Найти в Дзене

Аристон (Ч. 59). Иван Гирин против Кармы: Как человек получил право судить Творца.

"Обвинение Творцу", иллюстрация создана сетью Грок Предыдущая статья цикла здесь. 1. Карма как Наследственность, но без Неотвратимости В романе «Лезвие бритвы» Иван Ефремов через своего героя, Ивана Гирина, вступает в полемику с индийскими сторонниками системы веданты. Гирин предлагает ноосферное толкование ключевых религиозных понятий. Гирин соглашается, что древнеиндийская философия предвосхитила некоторые научные концепции, например, Карму и метемпсихоз (перевоплощение). Он подчёркивает: — Мы знаем теперь, что на механизмы наследственности... воздействует... жизнь предков, определяя не только физическую, но и психическую сущность потомков. Таким образом, Карма и метемпсихоз осуществляются как эстафета – накопление инстинктивной памяти и здоровья (или, наоборот, болезней и несчастья). Гирин даже соглашается, что можно принять Карму целых народов. Но он категорически отвергает один аспект: неизбежную неотвратимость Кармы. — Мы считаем глубоко ошибочной неизбежную неотвратимость Кар
Оглавление
"Обвинение Творцу", иллюстрация создана сетью Грок
"Обвинение Творцу", иллюстрация создана сетью Грок

Предыдущая статья цикла здесь.

1. Карма как Наследственность, но без Неотвратимости

В романе «Лезвие бритвы» Иван Ефремов через своего героя, Ивана Гирина, вступает в полемику с индийскими сторонниками системы веданты. Гирин предлагает ноосферное толкование ключевых религиозных понятий.

Гирин соглашается, что древнеиндийская философия предвосхитила некоторые научные концепции, например, Карму и метемпсихоз (перевоплощение). Он подчёркивает:

— Мы знаем теперь, что на механизмы наследственности... воздействует... жизнь предков, определяя не только физическую, но и психическую сущность потомков.

Таким образом, Карма и метемпсихоз осуществляются как эстафетанакопление инстинктивной памяти и здоровья (или, наоборот, болезней и несчастья).

Гирин даже соглашается, что можно принять Карму целых народов.

Но он категорически отвергает один аспект: неизбежную неотвратимость Кармы.

— Мы считаем глубоко ошибочной неизбежную неотвратимость Кармы, непосильную ни богу, ни человеку.

С позиции Ноосферы, Карма – это механизм, а не приговор. Поскольку познание законов наследственности возможно, Карма для будущих поколений может быть сознательно исправлена и предотвращена силами общества и науки. Это главный вызов древней фаталистической доктрине.

2. Право Мыслящей Материи

Отвергнув фатализм, Гирин переходит к главному: праву человека судить сам процесс творения.

Когда индийский собеседник заявляет, что нельзя судить высшие силы «нашим бедным, ограниченным рассудком», Гирин даёт радикальный ответ, который и является квинтэссенцией богоборчества Ноосферы:

Детство человечества это склоняться перед тем, что вы зовёте высшими силами! Неужели нельзя понять, что поставивший эксперимент не участвует в процессе... Тем самым он нацело лишён права судить, стоит ли игра свеч.

Суть тезиса: Только человек, мыслящее существо, которое страдает и гибнет в жестоком процессе эволюции, может оценить его стоимость: количество горя, крови, жертв и несчастий.

— Сознательная материя может оценить затраты на проведение процесса совершенствования... которое кажется мне непомерно огромным по сравнению с достижениями!

Гирин заключает: мы, дети человеческие, можем понять, оценить и решить, правильно ли происходит процесс.

3. Приговор: Исправить или Погибнуть

Этот вывод – не просто философия, это приговор.

— Мне кажется, что неправильно, и мы его исправим, или погибнем!

Именно здесь чётко прослеживается элемент богоборчества Ефремова: человек не должен быть покорным неумолимому закону совершенствования, если его цена – миллиарды лет бессмысленного страдания. Человек берёт на себя сознательную функцию улучшения мироздания.

Вопрос для читателей Дзена

Имеет ли право «мыслящее существо» (Человек) судить «зачинателей и направляющие силы» мироздания (Природу и Богов) за непомерно высокую цену эволюции? Где, по вашему мнению, пролегает граница между смирением и ответственностью?

Продолжение здесь.