От безоблачного утра можно ожидать буквально чего угодно. Чаще всего безоблачное утро - просто усмешка высших сил, наблюдающих за тем, как ты весело шагаешь на работу.
Валентина и не думала ни о чём плохом. Августовский день выдался погожим и жарким, офис детективного агентства «Когорта» был наполнен светом, который разливался по подоконнику густым солнечным сиропом. Упитанный кактус блаженствовал в новом горшке.
Валентина чувствовала себя прекрасно. Она уже все вымыла и протёрла, разобрала шкаф, под завязку забитый вещами самого разного назначения. Теперь пришло время бумаг на столе. Валентина прикинула объем работы и решила, что закончит гораздо быстрее, чем рассчитывала.
Однако планировать – это все равно, что бежать впереди судьбы. И Валентине следовало бы припомнить начало теоремы Стокмейера, которая предостерегает: «Если дело кажется простым, в действительности оно сложное».
Сложности начались как раз тогда, когда она принялась складывать брошенные как попало бумаги стопками. Совершенно случайно в глаза ей бросились отрывочные записи, которые делались частными сыщиками явно «для себя». Напоминалки, заметки со знаком вопроса, телефонные номера, пара адресов, брошюрка с видами знаменитых подмосковных усадеб и другие мелочи, из которых обычный человек не сумел бы выжать ничего определенного. Но Валентина была учёным. «Уборщицей на час» она стала совершенно случайно. Поэтому события и их последовательность выстроилась перед её мысленным взором практически против воли.
Она совершенно ясно видела, что кто-то пытался манипулировать частными детективами Романом и Константином, их явно хотели заманить в ловушку. Попались ли они в неё, вот в чём вопрос.
Встревоженная, Валентина включила ноутбук и кое-что проверила. Тревога усилилась. Телефоны сыщиков оказались вне зоны доступа, а экстренный номер, по которому следовало звонить в случае форс-мажора, вообще не обслуживался. Она стала размышлять, есть ли хоть какой-то способ отыскать исчезнувших с радаров работодателей. Смотрела она при этом в пространство и неожиданно заметила, как ручка входной двери медленно и бесшумно начала опускаться вниз.
От неожиданности у Валентины сердце нырнуло в пятки. Начав уборку, она закрылась на все замки, а заодно задвинула имевшуюся на двери массивную щеколду, хотя, по идее, это было лишним. Ведь для того, чтобы добраться до офиса, нужно было сначала открыть входную дверь, запертую на электронный замок, а потом подняться по небольшой лестнице и войти в предбанник.
Выходит, ручку двери дёргает человек, у которого имеется ключ. Валентина медлила. Монитор, на который выводилось изображение с камеры возле входной двери, в настоящий момент демонстрировал пустой тротуар.
- Кто там? – наконец, спросила она, поднявшись из-за стола и осторожно двигаясь вперёд.
- Свои, - ответил задорный мужской голос.
Валентине показалось, что голос принадлежит Константину. Поддавшись порыву, она отодвинула щеколду и распахнула дверь.
На пороге стоял незнакомый тип и пытливо смотрел на неё.
- Салют, - первым поздоровался он и на всякий случай поставил одну ногу на порог.
На вид визитёру можно было дать лет сорок. Он был невысоким, загорелым и симпатичным. Большие карие глаза смотрели на Валентину с наигранным простодушием. Высокий лоб, короткая темная челка, хитрый острый нос. Белые брюки и голубая приталенная рубашка навыпуск выглядели дорого. Если бы Валентину спросили, кем бы этот тип мог быть, она бы поставила на карточного шулера.
- Какой же вы свой? – наконец, спросила она, ткнув острым носом своей босоножки в его мягкий белый мокасин. – Как вы вообще попали внутрь?
- У меня ключ есть, - ответил тот и пнул агрессивную босоножку в ответ. Тотчас ойкнул и обиженно спросил: - У вас там что, свинец? Дайте же мне войти.
- С какой стати? – холодно поинтересовалась Валентина, прикидывая, станет ли он с ней драться, а если станет, то кто из них победит.
- Дык, я ведь тут работаю, - ответил тип. И тут же пояснил: - Голосом в телефонной трубке. Я – экстренная связь.
- Экстренная связь не обслуживается, - возразила Валентина и чуть наклонилась влево, чтобы вооружиться свечой в тяжёлом керамическом подсвечнике, которая стояла на тумбе возле входа. Вооружилась и спрятала импровизированное оружие за спину. В зеркале над тумбой мелькнуло её отражение.
Среднего роста, сухощавая, в узких стальных очках с голубыми стеклами. В тридцать три года не слишком солидно носить прическу «конский хвост», но с другой Валентина себя не представляла. Губы поджаты – по привычке, а не потому, что она сильно напряглась.
- Слушайте, не надо бить меня по голове тяжелыми предметами, - тут же отреагировал на её телодвижение визитёр. – Я знаю, что вы схватили ту фигню в синей банке, которой можно убить не то, что меня – крокодила!
Валентина не дрогнула.
Во включенном ноутбуке, оставленном на столе, самопроизвольно включился рекламный ролик, и жизнерадостный женский голос посоветовал: «Если вы в затруднительном положении, съешьте пончик «Дракончик». Джем из топинамбура с чуточкой острого перца освежит и придаст сил».
Визитер хрюкнул.
- Так что там с экстренной связью? – спросила Валентина, бестрепетно глядя на него.
- Телефон отключился всего на несколько часов, это была техническая неувязка. Теперь я снова в деле.
- Уберите ногу, - приказала девушка. – Ждите в предбаннике, пока я не позвоню по экстренному номеру. Тогда и решу, верить вам или нет.
Тип неохотно подчинился. Валентина захлопнула дверь и с подсвечником в руке сходила за своим телефоном.
Набрала номер, который раньше уже внесла в список контактов, и услышала, что предбанник наполнился бравурной музыкой. Конечно, этот тип мог бывать в офисе раньше и запомнить, что где находится, а телефон украсть. Но вероятность этого была слишком ничтожной.
Снова распахнув дверь, Валентина отступила в сторону и коротко велела:
- Проходите.
- Слушайте, а сами-то вы кто? – тип послушался, бодро вошел и остановился посреди комнаты, изумленно озираясь. – Неужто уборщица? Не узнаю родные стены!
- Угадали. Валентина Белоцерковская, принята на аккордную работу. Чтобы разгрести мусор и удалиться. А вас как зовут?
- Фёдор Савельевич Берендеев.
- Очень приятно и всё такое, - сказала Валентина, озабоченно хмурясь, - но сейчас нам с вами, Фёдор Савельевич, не до церемоний. Сдаётся мне, наши сыщики попали в переделку. Вы знаете, где они сейчас находятся? Вы же экстренная связь.
- Нет, я не знаю. Если пацаны на задании, ну там, в засаде сидят, они не отвечают. Иногда предупреждают, что отключаются, иногда нет.
- Позвоните им, - Валентина смотрела на него в упор. – Или напишите. Вы сами сказали про техническую неувязку. Раз была техническая неувязка, вы могли пропустить что-то важное. Давайте.
Берендеев послушался, но затея успехом не увенчалась.
- Не на связи, - пояснил он. – В общем, ничего удивительного, так часто бывает.
- А новые клиенты как же? – тут же поинтересовалась Валентина. – Что вы говорите им, когда с сыщиками связаться нельзя?
- Дык… Во-первых, клиенты не валом валят, - пожала плечами «экстренная связь». – А во-вторых, ребята надолго не исчезают, я записываю для них голосовые сообщения, и они сами связываются с заказчиками.
- Идите-ка сюда, ближе ко мне и садитесь, - резко сказала Валентина.
Берендеев недоверчиво посмотрел на неё и тут же понял, что она не шутит. Скользнул к столу, отодвинул стул и опустился на него, озабоченно хмурясь. Тут же начал барабанить по столешнице. Длинные пальцы, на мизинце красивый перстень с ониксом. Движения мягкие и быстрые. Типичный шулер.
Валентина тем временем принялась раскладывать бумажки и записки в определенном порядке – так, чтобы ему удобно было читать.
- Я тут прибиралась, - параллельно объясняла она, - и кое-что заметила. Вот, смотрите, из этих записей можно понять, что у Кости и Романа новый клиент, вернее, клиентка, Людмила Аристарховна. Фамилии не знаю. Зато ее адрес можно восстановить по этим вот клочкам.
- Это жуткие каракули, - воскликнул Берендеев, наклонившись вперед и сощурившись. – Как вы адрес разглядели?
- Людмила Аристарховна живет в Подмосковье, - не ответив на вопрос, продолжала Валентина, - в коттеджном поселке «Грачики». Это нужно ехать по Дмитровскому шоссе…
- Вы уже и дорогу выяснили? – Берендеев почесал макушку совершенно детским жестом. – А сами сказали, что уборщица.
- Неважно, кто я, - Валентина спокойно посмотрела на него. – Важно то, что я обнаружила. Вас вообще волнует судьба агентства?
- Дык… Конечно! Неплохая подработка, жалко будет терять. Так что там эта Аристарховна?
- У нее пропал муж, за мужа потребовали выкуп, наверняка велели не соваться в полицию, и она обратилась в «Когорту».
- Так-так-так… - Берендеев явно пытался сосредоточиться, но взгляд его постоянно убегал то в окно, то в сторону мягкого дивана для гостей.
- И в записях появляются сначала одни координаты – здесь, в черте города. Потом – вторые координаты в районе Волоколамска, а в конце – смотрите сюда! – третьи координаты.
- А Костя с Ромой специально оставили в офисе эти заметки, чтобы в случае чего их могли найти?
Валентина вспомнила кучу мятой бумаги, засыпанной чипсами и острыми осколками галет, и отрицательно покачала головой:
- Не думаю. Кроме того, здесь, в агентстве, они в последний раз были в пятницу, а сегодня уже понедельник.
- Вообще работа у них опасная, - Берендеев откинулся на спинку стула и сложил руки перед собой. – А вдруг есть какой-нибудь тайный партнёр? Ну, как замороженный шпион? Если что – он приходит на помощь. Это же логично? О нём никто не должен знать… Никто! Ни…
- Ни уборщица, ни администратор, - закончила за него Валентина. – Звучит красиво, однако… Боюсь, у них есть только мы.
Берендеев надул щеки и некоторое время задумчиво смотрел в пол. Потом остро взглянул на Валентину:
- Я с пацанами три года работаю, ни разу ничего не случалось.
- Надеюсь, что и не случится, - ответила та. – Я подумала, почему постоянно меняются координаты? Сначала одно место, потом другое, потом третье.
- Дык… Туда, судя по всему, нужно было привезти выкуп, - оживился Берендеев. – Но похитители боялись, вот и началась художественная самодеятельность.
- Возможно, - Валентина придвинула записи ближе, одну за другой, - но мне не понравилась вот какая вещь. Первая встреча была назначена возле парка «Берёзовый остров» в Южном округе. И её, судя по всему, отменили. Я просмотрела новости за пятницу, и оказалось, к парку переместился маршрут велопробега. Из-за коммунальной аварии заранее перекрытые для пробега улицы залило водой. Так что возле «Берёзового острова» внезапно стало очень оживленно.
- А вторые координаты? – Берендеев, кажется, только сейчас по-настоящему заинтересовался.
- Предполагаемая усадьба Ворониных под Волоколамском.
- Укромное местечко, да?
Валентина нажала на клавишу ноутбука, и экран осветился.
- Смотрите сюда, - велела она мрачным тоном. – Вот свежие фотографии блогеров.
На экране виднелись руины главной усадьбы, желтые ленты ограждения вокруг котлованов, перекопанные дороги, торчащие из земли бетонные плиты – короче, полный строительный беспредел.
- Хм… - Берендеев сначала нахмурился, потом просветлел лицом: - Ну, не дураки же наши парни-то! В первый раз, что ли?
Валентина пожала плечами и ровным тоном прокомментировала:
- В пятницу возле главных ворот усадьбы проходил стихийный митинг – протест против частных инвесторов, собирающихся превратить памятник архитектуры в парк развлечений. Митингующие налетели без предупреждения. И я подумала: почему бы не устроить передачу денег в этой толчее? Можно было всё спокойно и незаметно обтяпать.
- Пацанов хотели заманить в безлюдное место, - наконец-то сообразил Берендеев. Но в первый раз помешал велопробег, а во второй - митинг. Ну, и куда же их позвали в третий раз?
- В парк старинных ремёсел, - ответила Валентина. – Местечко тоже довольно удаленное, хоть и входит в популярные туристические маршруты.
- Опять парк, - Берендеев наморщил нос и поводил им из стороны в сторону, как пёс, учуявший тухлятину. А потом запальчиво добавил: - Но если бы Рома с Костей были тупыми, они бы и месяца частными сыщиками не проработали.
При этом он гордо вскинул голову, и Валентина заметила на кончике его носа маленькую родинку.
- Ум и везение не всегда имеют точку пересечения, - возразила она. – Кроме того, у ребят было мало времени, чтобы как следует всё проверить и подготовиться.
- Так я не понял… Что вы предлагаете? – Берендеев посмотрел на Валентину с опаской.
- Предлагаю поехать к Людмиле Аристарховне и выяснить, что происходит, - спокойно заявила та. Выключила ноутбук и решительно повесила на плечо свою сумочку.
Берендеев тут же принялся ныть, что он никакой не сыщик, что подряжался он на спокойную и непыльную работку, а теперь его тащат в опасное место «Грачики», где можно огрести по полной и вообще лишиться жизни.
Валентина выключала приборы и проверяла офис по пути к двери, не обращая на него внимания.
- Давайте, давайте, двигайтесь, - в конце концов прикрикнула она на него.
Вот так и получилось, что Берендеев первым вышел в предбанник, первым спустился по лесенке к входной двери и первым её открыл.
Валентина шла за ним. Как только дверь на улицу распахнулась, в проеме выросли два огромных детины со свирепыми рожами. Один из них держал в руках кусок металлической трубы, другой - гаечный ключ.
В голове Валентины мгновенно сложился самый худший сценарий того, что могло произойти через секунду. Но того, что случилось на самом деле, она никак не ожидала.
Движением фокусника Берендеев выхватил из-под рубашки не один, а сразу два маленьких пистолета и тут же выстрелил в ближайшего детину. Раздался оглушительный грохот, детина отскочил, выкатил глаза и начал медленно рушиться на асфальт.
Продолжение рассказа:
Первый рассказ о расследованиях Валентины:
Чтайте детективную серию: "Следствие ведёт секретарша":