Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Эпоха червей: Как разделились животные

Есть мнение, что в прошлом у хордовых, членистоногих и червей (всяких), некогда, был общий предок. Досюда это мнение бесспорно. Но далее, комментатор, его высказавший, предполагает, – без большой, однако, уверенности, – что общий предок хордовых и моллюсков, жил ещё раньше. Последнее не соответствует действительности. Так что, есть смысл подробно рассказать о червяках.

-2

…Но, прежде, требуется пара общих замечаний. «Червь» не тип, вообще не таксон, а скорее идея в развитии. Очень многих животных, исходя из формы их тела, можно охарактеризовать, как «червей». И они могут быть родственны друг-другу очень отдалённо. Плюс, ещё одна проблема, возникающая, если затронуть вопросы эволюции, а значит, происхождения типов и классов друг от друга, – таинственный «общий предок». С одной стороны ясно, что современные животные, пусть даже самые примитивные, отделены от жившего в докембрии предка теми же сотнями миллионов лет, так что, отождествлять этого предка с представителями ныне здравствующих таксонов, опрометчиво. Но тут осторожность лишь запутывает дело. «Предка» требуется как-то представлять, – на кого-то же он был похож. Соответственно… формально безграмотные формулировки, подобные утверждению, что «членистоногие произошли от тихоходок», имеют право на жизнь. Просто потому, что упрощают понимание ситуации. «Общий предок», хотя тихоходкой и не был, но на неё так сильно походил, что лишь специалист смог бы заметить разницу.

Следовательно, о происхождении типов животных.

Сначала, – давно, даже эдиакарий ещё не наступил, – червей никаких не было. Были только губки. От разных и не близко родственных их групп независимо произошли от одной гребневики, а от второй – книдарии и билатералии. Книдарии, это стрекающие, – и больше не будем о них. Как и о пластинчатых, затесавшихся между губками и их потомками. Ныне почти вымершие пластинчатые – проартикуляты – в эдиакарии переживали расцвет… И от чего-то концептуально схожего произошли первые червяки – билатералии. Наиболее примитивным представителем билатералий, у которых уже был перед, зад, верх, низ, орган (пока один: желудок), а клетки кожи уже пробовали себя в роли нервных, считается икария.

Как можно понять из изложенного выше вендская икария была общим предком не всех типов. А всех, за минусом четырех: губок, гребневиков, стрекающих и пластинчатых. Потомками же её, – прямыми и близкими, сделанными почти на том же уровне сложности являются современные ксенотурбеллы. О которых рассказывалось в статье о происхождении вторичноротых.

Ксенотурбелла
Ксенотурбелла

Ксенотурбеллы имели только рот, совмещавший функции с анальным отверстием. Но в следующей модификации червя данная недоработка была устранена. Причём, двумя разными способами. Одна из ветвей привела к полухордовым червям, – предкам хордовых и, внезапно, иглокожих. Им уже посвящалась публикация. Вторая же – первичноротые, – в свою очередь дала червей примитивных, – круглых (нематод). От них скоро произошли чуть улучшенные черви плоские – планарии.

Таким образом, все животные, кроме упомянутых выше четырех типов-исключений, происходят от одной из линий червей: полухордовых, круглых или плоских. Линии конкурировали, и каждая быстро сделала своё изобретение, вокруг которого стала выстраивать стратегию завоевания мира. Полухородвые, как известно, сделали себе нотохорд, – упругую опору для мускулистой глотки, превращающую её в кое-какое оружие, – и жаберные щели. Круглые изобрели хитин и начали экспериментировать с прочными покровами. Плоские же придумали венчик щупальцев, позволяющий захватывать мелкую добычу.

-4

Следовательно, о круглых червях. Ими был основан клан линяющих (поскольку хитиновый корпус мешал расти). В данную группу входит несколько типов животных червеобразных – не симпатичных и малоуспешных, – не процветавших никогда. Но также и тихоходки, от которых произошли сначала онихофоры, хорошо поураганившие в морях кембрия, а затем и членистоногие, неутомимо переживающие бурный расцвет до сих пор. И обратить внимание стоит на то, что кольчатые черви в группу линяющих не входят. Долгое время считалось, что членистоногие и онихофоры происходят именно от них. Однако это оказалось не так.

Потомками червей плоских стала группа «спиральных». К ней относятся коловратки, попытавшиеся придти к успеху путём миниатюризации, щетинкочелюстные. И кольчатые черви, от которых происходят вовсе не многоножки, а моллюски.

Добавить следует, что вышеизложенная словами (нормальной, разборчивой иллюстрации со схемой филогении животных я не нашёл) картина, воссоздана по данным молекулярного анализа. К сожалению, ранние этапы эволюции слабо отражены в палеонтологической летописи. Упоминание животных микроскопических, – нематод, тихоходок, коловраток, – позволяет понять почему. Плюс, эдиакарская фауна поголовно обходилась без твёрдых покровов.

-5

И да, все описанные выше события произошли очень давно, – в докембрии. Так образование первичноротых и вторичноротых на базе ксенотурбеллы датируется началом периода – 610 миллионов лет назад. Линяющие же и спиральные (оставаясь, пока, крошечным червяками) разделяются в среднем эдиакарии – 580 миллионов лет назад. Моллюски же отделяются и начинают происходить от кольчатых в конце докембрия – 550 миллионов лет назад. К этому времени в ветви линяющих появляются уже и членистоногие.