24 июня 1943 года юго-западнее Исландии патрульный «Либерейтор» из состава 120-й эскадрильи ВВС Великобритании атаковал и потопил новейший подводный крейсер U 200 проекта IXD2 под командованием подводного аса корветтен-капитана Генриха Шондера (Heinrich Schonder). Лодка погибла вместе со всем экипажем, но помимо 62 подводников на дно Атлантики отправились шесть «пассажиров» из немецкого подразделения особого назначения «Брандербург» – группа под командованием лейтенанта Ганса Брюгмана (Hans Brügmann).
"Бранденбургеры", чья миссия закончилась трагически, имели весьма специфическое задание. Шондер, чей корабль направлялся в Индийский океан, должен был доставить Брюгмана и его солдат к берегам Южной Африки. После высадки диверсанты должны были незаметно проникнуть в порт Дурбан и взорвать судоремонтный док. Однако благодаря действиям британских пилотов группа Брюгмана была уничтожена прежде, чем смогла осуществить задуманное. В истории Второй мировой войны это был не единственный эпизод, когда германским субмаринам поручались миссии по доставке диверсионных групп во вражеские страны.
В начале августа 1941 года абвер начал подготовку спецоперации в районе Средиземного моря под кодовым названием "Акула". Ее целью была высадка диверсионной группы на египетском побережье к западу от Александрии, где они должны были осуществить подрыв прибрежной железнодорожной линии. Задача была поручена бойцам дивизии "Бранденбург" – команде из семи человек под руководством лейтенанта Йозефа Кифера. Диверсанты прошли недельный курс обучения по минированию железных дорог на базе "Бранденбурга" в Берлине, после чего группу, экипированную тропическим обмундированием и снаряжением, перебросили по воздуху в Афины.
В соответствии с планом, Кифера и его людей должна была доставить к месту проведения операции летающая лодка "Дорнье" Do 24. Однако 31 августа в Пирее во время попытки взлета самолет столкнулся с причалом, и в качестве транспорта для диверсантов была выбрана подводная лодка. Группу проинформировали о том, что 12 ноября они выйдут в море на U-331 под командованием капитан-лейтенанта барона фон Тизенгаузена.
С наступлением назначенного дня "бранденбургеры" прибыли на остров Саламин. Капитану U-331 фон Тизенгаузену сообщили о специальной задаче – перед отплытием принять на борт группу диверсантов, которых нужно было высадить в определенной точке на побережье Северной Африки. Лодка должна была дождаться возвращения группы и доставить ее обратно на Саламин. Экипаж U-331 не знал о "пассажирах" до последнего момента. Диверсанты взяли с собой собственную резиновую лодку, на которой планировали высадиться на берег.
Лодка вышла в море в 18:00 12 ноября 1941 года. Тизенгаузен действовал крайне осторожно, избегая нападений на все попадающиеся цели. Рано утром 16 ноября U-331 прибыла в район высадки, однако из-за сильного волнения произвести высадку оказалось невозможным, поэтому Тизенгаузен лег на дно и пролежал на грунте до наступления темноты. Поднявшись на поверхность ночью, командир U-331 установил, что погода лучше не стала.
После суток ожидания, ночью 17 ноября, субмарина подошла к берегу на расстояние около мили от места, где диверсанты должны были заложить взрывчатку под рельсы железной дороги. Группа пересела в резиновую лодку и направилась к берегу.
Вооружение группы состояло из ручного пулемета и пяти автоматов. Кроме того, диверсанты имели при себе несколько пистолетов и ручных гранат, а также три мины для подрыва железнодорожного полотна. Помимо оружия, у них были сигнальный фонарь, бинокли и компасы, небольшой запас продовольствия и некоторая сумма британских денег. Рацию оставили на подлодке, посчитав ее слишком тяжелой и неудобной для данной миссии.
"Бранденбургеры" успешно добрались до берега. Оставив двоих у лодки, Кифер приступил к выполнению задания. Вскоре оставшиеся у лодки немцы были обнаружены британским патрулем, но сумели его нейтрализовать. На следующую ночь диверсанты, минировавшие дорогу, вернулись к месту высадки. Однако попытка отплыть от берега провалилась: сильный прибой перевернул лодку, утопив все снаряжение. Кифер и его люди сумели выбраться на берег, где через несколько часов их захватили британцы.
Тизенгаузен, высадив группу, отошел от берега и снова лег на дно. Лодка пролежала на дне весь день. Вечером 18 ноября U-331 всплыла и подошла к берегу, ожидая возвращения группы. Но погода снова испортилась, и командир подлодки сомневался, что при таком ветре и волнении диверсанты смогут использовать свою резиновую лодку. Тизенгаузен прождал "бранденбургеров" всю ночь и покинул место высадки лишь рано утром 19 ноября, решив, что дальнейшее ожидание бессмысленно.
Стоит отметить, что между командиром U-331 и руководителем диверсионной группы была договоренность: в случае провала диверсанты должны были выпустить красную ракету, чтобы предупредить подлодку. Попав в плен, Кифер решил обмануть британцев, сообщив им, что после высадки связь между лодкой и его группой должна была осуществляться следующим образом: лодка обозначала свое местоположение ракетой светло-зеленого цвета, а диверсанты должны были ответить красной ракетой. Кифер полагал, что таким образом Тизенгаузен получит предупреждение об опасности, если британцы решат напасть на лодку. Однако командир U-331 догадался о случившемся и без красной ракеты.
Операция "Акула" завершилась полным провалом. Британцам удалось не только захватить диверсантов в плен, но и обезвредить мины, установленные ими на железной дороге. Можно предположить, что нейтрализовать группу Кифера англичанам помогла эффективная система охраны, о чем свидетельствует обнаружение немцев патрулем практически сразу после высадки. И хотя патруль был обезврежен, его исчезновение подняло по тревоге всю береговую охрану.
Однако следует учитывать, что если бы не плохая погода, диверсанты могли бы уйти, и установленные мины могли бы сработать. К сожалению, нет точной информации о том, какие именно мины получили "бранденбургеры" для подрыва рельсов. Логично будет предположить, что это были взрывные устройства с часовым механизмом, установленным на определенное время, за которое группа могла бы покинуть вражеский берег. Получается, что если бы погода не стала союзником британцев, последние просто не успели бы схватить диверсантов и получить информацию об установке мин.
Компенсацией для немцев стал блестящий успех U-331, которая спустя шесть дней смогла атаковать британскую эскадру и потопить линкор "Бархэм". Триумф Тизенгаузена затмил провал операции "Акула". Парадоксально, но неудача немецких диверсантов из "Бранденбурга" косвенно привела к гибели "Бархэма" и 878 британских моряков.
После ухода с места высадки U-331 получила приказ патрулировать участок побережья Египта между Соллумом и Мерса-Матрух, где 25 ноября она и перехватила британскую эскадру, вышедшую в море из Александрии тремя днями ранее. Если бы 18 ноября группе Кифера удалось вернуться на подводную лодку, то Тизенгаузен должен был доставить диверсантов на базу, что лишило бы его возможности атаковать британский линкор. Но, как справедливо заметил профессор Гейдельбергского университета Карл Хампе, история не знает сослагательного наклонения.
Однако история сотрудничества немецких диверсантов и агентов разведки с подводниками на этом не заканчивается. Достоверно известно, что последняя высадка диверсантов с подводной лодки произошла в конце войны – 15 апреля 1945 года U-711 под командованием капитан-лейтенанта Ганса-Гюнтера Ланге приняла на борт диверсионную группу (два финна и четыре норвежца) из дивизии СС "Нордланд", которой было поручено проведение диверсий и саботажа на территории, занятой Красной армией.
Группа была высажена в Варангер-фьорде 18 апреля, после чего их судьба известна лишь частично. Вероятно, им не удалось осуществить задуманное, так как группа распалась почти сразу после высадки. Все четверо норвежцев пешком вернулись в Норвегию, чтобы разойтись по домам. После капитуляции немецкой армии их арестовали и приговорили к двум годам тюремного заключения за службу в войсках СС. Что произошло с финнами – неизвестно.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на то, что немецкие диверсанты оставили значительный след в истории Второй мировой войны, их высадки с подводных лодок на вражескую территорию не принесли успеха. Провал операции "Акула" служит тому подтверждением.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/vladimir-nagirnyak-brandenburgery-v-okeane-ili-proval-operaczii-akula/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉