случае налоговые риски минимальны.