Найти в Дзене
ПИН

Людей принудительно выселяют ради ВСМ: зачем это делают, если даже поездов еще нет

Оглавление

РЖД уже судится с петербуржцами из-за их квартир. А высокоскоростная магистраль Москва-Петербург пока существует только в презентациях и обещаниях. Люди получают исковые заявления, оценщики приходят (а чаще не приходят), насчитывают смешные суммы — и всё это ради проекта, реальность которого вызывает всё больше сомнений.

Почему цифры не сходятся

Татьяна из Фрунзенского района получила предложение, от которого сложно не отказаться. В плохом смысле. За трехкомнатную квартиру почти 60 квадратных метров ей насчитали 7,9 миллиона. Плюс 465 тысяч на переезд и прочие «убытки».

Забавно, что эта сумма даже ниже кадастровой стоимости квартиры — 8,4 миллиона по данным Росреестра. Как так получилось?

Оценщики из компании «Мастеркад» умудрились не заметить лоджию площадью 7,8 квадратных метров. Просто указали в документах, что балкона нет. Видимо, оценивали по фотографиям из космоса.

«Они назначили встречу и не пришли в назначенное время. А потом уже я не могла с ними встретиться, хотя они очень хотели», — рассказывает Татьяна.

При расчетах брались самые дешевые аналоги — квартиры из других районов, причем большей площади. Логика железная: чем больше квадратов, тем дешевле метр. Применили понижающий коэффициент, потому что Фрунзенский район — это вам не центр.

Средняя цена квадратного метра на вторичке во Фрунзенском — 206,5 тысяч рублей. В новостройках Петербурга — 304 тысячи. Если считать по этим цифрам, аналогичное жилье стоило бы от 13,7 до 20,2 миллиона рублей. Разница с предложенными 7,9 миллионами впечатляет.

Право, но не обязанность

Татьяна написала в Росжелдор. Попросила предоставить равнозначное жилье вместо денег — у неё пожилая мама, которая не может передвигаться самостоятельно, квартира единственная.

Ответ пришел быстрый и ёмкий: предоставление жилья взамен изымаемого — это право организации, а не обязанность. Вот так просто.

А следом курьер доставил исковое заявление от РЖД. Прошло больше 90 дней с момента получения проекта соглашения — женщина его не подписала. Значит, переходим к принудительному изъятию через суд.

РЖД просит прекратить право собственности Татьяны на квартиру, установить возмещение в 8,366 миллиона. После решения суда у неё будет пять дней на предоставление реквизитов, 20 дней на получение денег и еще пять рабочих дней на съезд. Плюс 20 тысяч госпошлины. Щедро.

«Неужели у нас получается совсем нет справедливости?» — пишет один из комментаторов новости.
-2

Фарфоровский пост: под снос и под переезд

Дома Фарфоровского поста — особая история. Часть из них получила статус достопримечательного места. Какое-то время проектировщики говорили о возможности сохранения зданий, но потом выбрали более простой и дешевый путь. Освободить придется все дома: и те, что пойдут под снос, и те, что теоретически могли бы переехать.

Это критически важный участок — между Московским вокзалом и Обухово, входная зона в Петербург. Поэтому жители общаются не с концессионером «ВСМ Две Столицы», а напрямую с Росжелдором и РЖД.

В конце августа Андрей Макаров отчитался: почти все вопросы с расселением решены. На тот момент соглашения подписали владельцы всего десятка квартир. А подготовить успели 150 проектов, из которых 127 отправили адресатам.

Макаров практически сразу после отчета покинул должность. Совпадение?

Атмосфера накаляется

Во «ВКонтакте» и Телеграме существуют группы жителей, попавших под расселение. Атмосфера там — как на "пороховой бочке". Кто-то призывает стоять до конца, кто-то советует не отсвечивать в духе «всё равно расселят». Между этими лагерями летают колкости о популизме и соглашательстве.

Люди обсуждают нестыковки в оценках, делятся опытом, пытаются понять, как защитить свои права. Многие обеспокоены тем, что не учитывается стоимость земельных участков.

«Человек или семья живет в своей квартире. Налажен быт, детсады, школы, друзья и много важных и необходимых вещей. Человеку говорят — пошел отсюда, возьми чуть денег и радуйся. Это как вообще происходит?» — возмущается другой комментатор.

Концессионер уже выясняет отношения через суды с владельцами земли в Ленобласти, которые не хотят продавать её по предложенной цене. Пока речь только о бизнесе, но магистраль пойдет дальше. И судов будет больше.

Проект века или очередная иллюзия?

Новая станция прибытия и отправления поездов появится рядом с Московским вокзалом. Город обещают обеспечить удобной транспортной доступностью за счет пробивки улиц и тоннелей под железнодорожными путями. Лиговский проспект ждут большие изменения.

На линии будут эксплуатировать поезда с эксплуатационной скоростью 360 км/ч, максимальной — 400 км/ч. Звучит впечатляюще. Лизинговый договор заключен с ГТЛК. Разрабатывать и собирать составы будут «Уральские локомотивы» из Группы «Синара».

РЖД и предприятие подписали договор на первые два опытных состава. Серия из 41 следующего — в планах. Стоимость каждого ранее оценивали выше 5 миллиардов рублей.

-3

Но давайте откровенно: где эти поезда? Где полотно? Где станции?

Есть красивые картинки. Есть расчеты: из Москвы в Петербург за 2 часа. Но если посчитать количество заявленных остановок на пути, эти цифры не работают ни с физикой, ни с математикой. Поезд не может разгоняться до 400 км/ч и тормозить каждые 15-20 минут.

ВСМ как не было, так, видимо, и не будет. Никогда. Или очень нескоро.

Ждать и надеяться?

Вы правда верите, что к 2028 году будете ездить на чем-то интереснее «Сапсанов», которые уже давно пора обновлять?

Сейчас людей выселяют из квартир — это факт. Суды идут — это тоже факт. Компенсации считают с понижающими коэффициентами и «забытыми» лоджиями — и это факт.

А вот высокоскоростная магистраль пока остается в категории обещаний. Концессионер «ВСМ Две Столицы» работает с документами и судами, но не с рельсами и шпалами.

«Всепропальщиком» можно называть кого угодно. Но факты упрямы: инфраструктуры нет, поездов нет, реальных сроков нет. Зато есть реальные люди, теряющие свои дома прямо сейчас.

Может, через поколение внуки нынешних жителей Фарфоровского поста увидят первые очертания будущих железных дорог. А может, и нет. Кто знает?

Отдельная история — это арендаторы квартир в домах под расселение. Для них пришлось изобретать крайне нетривиальный механизм компенсаций тем, кому приходится съезжать не со своих, но с насиженных мест.

А стоит ли игра свеч?

Если проект действительно реализуется — отлично. Скоростное сообщение между двумя столицами было бы удобно. Но почему цена этого удобства — чужие квартиры за полцены и судебные тяжбы?

Почему нельзя оценивать жилье по реальной рыночной стоимости? Почему нельзя предоставлять равнозначное жилье тем, для кого квартира единственная?

Вопросы остаются без ответов. Зато исковые заявления приходят исправно.

Когда-нибудь, возможно, по этой магистрали действительно помчатся скоростные поезда. Пассажиры будут любоваться пейзажами и радоваться комфортной поездке. Никто из них не вспомнит про Татьяну из Фрунзенского района и её лоджию, которую «забыли» посчитать.

Выселенные жители разъедутся по новым адресам — кто на окраины, кто в пригороды. Кто-то, может, даже получит справедливую компенсацию после долгих судов.

А вы верите, что эта магистраль когда-нибудь заработает? Или строительство растянется на десятилетия, как это часто бывает с крупными инфраструктурными проектами?

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!