В зимний день 7 декабря православный календарь отмечает память святой великомученицы Екатерины Александрийской. На протяжении веков её имя носили женщины, чьи судьбы зачастую определяли ход нашей истории — от императорских дворцов до полей сражений и сцен великих театров. В день именин Екатерины предлагаем вспомнить пять ярчайших обладательниц этого имени, каждая из которых стала символом своей эпохи.
Марта Скавронская
Довольно странно начинать материал о Екатеринах с Марты — но именно таким было изначальное имя той, кого мы знаем как императрицу Екатерину I. Это одна из самых головокружительных судеб в русской истории.
Её путь от ливонской служанки до самодержавной государыни и первой женщины на русском троне кажется фантастическим. В 1703 году она стала фавориткой, а в 1712 году — законной супругой Петра I. Современники отмечали её необыкновенную выдержку и умение одной улыбкой укрощать знаменитые приступы гнева императора.
Именно Екатерина сопровождала Петра в Персидском походе и, по свидетельствам, делила с ним все тяготы походной жизни, заслужив в войсках прозвище «товарищ». Однако её восшествие на престол в 1725 году, после скоропостижной смерти мужа, было далеко не бесспорным.
Умирающий Пётр Великий не успел назвать преемника, и вопрос о власти повис в воздухе. Под грохот барабанов Преображенского и Семёновского полков началась эпоха дворцовых переворотов, а Екатерина I стала первой правительницей России, взошедшей на трон исключительно по воле новой элиты — гвардии и сановников.
Своё недолгое правление (1725–1727) Екатерина I провела в тени могущественного Меншикова. Фактическая власть сосредоточилась в руках созданного ею же Верховного тайного совета. Несмотря на это, её царствование не было пустым.
Именно при Екатерине I был реализован замысел Петра о Камчатской экспедиции Витуса Беринга, учреждён орден Святого Александра Невского и, что особенно важно, подписан указ об учреждении Императорской Академии наук — начинании, определившем развитие отечественной науки на столетия вперёд.
Заложенный по указу Екатерины I город на Урале получил название Екатеринбург, увековечив имя императрицы, начавшей жизнь в безвестности и завершившей её на российском престоле.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербская
Вторая героиня нашего материала тоже родилась под другим именем — но плотно закрепила его за собой. По сути, Екатерина Вторая — это первейшая ассоциация с именем «Екатерина» в России. Сравниться с частотностью её упоминания может, пожалуй, только «Катюша» — песня, РСЗО и московская панда.
Екатерина II, как и уже упомянутая её предшественница, оказалась на русском престоле вовсе не по праву крови. В 1744 году её, пятнадцатилетнюю немецкую принцессу, пригласила в Россию императрица Елизавета Петровна в качестве невесты для своего племянника, наследника Петра Фёдоровича.
Брак был несчастливым, и юная Екатерина быстро поняла, что её будущее зависит только от неё самой. Она выучила русский язык, погрузилась в изучение философии и права, и за годы вынужденного безделья при дворе вырастила себе стальной характер, подружилась с умными людьми и завоевала уважение гвардии.
Это привело её к власти в 1762 году через дворцовый переворот. Пока император Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в мундире офицера Преображенского полка во главе гвардейцев двинулась из Петергофа в столицу. Сенат и Синод принесли ей присягу, а супруг, не оказавший сопротивления, отрёкся от престола. Через несколько дней он погиб при невыясненных обстоятельствах в Ропше.
Так началось правление, которое продлилось 34 года и вошло в историю как «золотой век русского дворянства» и эпоха просвещённого абсолютизма. Екатерина правила с беспрецедентной энергией. Она вела обширную переписку с Вольтером и Дидро, написала десятки законопроектов и «Наказ» Уложенной комиссии, основала Эрмитаж и Смольный институт.
В плане политики эпоха Екатерины II отметилась двумя победоносными войнами с Турцией, присоединением Крыма и Причерноморья, а также разделом Речи Посполитой, после которых Россия стала державой европейского масштаба.
Однако её век породил и чудовищный парадокс: расширяя свободы для элиты, он окончательно закабалил крестьян, что привело к самому масштабному в истории страны восстанию — пугачёвскому бунту.
Екатерина Третья
Екатерина Третья в русской истории носила своё имя с рождения — однако официального титула Третьей, разумеется, не имела. Екатериной Третьей называли Екатерину Фурцеву — единственную женщину в Президиуме ЦК КПСС, «хозяйку Москвы», всесильного министра культуры.
Екатерина Алексеевна Фурцева взошла на политический Олимп СССР из самой гущи народа, пройдя путь, немыслимый для женщины прежних эпох. Родившаяся в семье рабочего-текстильщика в Вышнем Волочке 7 декабря — и названная по святцам именно в честь Екатерины Александрийской — она начала свою карьеру простой ткачихой на комбинате. Однако её неуёмная энергия, острый ум и дар убеждения быстро выдвинули её на комсомольскую, а затем и партийную работу.
В послевоенные годы она сделала стремительную карьеру в московской парторганизации, где её способности к организации и жёсткому, но эффективному управлению заметил Никита Хрущёв.
Пик её влияния пришёлся на время «оттепели», когда она, заняв пост министра культуры СССР, стала фактическим «художественным директором» огромной страны. Это была эпоха невероятного культурного рывка.
При Фурцевой и во многом благодаря её личной смелости и политическому весу мир увидел фильмы «Летят журавли» и «Баллада о солдате», в Советском Союзе прошли гастроли театра La Scala и оркестра Дюка Эллингтона, открылись выставки Марка Шагала и сокровищ Тутанхамона. А в 1974 году в Пушкинском музее публика смогла увидеть знаменитую «Мону Лизу».
Деятельность Екатерины Фурцевой была глубоко противоречива, как и сама эпоха. С одной стороны, она, дочь рабочего, искренне боролась за доступность культуры для миллионов, курировала масштабное строительство домов культуры, библиотек и театров по всей стране.
С другой — ей приходилось выполнять и жёсткие идеологические директивы, участвуя в осуждении Бориса Пастернака и ограничивая «слишком свободных» художников.
Фурцева оставила после себя неоднозначный, но гигантский след: целую эпоху в советской культуре, которая без её воли, характера и административного гения могла бы выглядеть совершенно иначе.
Екатерина Буданова
Можно подумать, что с Екатеринами в нашей стране может ассоциироваться только власть, однако это не так. Например, это имя отмечено и воинской славой: здесь мы расскажем вам о Екатерине Будановой.
Екатерина Буданова несколько находится в тени своей более известной подруги — Лидии Литвяк, самой результативной женщины-пилота Второй мировой войны. Родилась Буданова — как и упомянутая ранее Фурцева, которая в юности хотела стать лётчицей — 7 декабря, в день Екатерины Александрийской.
В небо Екатерину Буданову привела мечта: она без отрыва от производства окончила аэроклуб и стала лётчиком-инструктором. Когда началась Великая Отечественная война, она отправилась добровольцем в Красную Армию и в Саратове переучилась на полёты на истребителе Як-1.
Её боевой путь — это история невероятного мастерства и отваги, признанных даже в сугубо мужской среде истребительной авиации. После службы в полку ПВО она добилась перевода в истребительные авиаполки: вначале в 437-й, потом в 9-й, 296-й и 73-й.
Екатерина Буданова летала на свободную охоту, прикрывала штурмовики, вступала в смертельные схватки с асами Люфтваффе. На её счету — 266 боевых вылетов и 11 воздушных боёв, но многие исследователи полагают, что реальное число побед было выше. По числу воздушных побед среди женщин-лётчиц она уступила только своей лучшей подруге, уже упомянутой в этом тексте Лидии Литвяк.
Последний бой екатерины Будановой произошёл 19 июля 1943 года в небе над Луганской областью. Возвращаясь с боевого задания, она обнаружила и со второй атаки сбила немецкий бомбардировщик. Но в этот момент её Як-1 был внезапно атакован. Смертельно раненная, она сумела посадить повреждённую машину на поле у хутора Новокрасновка.
Подбежавшие колхозники вынесли её из кабины, но спасти лётчицу было уже невозможно. Екатерина Буданова стала одной из самых результативных женщин-истребителей в мировой истории. Её подвиг был официально признан лишь десятилетия спустя: в 1993 году ей посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации, вернув из небытия имя одной из настоящих легенд неба Великой Отечественной.
Екатерина Максимова
И закончим мы наш рассказ на истории женщины, ставшей на долгие годы — да и в современности являющейся — символом балета. Речь, разумеется, о Екатерине Максимовой.
Екатерина Максимова вошла в мир балета как олицетворение его новой, хрущёвской «оттепели». Она поступила в Московское хореографическое училище в 1949 году совсем ребёнком — в возрасте 10 лет, и её талант был замечен сразу. Ученица легендарной Елизаветы Гердт, Максимова ещё на школьной сцене поражала не просто безупречной техникой, а невероятной одухотворённостью, лиризмом и той самой «летящестью», которая позже станет её визитной карточкой.
Творческий союз Екатерины Максимовой с Владимиром Васильевым, её мужем и партнёром на сцене и в жизни, стал одной из вершин советского балета XX века. Вместе они были больше, чем дуэт — это было идеальное художественное единство, где мощная, виртуозная энергия Васильева находила абсолютный контрапункт в хрупкой, летящей поэзии Максимовой.
Максимова была непревзойдённой Китри в «Дон Кихоте», где её виртуозность сияла ослепительным блеском, и создала камерный, пронзительный образ Жизели, ставший эталоном для многих поколений. В Большом театре она сыграла и Машу в «Щелкунчике», и Аврору в «Спящей Красавице», и Золушку в одноимённом балете Прокофьева, и множество других персонажей.
Творческий путь Максимовой — это история не только триумфов, но и невероятной стойкости. В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» она получила тяжёлую травму позвоночника, и врачи считали, что о сцене можно забыть. Однако благодаря железной воле и помощи Васильева она не только вернулась, но и вышла на новый уровень. Её танец стал глубже, философичнее.
В 1980-е годы Екатерина Максимова блистала в восстановленных классических постановках, а её переход на характерные и драматические роли в зрелом возрасте доказал, что её дар — безграничен. Всероссийский конкурс «Арабеск», который с 1990 года она проводила вместе с Владимиром Васильевым в Перми, теперь носит её имя.
Екатерина Максимова ушла из жизни в 2009 году, оставив после себя не просто память о великой балерине, а эталон артистизма, где безупречная школа и техническое совершенство служили одной цели — передать тончайшие движения человеческой души.
Именно через судьбы конкретных людей и ткётся великое полотно истории. У каждой семьи есть и своя история: своя «Екатерина» — бабушка, прабабушка или тётя, чья личная храбрость, талант или простое человеческое тепло сложили основу вашего рода. Эти истории бесценны, но так хрупки перед лицом времени.
Не дайте им кануть в Лету: сохраните письма, фотографии, дневники и воспоминания о близких в Цифровой капсуле времени. Пусть ваши потомки смогут не просто узнать имена, а услышать живой голос, увидеть улыбку и понять, от каких сильных, мудрых и любящих людей они ведут свой род. Начните сохранять историю своей семьи сегодня — для завтрашних поколений!