Найти в Дзене
ПИН

Метро Петербурга: почему пассажиры давно перестали верить обещанным срокам открытия станций

Изображение носит юмористический характер 2028 год. Снова эта цифра. Жители южных районов Петербурга уже научились относиться к датам запуска новых станций метро с тем особым чувством, которое где-то между надеждой и усталым смирением. Девятого декабря прозвучало очередное обещание: станция Улица Доблести на Красносельско-Калининской линии начнет строиться через три года. Сначала проектирование, потом корректировка, потом... стоп. А разве не об этом говорили раньше? История с продолжением Красносельско-Калининская — та самая коричневая ветка, которая должна дотянуться до Сосновой поляны. На пути запланированы Брестская, Улица Доблести и Петергофское шоссе. Звучит как план. Вопрос только — план какого года? «Ну вот опять. Говорят, говорят, а мы все так же на автобусах мотаемся», — вздыхает Марина, живущая в районе будущей станции уже двенадцать лет. Объяснения знакомые: слабые грунты, подземные воды, самое сложное метро в мире. Петербургское метростроение действительно не прощает ошибок
Оглавление
Изображение носит юмористический характер
Изображение носит юмористический характер

2028 год. Снова эта цифра. Жители южных районов Петербурга уже научились относиться к датам запуска новых станций метро с тем особым чувством, которое где-то между надеждой и усталым смирением.

Девятого декабря прозвучало очередное обещание: станция Улица Доблести на Красносельско-Калининской линии начнет строиться через три года. Сначала проектирование, потом корректировка, потом... стоп. А разве не об этом говорили раньше?

История с продолжением

Красносельско-Калининская — та самая коричневая ветка, которая должна дотянуться до Сосновой поляны. На пути запланированы Брестская, Улица Доблести и Петергофское шоссе. Звучит как план. Вопрос только — план какого года?

«Ну вот опять. Говорят, говорят, а мы все так же на автобусах мотаемся», — вздыхает Марина, живущая в районе будущей станции уже двенадцать лет.

Объяснения знакомые: слабые грунты, подземные воды, самое сложное метро в мире. Петербургское метростроение действительно не прощает ошибок — это факт, который никто не оспаривает. Но почему тогда ощущение, что эти объяснения звучат как заезженная пластинка при каждом переносе сроков?

Игра в даты

А ведь коричневая ветка уже обрастает собственной мифологией. Юго-Западная и Путиловская должны были открыться еще в 2023-м. Потом в 2024-м. Сейчас говорят — до конца текущего года.

Вот Горный институт обещали в третьем квартале прошлого года — открыли только осенью. Фрунзенский радиус вообще отдельная история: обещали к первому сентября 2019-го, потом просто «в сентябре», открыли пятого сентября, причем церемонию чуть не сорвали прямо в последний момент.

«Я уже не записываю эти даты. Бесполезно», — комментирует Дмитрий, который каждый день добирается с юга до центра полтора часа.

Люди устали верить в конкретные цифры. Но продолжают ждать — потому что альтернативы-то нет.

Вопрос доверия

Справедливости ради, стройка идет. Пять проходческих щитов работают, шестой на подходе. Деньги выделяются — в этом году на метро потратили 30 миллиардов. Это не маленькая сумма.

Другое дело — ожидания. Когда слышишь про 2028 год, сразу автоматически добавляешь мысленно пару лет сверху. Не из вредности, а из опыта.

Проектирование станции Улица Доблести начнется «в ближайшее время» — что это значит? Месяц? Полгода? Год? Потом нужно внести изменения в трассировку, откорректировать расположение станций. Сколько на это уйдет времени — тайна, покрытая мраком.

И вот представьте житель покупает квартиру в новостройке рядом с будущей станцией в 2025-м, ему говорят про 2028-й. Он думает: ладно, потерплю три годика. А в 2028-м ему скажут...

Морской фасад подождет до 2034-го

Кстати, про другие станции. Морской фасад и Гаванская на Лахтинско-Правобережной линии теперь имеют сроки 2028–2034 годы. Да, именно так — промежуток в шесть лет для разных этапов работ.

Правда, тут же прозвучала оговорка: «работаем над тем, чтобы сдвинуть влево». Влево — это раньше, на случай если кто запутался. Но тут же добавка: «зависит от многих факторов».

«Зависит от многих факторов» — это вообще любимая фраза про стройку метро. Универсальная отмазка на все случаи жизни. Хотя, если честно, это правда. Но от этого не легче тем, кто ждет.

Знаете, что раздражает больше всего? Не сами сроки. А то, что их называют с такой уверенностью, будто уже все решено и согласовано. Хотя через год-два все может измениться.

Цена ожидания

Пока строится метро, люди теряют время. Два часа в день на дорогу — это месяц жизни в год, потраченный на транспорт. Это усталость, нервы, опоздания. Это когда хочется просто добраться домой побыстрее, а приходится стоять в пробке или толкаться в переполненном автобусе.

«Мне без разницы, какие там грунты. Мне важно, когда я смогу добираться до работы за полчаса, а не за полтора часа», — эмоционально объясняет Светлана, мама двоих детей из Красносельского района.

И ее понять можно. Для обычного человека технические сложности — это абстракция. А вот ежедневная дорога — реальность.

Почему так долго?

Петербургское метро действительно одно из самых сложных в строительстве. Грунтовые воды, плывуны, необходимость глубокого заложения — все это не выдумки. Строить здесь дороже и дольше, чем во многих других городах.

Плюс нужны согласования, экспертизы, проверки. Нельзя просто взять и начать копать — нужна уверенность в надежности каждого метра трассы. Это ответственность за безопасность миллионов пассажиров.

Но вот вопрос: если все это известно заранее, почему сроки постоянно сдвигаются? Почему нельзя сразу заложить реальное время с учетом всех сложностей?

Может, дело в желании показать красивые цифры? Или в том, что финансирование выделяется поэтапно и заранее не известно, сколько денег будет через три года?

Между обещанием и реальностью

Забавно, но про те же Юго-Западную и Путиловскую еще в 2020-м говорили, что они откроются в 2023-м. Прошло пять лет, и вот теперь обещают открыть до конца 2025-го. Фактически построены, осталось запустить.

А следующие четыре станции — Броневая, Заставская, Боровая и Каретная — обещают ввести в течение следующего года. То есть всю линию должны открыть до конца 2026-го. «Новогодний подарок жителям южных районов» — так это назвали.

Только вот у жителей южных районов уже выработался иммунитет к таким подаркам. Слишком часто их обещали.

Что дальше?

Итак, станция Улица Доблести. Проектирование — скоро. Строительство — с 2028-го. Открытие — когда-нибудь после этого.

Это не значит, что метро не построят. Построят обязательно. Петербург не может без развития подземки — город растет, районы застраиваются, людям нужно как-то передвигаться.

Просто хочется, чтобы между словом и делом было меньше расстояние. Чтобы обещанный 2028-й оказался реальным 2028-м, а не превратился в 2030-й или 2032-й.

«Доживем — увидим, — философски замечает пенсионер Анатолий Степанович, который помнит открытие первых станций метро. — Только вот доживу ли я лично до этой Улицы Доблести — большой вопрос».

И правда — большой вопрос. Для многих жителей юга города эта станция из конкретной точки на карте превратилась в символ бесконечного ожидания.

А вы верите в то, что новые станции метро откроются в срок, или тоже научились мысленно добавлять пару лет к любым обещанным датам?

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!