Найти в Дзене
Литрес

Они сравнили советского и американского школьников: эксперимент, который не понравился США

Вернёмся на некоторое время в 1958 год. Холодная война в разгаре, и Советскому Союзу удаётся отличиться – запуск первого спутника проходит успешно. После этого события известный американский журнал Life запускает необычный проект. Они хотят понять, как Союзам удалось опередить технологически развитые Штаты. Журналисты решают провести необычное сравнение. Вместо того чтобы анализировать технические достижения сверхдержав, они хотят копнуть глубже. Так, репортёры обратили внимание на жизни двух обычных школьников – одного из Москвы, другого из Чикаго. 16-летние ребята Алексей Куцков и Стивен Лапекас были похожи, оба ученики обычных школ, воспитывались в стандартных семьях, относились к среднему классу. Быт, повседневная жизнь и образование стали основой исследования, которое потрясло американскую общественность и заставило США пересмотреть подход к обучению. Журналисты отказались от любых формальных сравнений и хотели посмотреть, как ведут себя, учатся, чем увлекаются два подростка по
Оглавление

Вернёмся на некоторое время в 1958 год. Холодная война в разгаре, и Советскому Союзу удаётся отличиться – запуск первого спутника проходит успешно. После этого события известный американский журнал Life запускает необычный проект. Они хотят понять, как Союзам удалось опередить технологически развитые Штаты. Журналисты решают провести необычное сравнение. Вместо того чтобы анализировать технические достижения сверхдержав, они хотят копнуть глубже. Так, репортёры обратили внимание на жизни двух обычных школьников – одного из Москвы, другого из Чикаго.

Стивен Лапекас
Стивен Лапекас

16-летние ребята Алексей Куцков и Стивен Лапекас были похожи, оба ученики обычных школ, воспитывались в стандартных семьях, относились к среднему классу. Быт, повседневная жизнь и образование стали основой исследования, которое потрясло американскую общественность и заставило США пересмотреть подход к обучению.

Как начался эксперимент

Журналисты отказались от любых формальных сравнений и хотели посмотреть, как ведут себя, учатся, чем увлекаются два подростка по разные стороны океана. Они следили за парнями буквально везде: на уроках, спортивных занятиях, в кафе и на вечеринках. Вот только в дом к советскому школьнику им попасть не удалось, но корреспонденты не стали настаивать. Сам Алексей узнал, что был участником западного эксперимента после публикации статьи. Юноша и представить не мог, что где-то в США есть его «ровесник-двойник», за которым наблюдают точно так же.

-2

Стивен Лапекас был типичным учеником: энергичным, весёлым, но испытывал проблемы с учёбой, и родители были вынуждены отправить его к репетитору, чтобы подтянуть геометрию. С большим усилием он прочёл всего одну книгу за месяц и его не сильно интересовало саморазвитие.

Алексей Куцков
Алексей Куцков

Советский школьник в это же время изучал мировую классику: Бернарда Шоу, Толстого, Достоевского. И всё это – по собственной инициативе. Ему были важны не оценки, а поиски смысла. Советская система требовала глубокого анализа, цитирования, умения доказывать свою точку зрения, обосновывать мысль, а американская предлагала итоговые тесты, краткие пересказы и рецензии. Лапекас полностью отвечал этим требованиям.

Различия в методах преподавания

Советская учебная программа оказалась значительно сложнее и шире. Ученики изучали целый спектр дисциплин: от точных наук до астрономии и черчения. В США предметов было меньше, ученики могли сами выбрать, что хотят изучать. Алексей показывал хорошие результаты по всем направлениям, у него была отличная память, гибкое мышление – и это не врождённые качества, а результат системы. Оба подростка занимались спортом. Американец плавал, советский юноша играл в волейбол. Но если в США спорт был развлечением и способом оставаться в хорошей форме, то в СССР он считался частью воспитательной системы – дисциплиной, формирующей ответственность и коллективизм.

-4

Кроме того, Алексей играл на пианино, изучал сольфеджио, готовился к выступлениям. Для Стивена музыка была лишь развлечением – ему нравилось проводить вечера на танцплощадке, наслаждаясь рок-н-роллом. К образованию подростки также относились по-разному. Для Алексея приобретение знаний – это путь к лучшей жизни, хорошей профессии. Упорную работу он воспринимал как инвестицию в завтра. А для Стивена учёба – это необходимый этап в жизни.

Итоги

-5

После месяца наблюдений журналисты пришли к однозначному выводу: по уровню знаний Алексей опережал американского сверстника примерно на два года. Речь шла не о возрасте, а о зрелости мышления, объёме усвоенного материала и умению работать со сложной информацией. Это заключение вызвало в США настоящий шок. Страна начала задаваться вопросами: почему американские школьники отстают? Что не так с образовательной системой? Власти начали думать о том, как догнать и перегнать конкурентов. Исследование и выводы журналистов стали толчком к реформам в США. Был принят Национальный закон об образовании в сфере обороны (NDEA, 1958). Он предусматривал полное финансирование для школ и университетов, поддержку талантливых учащихся, субсидии на подготовку учителей, расширенные программы по STEM-направлениям, развитие школьных лабораторий и оборудования.

Фактически, государство впервые вложило огромные средства в школьное образование. Школы стали уменьшать количество «развлекательных» курсов, вводить больше обязательных академических дисциплин, увеличивать учебную нагрузку по математике и точным наукам. В США появились специальные классы для талантливых учеников, программы ускоренного обучения и дополнительные кружки по науке и технике.

Эксперимент журнала Life стал не просто журналистским проектом, а важной точкой перелома в мировом понимании роли школы. Он показал, что сила государства строится на людях, умеющих думать, анализировать, работать с информацией.

Похожие материалы:

Книги, которые позволят взглянуть на воспитание и образование по-другому:

-6