Найти в Дзене
Литрес

Стыд, осуждение и замалчивание: как в Советском Союзе обращались с беременными школьницами

Беременная девочка в школьной форме всегда была для общества испытанием на человечность. В позднем СССР о близости почти не говорили, но беременных учениц видели все: педагоги, одноклассники, родители. Их судьбу решали как кулуарно, так и публично, причем часто жестко и болезненно. Истории, которые старались обсуждать наедине Фото: noomba.ru Общепринятая мораль советского строя строилась на целомудрии и скромности. В кино не было откровенных сцен, в магазинах не продавали книги с содержанием «18+», а дома родители предпочитали делать вид, что «таких» тем не существует. На уроках анатомии педагоги честно рассказывали про органы и системы, но обходили стороной самое главное, а именно половые отношения между мальчиками и девочками. Даже обычная дружба школьника и школьницы порой вызывала насмешки, а уж беременность становилась личной катастрофой в плане репутации. Когда юная дочь признавалась, что ждет ребенка, для родителей это звучало как приговор: позор на работе, соседские сплетни,
Оглавление

Беременная девочка в школьной форме всегда была для общества испытанием на человечность. В позднем СССР о близости почти не говорили, но беременных учениц видели все: педагоги, одноклассники, родители. Их судьбу решали как кулуарно, так и публично, причем часто жестко и болезненно.

Истории, которые старались обсуждать наедине

Фото: noomba.ru
Фото: noomba.ru

Общепринятая мораль советского строя строилась на целомудрии и скромности. В кино не было откровенных сцен, в магазинах не продавали книги с содержанием «18+», а дома родители предпочитали делать вид, что «таких» тем не существует. На уроках анатомии педагоги честно рассказывали про органы и системы, но обходили стороной самое главное, а именно половые отношения между мальчиками и девочками.

Даже обычная дружба школьника и школьницы порой вызывала насмешки, а уж беременность становилась личной катастрофой в плане репутации. Когда юная дочь признавалась, что ждет ребенка, для родителей это звучало как приговор: позор на работе, соседские сплетни, страх перед школьным «разбором полетов». Общество создавало иллюзию невинности, которая рушилась в одну секунду.

Домашний суд

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Если информация о беременности раскрывалась, девочку буквально выводили на сцену. Ее могли поставить перед классом, устроить «воспитательную беседу» на педсовете, вынести вопрос на комсомольское собрание. От школьницы ждали монолога с покаянием и покорности, а взрослые объясняли, что так себя «настоящая советская ученица» вести не должна.

Домой многие возвращались как на заседание суда. Родители нередко реагировали на новость со злостью и яростью, пытаясь пристыдить чадо, воспринимая раннюю беременность как клеймо на всю жизнь. Кто-то со временем смягчался, брал на себя заботу о будущем ребенке, помогал дочери пережить роды и первые месяцы материнства. Но были и другие сценарии: изгнание из дома, жесткое давление, попытки убрать проблему любой ценой. Под удар попадали и юные отцы: их высмеивали, записывали в хулиганы и всячески принижали вместе с девушкой.

Выбор без права на ошибку

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Проблема заключалась в том, что советская медицина не давала ощущения безопасности. Прерывание беременности могло стоить девочке здоровья и будущего материнства, и об этом знали почти все. Поэтому многие семьи, преодолев первый шок, склонялись к решению оставить ребенка. Иногда беременность удавалось скрывать до последнего месяца, и тогда вопрос выбора вообще снимался.

Некоторые отцы и матери принимали новорожденного как нового члена семьи. Так, бабушки и дедушки превращались во вторых родителей. Другие продолжали видеть в дочери «провинившуюся» и напоминали ей об ошибке годами. При этом настоящая ответственность за случившееся лежала не только на подростках, но и на системе, которая предпочитала мораль вместо просвещения и стыда вместо честного разговора.

Перестройка, видеокассеты и иллюзия свободы

Фото: newizv.ru
Фото: newizv.ru

С приходом перестройки тема близости перестала быть абсолютно табуированной. В аптеках и даже в обычных магазинах стали появляться средства контрацепции, покупать их стало проще и без укоризненных взглядов. В школах постепенно появился курс воспитания, на экранах вышла «Маленькая Вера», а видеомагнитофоны с кассетами запретных фильмов появились в каждом втором доме.

Казалось, что проблема решается сама собой: информации стало больше, а беременных школьниц меньше. Однако многие исследования показали парадоксальную картину: в начале 1990-х беременных девочек 13–14 лет было даже меньше, чем в наше время. Сегодня подростки легко находят в интернете и клинику для прерывания беременности, и советы по контрацепции, но далеко не всегда используют эти знания верно. Кажется, взрослые те не разучились видеть «позор семьи» в человеке, который нуждается в поддержке сильнее, чем в публичном осуждении.

Больше про беременность вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6