Найти в Дзене

Отдадим последнюю пядь? Производство и импорт погрузчиков: итоги 2025

Дзен-канал «Строительная техника и транспорт» продолжает знакомить своих читателей с ситуацией в производстве и импорте строительной и дорожной техники в России в 2025 году. На днях была опубликована статистика по автокранам и экскаваторам (см. ссылки в конце статьи), теперь поговорим о погрузчиках. Канал проанализировал статистические данные по рынку наиболее востребованных типоразмеров фронтальных колесных погрузчиков с сочлененной рамой (эксплуатационной массой от 5 до 40 т), а также колесных и гусеничных мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Выборка по производству сделана за I-III кварталы текущего года, по импорту доступна статистика за I полугодие (более полная информация пока отсутствует). Несмотря на то, что данные не за весь год, картина, в целом, ясна уже сейчас. Как производство, так и импорт фронтальных погрузчиков в минусе. Импорт мини-погрузчиков с бортовым поворотом также показал отрицательный результат, а вот производство, что интересно, даже немного подросло. Перече

Дзен-канал «Строительная техника и транспорт» продолжает знакомить своих читателей с ситуацией в производстве и импорте строительной и дорожной техники в России в 2025 году. На днях была опубликована статистика по автокранам и экскаваторам (см. ссылки в конце статьи), теперь поговорим о погрузчиках. Канал проанализировал статистические данные по рынку наиболее востребованных типоразмеров фронтальных колесных погрузчиков с сочлененной рамой (эксплуатационной массой от 5 до 40 т), а также колесных и гусеничных мини-погрузчиков с бортовым поворотом.

Выборка по производству сделана за I-III кварталы текущего года, по импорту доступна статистика за I полугодие (более полная информация пока отсутствует). Несмотря на то, что данные не за весь год, картина, в целом, ясна уже сейчас. Как производство, так и импорт фронтальных погрузчиков в минусе. Импорт мини-погрузчиков с бортовым поворотом также показал отрицательный результат, а вот производство, что интересно, даже немного подросло.

Перечень факторов, оказывающих негативное влияние на текущее состояние отрасли я уже озвучивал в предыдущих публикациях. Резюмирую вкратце. Это высокий уровень ключевой ставки Центробанка, фактически поставивший на паузу российский бизнес. Также свою роль сыграло значительное снижение госзаказов. Кроме того, складские запасы импортной техники достигли огромных объемов и на их реализацию может потребоваться больше года. В результате российские заводы терпят убытки из-за отсутствия спроса. Из-за неполной загрузки производства трудовые коллективы отправляются в корпоративные отпуска, либо переводятся на сокращенную рабочую неделю.

Производство фронтальных погрузчиков

В 2000-е годы отечественным компаниям принадлежала хоть какая-то более-менее заметная доля рынка. Наибольший объем выпуска пришелся на 2007 год, когда было изготовлено около 750 погрузчиков, тогда за нашими было 10% рынка. Впоследствии, увы, китайцы окончательно захватили российский рынок, а отечественные заводы либо сокращали производство, либо вообще закрывались.

Основными продуцентами фронтальных погрузчиков в нулевые являлись челябинский завод «ЧСДМ» и орловский завод «Погрузчик». На пике спроса ЧСДМ выпускал до 400 ед. погрузчиков в год. Орловский завод производил в среднем 200-250 машин в год (конечно, не по 2000 ед. в год, как во времена СССР, но хоть что-то). Кроме того, завод «Донэкс» (в прошлом – Донецкий экскаваторный завод, ныне не существующий) в лучшие годы выдавал до 100 погрузчиков в год. Вклад Челябинского тракторного завода был минимальным, так как годовой выпуск погрузчиков исчислялся единицами.

Ситуация по нынешнему году такова. Производство фронтальных погрузчиков в I-III кварталах 2025 года снизилось на 54% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года: всего изготовлено 137 машин. Доля отечественной техники составила 2% (по итогам I квартала).

За исключением рыбинского «Завода дорожных машин», выпустившего за 9 месяцев 18 погрузчиков (рост в 4,5 раза), у остальных производителей отмечены отрицательные результаты.

Завод «Амкодор-Брянск» изготовил 34 погрузчика (минус 47% к прошлогоднему показателю).

На Челябинском заводе «ЧСДМ» (группа UMG) в 2023 году стартовал совместный проект с китайцами по локализации фронтальных погрузчиков. За прошедшие 9 месяцев объемы выпуска снизились на 63%, с прошлогодних 88 до 32 ед. В 2024 году на предприятии также был отмечен спад производства.

Петербургский тракторный завод за 9 месяцев произвел 22 погрузчика – на 65% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (в прошлом году также наблюдалось снижение объемов).

Завод «ДСТ-Урал» в последние годы осваивает новые типы машин, в том числе фронтальные погрузчики. Нынешний результат – 31 машина, что на 59% меньше, чем за I-III кварталы 2024 года.

Динамика производства фронтальных погрузчиков в РФ в I-III кварталах 2024 и 2025 гг. (по данным ОАО «АСМ-холдинг» и производителей)
Динамика производства фронтальных погрузчиков в РФ в I-III кварталах 2024 и 2025 гг. (по данным ОАО «АСМ-холдинг» и производителей)

По новым предприятиям – КОДАР из Читы и «Борус» из Красноярска – статистика отсутствует. Заявленные мощности первого – 50 машин в год, второго – 200 машин в год, но реальных цифр пока нигде не видно.

Напомню также, что Ростсельмаш, крупнейший российский производитель комбайнов и сельхозтракторов, готовится выпускать строительно-дорожную технику. Под новое бизнес-направление в Ростове-на-Дону построен завод мощностью 5000 единиц техники в год (включая тракторы). На выставке СТТ Expo 2024 предприятие показало свой первый фронтальный погрузчик. Выпуск опытно-промышленной партии погрузчиков намечен на 2025 год, серийное производство – на 2026-й.

Производство мини-погрузчиков с бортовым поворотом

Пик производства в России мини-погрузчиков с бортовым поворотом пришелся на эпоху строительного бума – на 2000-е годы. В ту пору их выпуском занимались «Курганмашзавод» и «Уралвагонзавод». Суммарно в год они «выдавали на-гора» порядка 1500 машин, из которых две трети делали в Кургане. В середине 2000-х годов этим предприятиям принадлежало около 70-80% российского рынка техники данного типа.

С тех пор все изменилось. «Уралвагонзавод» уже 15 лет не производит ни какую строительную технику. «Курганмашзавод» свернул выпуск мини-погрузчиков с началом СВО (хотя, в последнее десятилетие объемы и так были минимальными). В результате пришли новые отечественные производители. Ну, а львиную долю рынка захватили иностранцы (с началом СВО – китайцы).

А что теперь? Производство мини-погрузчиков с бортовым поворотом в I-III кварталах 2025 года подросло по сравнению с показателем за аналогичный период 2024 года – прирост составил 18%, всего выпущено 792 единицы техники. При этом, рыночная доля российской техники на фоне спада импорта увеличилась с прошлогодних 15% до 20% (по данным за I квартал).

-3

Один из двух наиболее крупных производителей техники данного типа – Ковровский электромеханический завод (Холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех) – в этом году нарастил объемы, изготовив за январь-сентябрь 298 единиц техники (плюс 12%).

Мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ, выпускаемых на площадях бывшего Саранского экскаваторного завода «САРЭКС» (сейчас это обособленное структурное подразделение чебоксарского завода «Промтрактор»), за I-III кварталы текущего года собрано 273 ед. – на 5% больше, чем за тот же период 2024 года.

В первую тройку выбрался новичок в сегменте мини-погрузчиков с бортовым поворотом – ивановский завод «Профессионал». Это предприятие, специализирующееся на производстве навесного оборудования для строительно-дорожной и горнодобывающей техники, в октябре 2024 года освоило выпуск мини-погрузчиков ПМ-1000 грузоподъемностью 1000 кг. Для производства этих машин организована отдельная линия, также планируется расширение мощностей, с этой целью ведется строительство завода площадью более 100 тыс. м2 в особой экономической зоне в Иваново. За IV квартал 2024 года было произведено 20 машин. В I-III кварталах 2025-го собрано 130 машин. В 2026 году завод «Профессионал» планирует расширение линейки мини-погрузчиков: появятся модели с грузоподъемностью до 1400 кг, а также модели с высоким потоком гидравлики до 125 л/мин. (система High Flow).

Динамика производства мини-погрузчиков с бортовым поворотом в РФ в I-III кварталах 2024 и 2025 гг. (по данным ОАО «АСМ-холдинг» и производителей)
Динамика производства мини-погрузчиков с бортовым поворотом в РФ в I-III кварталах 2024 и 2025 гг. (по данным ОАО «АСМ-холдинг» и производителей)

На других предприятиях объемы кратно меньше. Завод «Кургандормаш» за отчетный период 2025 года собрал лишь 18 машин – на 78% меньше, чем годом ранее. Кстати, это предприятие тоже из ряда новичков. Изготовление машин данного типа на новой производственной площадке было освоено в 2019 году. Руководство озвучивало амбициозные планы – выйти на объем 500-700 машин в год, однако реалии внесли коррективы.

Камешковский механический завод (бренд «Оружейные мастерские»), ранее являвшийся поставщиком металлоконструкций для мини-погрузчиков, выпускаемых Ковровским электромеханическим заводом, 6 лет назад освоил производство собственных моделей. По итогам января-сентября 2025 года предприятие изготовило 63 машины – на 85% больше, чем годом ранее. Производитель заявляет, что может выпускать до 100 погрузчиков в год.

В числе освоенных новых видов техники у завода «ДСТ-Урал» есть и гусеничные мини-погрузчики с бортовым поворотом. За отчетный период этого года было изготовлено 10 таких машин – в 3 раза меньше, чем год назад.

«Завод дорожных машин» представил на выставке CTT Expo 2025 свой первый погрузчик с бортовым поворотом ММ1200 грузоподъемностью 1200 кг. Информацию об этой машине производитель пока не разглашает, кроме того, что она будет соответствовать постановлению правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Ждем развития событий.

Импорт фронтальных погрузчиков

Импорт фронтальных погрузчиков демонстрировал бурный рост с 2022 по 2023 год. Так, в 2022 и 2023 годах импорт погрузчиков в рассматриваемом весовом диапазоне составил порядка 11 тыс. ед. в год. В 2024-м наметилось падение, эта тенденция сохранилась и в I квартале 2025-го. С января по март текущего года ввезено 857 новых машин, что на 21% меньше прошлогоднего результата. На долю китайской техники пришлось 99,4%.

-5

В четверку наиболее крупных поставщиков вошли: Liugong – 116 ед. (минус 30%), LGCE – 90 ед. (минус 48%), Shantui – 54 ед. (3-кратный рост), Lonking– 49 ед. (минус 82%). Кроме того, задекларировано еще 542 погрузчика нескольких десятков китайских марок, как очень известных, так и совершенно неведомых – в количестве от 1 ед. до примерно 20 ед., в совокупности раздел «прочие марки» вырос на 22%. А вот количество некитайских погрузчиков за I квартал составило всего 6 ед., годом ранее было 2 ед.

Динамика импорта новых фронтальных погрузчиков в I квартале 2024 и 2025 гг. (по данным ООО «Айди-маркетинг»)
Динамика импорта новых фронтальных погрузчиков в I квартале 2024 и 2025 гг. (по данным ООО «Айди-маркетинг»)

Объем поставок бывших в эксплуатации фронтальных погрузчиков составил 4 штуки, в прошлом году было 2 штуки.

Импорт мини-погрузчиков с бортовым поворотом

Импорт мини-погрузчиков с бортовым поворотом с января по март 2025 года снизился на 8% относительно показателя за аналогичный период прошлого года: всего поставлено 1011 единиц новой техники.

-7

В китайском сегменте на первом месте, как и в предыдущие несколько лет, по-прежнему Lonking: за отчетный период задекларировано 266 погрузчиков – на 25% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. На втором месте Zoomlion – 172 погрузчика (плюс 56%). На третьей строке Sunward со 130 погрузчиками, (минус 43%). Четвертый результат у XCMG – 101 погрузчик (плюс 80%). Пятый – у Liugong с объемом поставок 94 погрузчика (минус 8%). Техники прочих китайских марок ввезено 223 ед. – на 6% меньше прошлогоднего показателя. Некитайских брендов импортировано всего 25 машин. Таким образом, за китайцами 97% импорта.

Динамика импорта новых мини-погрузчиков с бортовым поворотом в I квартале 2024 и 2025 гг. (по данным ООО «Айди-маркетинг»)
Динамика импорта новых мини-погрузчиков с бортовым поворотом в I квартале 2024 и 2025 гг. (по данным ООО «Айди-маркетинг»)

Погрузчиков б/у импортировано 4 ед., годом ранее было 3 единицы.

Автор статьи выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru).

Обещанная ссылка на статистику по автокранам:

Обещанная ссылка на статистику по экскаваторам:

///////////////////////////////////

Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!