Авто из салона со скидкой: как отказаться от навязанных услуг и не возвращать автодилеру сумму скидки?
Автосалоны любят играть в «скидку за пакет услуг»: бери страховки, оформи кредит — и цена авто станет ниже. Но что будет, если покупатель потом передумает? В любом случае обяжут доплатить размер скидки? Или все-таки продавец должен доказать реальный ущерб?
Меня зовут Надежда Швырева. Я — Председатель Московской коллегии адвокатов «ШВЫРЕВА И ПАРТНЕРЫ» и уже более 20 лет специализируюсь на семейных спорах.
В моем ТГ-канале вы найдете разборы реальных кейсов, рекомендации по решению сложных ситуаций и полезные советы из практики.
Разбираю свежий кейс, в котором покупательница знала последствия отказа от допсоглашений, а автодилер требовал доплатить размер скидки строго по условиям договора. Кажется, исход очевиден? Но не будем забегать вперед.
И скидку получила, и от допуслуг отказалась… но иска не избежала
В июле 2023 года Светлана приобрела иномарку по договору поставки в московском автосалоне.
Автодилер щедро скинул цену на машину, но не просто так, а за заключение ряда договоров на допуслуги и кредит. Конечно же, в соглашение включили условие о том, что при отказе от любого из «бонусов» покупатель возвращает продавцу всю сумму предоставленной скидки. Заботливый автодилер заботливо донес до Светланы эти условия, и она согласилась.
Всего через пару недель Светлана отказалась от некоторых допуслуг: от страхования GAP (сохранения стоимости авто при его гибели или угоне) и кредитного страхования жизни.
Автодилер направил Светлане претензию с требованием возместить убытки, причиненные отказом от договоров страхования, поскольку салон не получил вознаграждение от партнера. Но она не подчинилась.
Тогда автодилер обратился в суд.
Суд первой инстанции: знала последствия — отвечай
Хорошевский районный суд г. Москвы иск автосалона удовлетворил и взыскал со Светланы убытки 73,5 тыс. руб. (решение от 06.12.2023 по делу №2-10240/2023).
Логика суда простая: Светлана знала условия скидки и добровольно заключила допсоглашения (сама это подтвердила), но, осознавая последствия, отказалась от страховок. Автосалон остался «без премии» от исполнителя услуг страхования. Значит, Светлана должна доплатить продавцу сумму предоставленной скидки.
Мосгорсуд оставил это решение в силе, но кассация направила дело на новое рассмотрение в апелляцию.
Апелляция: недостаточно просто заявить об убытках — их нужно доказать
При новом рассмотрении Мосгорсуд учитывал позицию Конституционного суда РФ в постановлении от 03.04.2023 №14-П и отметил:
1. Скидка может быть взыскана только пропорционально реальной выгоде покупателя
Суд первой инстанции не учел, что Светлана отказалась только от части дополнительных услуг, и необоснованно взыскал сумму скидки в полном объеме. Однако взыскание скидки возможно лишь в объеме, эквивалентном реально полученной покупателем выгоде по отмененным договорам, а не убыткам продавца из-за недополучении вознаграждения за привлечение клиентов. Такой подход целесообразен для сохранения баланса интересов продавца и покупателя и избежания злоупотребления правом одной из сторон.
2. Отношения дилера с третьими лицами — не проблема покупателя
Вместе с тем, партнерские схемы и внутренние бонусы автосалона никак не относятся к обязательствам покупателя, который не выступает стороной сделок между автодилером и партнерами, и не должен нести риски их исполнения или срыва.
3. Убытки должны быть доказаны
Дилер обязан был предоставить доказательства понесенных убытков из-за действий Светланы (например, сведения о реальной цене авто без скидки салона, оплата услуг партнеров по заключенным со Светланой договорам и возврат полученных вознаграждений).
То есть необходимо было подтвердить, что покупатель получил реальную выгоду от скидки на авто, несмотря на оплату им дополнительных услуг, а также то, что размер предоставленной скидки соответствует вознаграждению автосалона за привлечение клиентов.
Ничего этого автосалон не сделал.
Поэтому Мосгорсуд пришел к выводу о недоказанности истцом понесенных убытков, отменил решение первой инстанции и отказал автосалону в иске (апелляционное определение от 18.09.2025 по делу №33-26977/2025).
Светлана избавилась от ненужных услуг и скидку на авто сохранила.
Если у вас остались вопросы или вам нужна профессиональная помощь в оформлении или проверке документов, а также консультация адвоката, пишите! Я и моя команда всегда готовы подставить вам плечо!
Оставьте заявку прямо сейчас на сайте или записывайтесь по тел. 8 (915) 105-61-28 и мы оперативно разберем вашу ситуацию и проконсультируем по всем юридическим вопросам. Не бойтесь действовать!
Подписывайтесь на канал и жмите на колокольчик, чтобы на примере реальных дел научиться видеть грань между маркетингом и защитой прав потребителей.