Наметившееся в 2022-2023 годах на российском рынке строительных и дорожных машин (далее – СДМ) активное оживление, в 2024-м сменилось стремительным спадом. В текущем году негативные тенденции продолжились. По данным статистики, в I-III кварталах 2025 года объемы выпуска по большинству основных типов отечественных СДМ, в том числе автокранов, значительно снизились относительно аналогичного периода предыдущего года. Также по итогам I квартала 2025 года (более свежая информация пока не доступна) наблюдается падение и импортных поставок новой техники.
Ссылку на статистику по экскаваторам см. в конце статьи.
В первую очередь на охлаждение рынка (хотя, это уже не охлаждение, а заморозка) повлиял высокий уровень ключевой ставки Центробанка, фактически поставивший на паузу российский бизнес. Несмотря на снижение в 2025 году ключевой ставки ЦБ с 21% до 16,5%, она по-прежнему остается заградительной. По словам экономиста, академика РАН Сергея Глазьева, удорожание кредитов ведет к падению кредитования инвестиций. В итоге это дает деградацию технологической сферы, падение конкурентоспособности, техническое отставание и очередную девальвацию рубля.
Большинство российских производителей терпят убытки из-за отсутствия спроса, частичная загрузка производства вынуждает отправлять трудовые коллективы в корпоративные отпуска либо переходить на сокращенную рабочую неделю.
Хоть как-то поддерживать производство заводам удается за счет госзаказов. Однако и в части госзакупок наблюдается значительное снижение. Так, например, по данным сервиса «Контур.Закупки», структуры государственной и муниципальной власти в январе-августе 2025 года заключили 23300 контрактов (в рамках 44-ФЗ) на строительство и ремонт автодорог на 1,02 трлн рублей, спад к аналогичному периоду предыдущего года составил 25% в количестве контрактов и 11% в их стоимости. Объем жилищного строительства за I-III кварталы этого года сократился на 5,6% до 76,56 млн м2 в годовом выражении, следует из данных Росстата.
Что у нас с производством?
Производство автомобильных кранов в I-III кварталах 2025 года снизилось на 45% относительно аналогичного периода 2024 года: выпуск составил 840 машин. Необходимо отметить, что в 2023 и 2024 годах автокраностроение также было в минусе. В минувшие два года одним из основных негативных фактов производители отмечали дефицит отечественных шасси (преимущественно – КАМАЗ). Теперь КАМАЗы есть в избытке, но нет денег у покупателей.
За январь-сентябрь текущего года наименьший спад отмечен у Челябинского механического завода, он смог выпустить 304 крана – на 25% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.
На заводе «Ивановец», прежде известном, как ИМЗ «Автокран», падение составило 51% – произведено 118 кранов.
Из тройки предприятий, входящих в группу компаний «Кудесник», Галичский автокрановый завод выпустил наибольшее количество автокранов – 214 ед., что на 44% меньше, чем год назад, Клинцовский автокрановый завод изготовил 174 крана, ухудшив свой прошлогодний показатель на 59%, на Камышинском крановом заводе произведено 30 кранов – в 3 раза меньше, чем год назад (из них 28 – в I квартале).
Что характерно, даже в самые провальные для российской экономики годы – 2009 и 2016 – отечественное автокраностроение, хотя и переживало упадок, но все же результаты были заметно выше нынешних. Ну а по сравнению с периодом строительного бума «нулевых» текущая ситуация выглядит совершенно удручающей. Для примера: в 2008 году за три квартала в РФ было произведено свыше 4500 кранов – в 5 раз больше, чем в I-III кварталах 2025 года.
Спад отечественного производства, произошедший за последние 3 года, а также взрывной рост поставок китайских кранов в совокупности привели к тому, что доля российских предприятий снизилась с довоенных 80% до 40% (по итогам I квартала).
Также необходимо отметить, что череда экономических кризисов в России существенно подкосила ряды крановых заводов, многих предприятий уже нет, некоторые сменили профиль деятельности, в итоге из более чем десятка осталось всего 5 действующих крановых заводов (вышеперечисленных).
Перечень предприятий, по разным причинам ушедших с рынка автомобильных кранов за последние 20 лет, впечатляет – Ульяновский механический завод № 2, «Угличмаш», «Мотовилихинские заводы», «Донэкс» (в прошлом – Донцкий экскаваторный завод), Юргинский машзавод, смарский завод «Сокол», ставропольский завод «КРАСТ», кохомский завод «Стромашина», «Ивэнергомаш», Завидовский экспериментально-механический завод, туапсинский «Машзавод», шимановский завод «Кранспецбурмаш», Абаканский экспериментально-механический завод, ЕлАЗ, Челябинский кузнечно-прессовый завод, «Усольмаш», «Ухтагазстроймаш», Туймазинский завод автобетоновозов, Новосибирский завод им. Коминтерна.
А что с импортом?
Импорт колесных кранов в январе-марте 2025 года снизился на 21%, всего задекларировано 511 машин (в статистике учтены колесные краны: автомобильные, на специальном шасси автомобильного типа и короткобазные). Основной объем импорта пришелся на технику Sany: за отчетный период текущего года задекларировано 343 крана – на 10% больше, чем годом ранее. Второй результат у XCMG – 81 кран (минус 36%). На третьем месте Zoomlion – 56 кранов (минус 68%). Четвертое место у Liugong – 24 крана (минус 20%). Кроме того, в I квартале ввезено 7 кранов прочих китайских марок (годом ранее было 3 ед.). За рассматриваемый период 2025 года импорта кранов некитайских брендов не было, в январе-марте 2024 года задекларировано 3 «недружественных» крана.
Также за первые 3 месяца 2025 года импортирован один б/у кран, годом ранее поставок в I квартале не было.
В текущих условиях отраслевое сообщество волнует вопрос: руководство страны оставит шанс национальным предприятиям или окончательно похоронит последних уцелевших?
Автор статьи выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО «Айди-маркетинг» (www.id-marketing.ru).
Обещанная ссылка на статистику по экскаваторам:
///////////////////////////////////
Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!