Есть в русской природе магия мгновения – первый снегопад. Он преображает всё: серые улицы, оголённые поля, крыши домов. Это волшебство, подмеченное и воспетое нашими художниками, превратилось в целую живописную традицию. Собрала для вас, мои дорогие читатели, подборку прекрасных произведений, посвященных первому снегу.
Первый снег
В 1892 году двадцатитрехлетний Яков Яковлевич Вебер написал свой "Первый снег".
Снег у Вебера влажное, тяжелое покрывало, основательно укутавшее землю. Его слой толст, тяжел и плотно лёг у берегов, оттеняя черноту почти обнажённых ветвей. Эти деревья, строгие и графичные, своими тонкими сетками силуэтов словно процарапывают морозный узор на фоне тяжёлого, налитого влагой неба.
Главный контраст и источник жизни в этом заснеженном пейзаже — бурлящая речка. Её воды, вспененные и подвижные, сопротивляются оцепенению. Она кажется единственной теплой и живой субстанцией в этом побелевшем мире.
Несмотря на пасмурную мощь небосвода, в картине витает ощущение скорого
преображения. В самой фактуре снега, в просветах между серыми облаками
чувствуется, как солнечные лучи уже готовы прорваться сквозь пелену. Они
вот-вот озарят всё ослепительным светом, заставят снег искриться, а воду сверкать. Именно это мастерское балансирование между могучей реальностью момента и трепетным ожиданием чуда и оставляет у зрителя ощущение восторга, не оставляя равнодушным.
Картина находится в частном собрании.
Первый снег
В 1909 году художник Алексей Кузьмич Денисов Уральский написал "Первый снег". Это великолепный пример тонкого цветового диалога, где природа замерла в самой драматичной точке перелома. Художник, с присущим ему чутьем к фактуре и цвету, создает драгоценную инкрустацию из двух времен года.
Осень еще не сдалась. Ее дыхание в густой, почти бархатной золотисто-охристой листве, которая плотным ковром укрывает землю на переднем плане и пылает на деревьях. Это глухое, теплое сияние старого золота, бронзы и меди. Даже вода в реке или озере отражает это осеннее пламя, создавая уютный, знакомый фон.
Этому теплу решительно противостоит первый, еще не тронутый, снег. Он
ложится ослепительно-белыми, с легкой голубизной, пятнами. Это свежий, хрустальный холод. Особенно ярко это ощущается в контрасте: пушистые белые шапки на темных еловых лапах или тончайшая снежная пыль, припорошившая золотые кроны. Снег здесь не покров, а легкое, ажурное покрывало, сквозь
которое яростно проглядывает уходящее тепло осени.
Холодный, чистый свет снега и теплое, глубинное сияние осенней листвы не скрывают, а оттеняют и усиливают друг друга, создавая ощущение тишины, хрупкости и невероятной, почти тактильной красоты переходного состояния природы. Денисов-Уральский, знаток самоцветов, словно соединил в одной работе холодный бриллиантовый блеск и теплое сияние топаза.
Картина находится в частном собрании Р. Хасанова.
Первый снег
И снова перед нами работа с названием "Первый снег". Это произведение принадлежит кисти Ричарда Александровича Берггольца, было написано в 1917 году.
Художник приглашает нас в лес, где главным действующим лицом становится неяркий, но живой ручеёк. Его темная, зеркальная вода, в которой отражается хмурое небо и стволы деревьев, мерно и настойчиво бормочет свою осеннюю песню, словно не замечая тихой метаморфозы вокруг. Именно этот контраст между движением воды и замиранием всего остального создает особое, завороженное настроение.
Осень, представленная в своём самом пышном убранстве, ещё не думает отступать. Деревья купаются в сиянии последнего золота. Их листва, влажная и тяжеловатая, составляет тёплую, плотную палитру леса. Но поверх этого осеннего великолепия, как тончайшая кисея или кружево, лёг первый снег.
Берггольц мастерски передаёт воздушность и невесомость снежного покрова, противопоставляя хрупкой белизне снега сочное, земное тепло осенней палитры и вечное движение воды. Всё вместе рождает чувство глубокого умиротворения и светлой грусти от созерцания этого совершенного, мимолётного момента в жизни природы.
Картина находится в частном собрании.
Первый снег
Картина "Первый снег" кисти Андрея Андреевича Тутунова была создана в 1950 годы.
Перед нами малыш, прильнувший к стеклу. Его доверчивый жест, ладошка, прижатая к холодному окну — это желание, попытка стереть невидимую грань и прикоснуться к чуду напрямую. В его позе и сосредоточенном взгляде весь восторг первоткрывателя.
Этот "первый снег" в его жизни переполнен чистой, безудержной радостью ожидания. И зритель догадывается: вот-вот раздастся мамин голос, мальчонку
закутают в шарф, и тихое созерцание сменится восторженной игрой в этом
новом, ослепительно белом мире. Тутунов ловит тот самый миг, когда внутреннее тепло детского счастья готово выплеснуться навстречу хрупкой
красоте первого снега, создавая образ невероятной жизнерадостности и
светлой ностальгии.
Картина находится в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова.
Веранда. Снег идет
Картина "Веранда. Снег идет" была написана в 1973-1975 годы художником Грицаем Алексеевичем Михайловичем.
В картине Грицая веранда главный персонаж, воплощающий состояние перехода и тихого ожидания. Это пространство на границе: между домом и садом, между теплом человеческого жилья и дыханием надвигающейся зимы.
Веранда предстаёт перед нами нежилой и сиротливой. Пустой столик, и усеянный сухими листьями пол веранды усиливают ощущение лёгкой заброшенности, "зябкости", как будто сама память о летних чаепитиях здесь уже застыла. Художник намеренно избегает намёка на человеческое присутствие, делая веранду молчаливым свидетелем уходящего года.
Сухая, побуревшая листва — последний шёпот осени. Она шелестит на холодном ветру, напоминая о недавнем уюте.
Зная,что Грицай возвращался к изображению веранды в других работах, можно сделать вывод, что эта эта веранда для него не случайный вид, а глубоко личное, любимое место. В её осеннем одиночестве есть особая, строгая поэзия
прощания с тёплым сезоном и безмолвная готовность встретить тихую,
снежную замкнутость зимы.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Начало зимы
И, напоследок, картина "Начало зимы". Она была написана глухонемым художником Андреем Афанасьевичем Егоровым (1878—1954). Год написания неизвестен, поэтому ориентируемся на годы жизни живописца.
На высоком левом берегу возвышается церковь. Её крыша припорошенная первым снегом, отчетливо выделяется на фоне сумрачного неба.
Земля уже приняла зиму: снег лежит ровным, сияющим покровом на склоне, тропинках и крыше. Но деревья, окружающие церковь, словно сопротивляются окончательному угасанию. Они пылают густым, золотым убранством задержавшейся осени. Этот тёплый, насыщенный золотой цвет, контрастируя с холодной белизной снега и глубокой синевой реки, создаёт ощущение не увядания, а торжественной, прощальной красоты.
Справа, у подножия холма, неторопливо и величаво течёт река. В этой картине есть вневременная цикличность: река вечна в своём течении, церковь в своей духовной высоте, а природа застыла в совершенном мгновении перехода, где снег и золото листвы чудесно сочетаются.
Картина находится в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского.
Понравились картины? Что более всего?
Спасибо за внимание. Буду благодарна вашим лайкам.