Найти в Дзене
Литрес

Подростковые банды и девичий бунт: почему в СССР провалился эксперимент по раздельному обучению

В 1943 году, пока страна собирала силы для решающего рывка на фронте, в школах решили устроить маленькую войну старым порядкам. Мальчиков и девочек официально разделили и отправили учиться по разным адресам. На бумаге все выглядело как серьезная реформа воспитания будущих защитников и будущих матерей. В жизни вышло куда прозаичнее: фанерные перегородки, перегруженные учителя и эксперимент, о котором через 11 лет предпочли лишний раз не вспоминать. Постановление приняли летом, в самый разгар Великой Отечественной войны. Логика у советского руководства была простая и жесткая: юношей нужно растить как бойцов, девочек как тех, кто обеспечит тыл и семью. Школы крупных городов в отчетах быстро превратились в «мужские» и «женские», каждая якобы со своим зданием, оборудованием и программами. Реальность, если смотреть не из кабинета чиновника, а со стороны завуча в обычной школе, была совсем другой. Помещений не хватало, классы переполнены, денег и ресурсов почти нет. В результате один и тот же
Оглавление

В 1943 году, пока страна собирала силы для решающего рывка на фронте, в школах решили устроить маленькую войну старым порядкам. Мальчиков и девочек официально разделили и отправили учиться по разным адресам. На бумаге все выглядело как серьезная реформа воспитания будущих защитников и будущих матерей. В жизни вышло куда прозаичнее: фанерные перегородки, перегруженные учителя и эксперимент, о котором через 11 лет предпочли лишний раз не вспоминать.

Решение под звуки войны

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Постановление приняли летом, в самый разгар Великой Отечественной войны. Логика у советского руководства была простая и жесткая: юношей нужно растить как бойцов, девочек как тех, кто обеспечит тыл и семью. Школы крупных городов в отчетах быстро превратились в «мужские» и «женские», каждая якобы со своим зданием, оборудованием и программами.

Реальность, если смотреть не из кабинета чиновника, а со стороны завуча в обычной школе, была совсем другой. Помещений не хватало, классы переполнены, денег и ресурсов почти нет. В результате один и тот же дом делили пополам: на одном этаже учили мальчиков, на другом девочек, иногда пространство просто обносили фанерой. В деревнях, где и одна школа была редкостью, идея раздельного обучения часто так и оставалась красивой формулировкой в документах.

Официально про воспитание, неофициально про контроль

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В газетах объясняли ситуацию следующим образом: никакого неравенства, просто особый подход. Юношей готовим к службе, девочек к мирным профессиям и материнству. Для мальчиков в учебный план добавляли больше военной подготовки, строевой, прикладной физкультуры. Для девочек акцент смещали на то, что считалось «женским» вкладом в общее дело.

На уровне лозунгов все звучало благородно. На уровне мироощущения подростка это воспринималось куда менее вдохновляюще. Девочкам фактически говорили, что их судьба заранее предопределена. Появилось раздражение: одни мечтают о карьере, другие о науке, а им предлагают примерив роль скромной и правильной хозяйки задолго до того, как они вообще закончат школу.

Девчонки скучают, мальчишки выходят из берегов

Фото: osbs-rzn.ru
Фото: osbs-rzn.ru

Отдельные девичьи коллективы быстро продемонстрировали учителям и чиновникам свой характер. Исчезла обычная школьная среда, когда ученики разных классов живут, разделившись на смешанные компании, кто-то с кем-то дружит, кто-то в кого-то влюблен, за кем-то все наблюдают в коридоре. Для многих девушек это разделение выглядело как понижение статуса и довольно ощутимую изоляцию.

Мальчики без девочек тоже изменились, но по другому сценарию. В «мужских» школах начали жаловаться на взрывной рост хулиганства. Ругательства, драки, курение, прогулы и спиртное стали привычным фоном. Учителям приходилось работать не столько преподавателями, сколько судьями: они постоянно тушили различные конфликты и вытаскивали подростков из неприятных историй. В некоторых городах на этой питательной почве стали быстро появляться подростковые банды, которые жили уже не школьными обидами, а вполне серьезными преступлениями.

Эксперимент признали неудачным

Фото: tramplin.media
Фото: tramplin.media

В 1954 году государство довольно буднично признало, что хватит. Раздельное обучение в советских школах отменили. Однако публичных разборов, что же именно пошло не так, почти не было. Официальную риторику поменяли, курс страны стал менее военным, да и практика показала, что смешанные классы работают спокойнее и эффективнее.

Сама по себе идея отдельных школ для мальчиков и девочек не выглядит дикой, она до сих пор живет в разных странах. Но в сталинском варианте это превратилось в типичный пример того времени. Огромные обещания, минимум ресурсов, фанера вместо настоящей реформы, подростки и учителя, по которым прошлись очередным социальным экспериментом.

Больше про обучение в школе вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6