Найти в Дзене
Альтернативная история

Подводные асы Третьего рейха: цена Рыцарского креста

В военно-морском флоте Германии времен Третьего рейха существовала установленная практика награждения Рыцарским крестом – высшей формой Железного креста. Об этой системе часто упоминается в литературе и исследованиях, посвященных немецким подводникам. Целью данной работы является рассмотрение истории возникновения этой системы, анализ её работоспособности в период военных действий, а также изучение критериев и заслуг, за которые немецкие подводные асы удостаивались этой награды. Первым, кто был удостоен этой награды, стал капитан-лейтенант Гюнтер Прин, командир субмарины U 47, за его дерзкий прорыв в Скапа-Флоу, главную базу британского флота, и потопление линкора «Ройял Оук» в ночь на 14 октября 1939 года. Некоторые историки полагают, что разработка операции принадлежала лично Карлу Деницу. Считается, что этим маневром адмирал преследовал двоякую цель: причинить урон противнику и поднять свой имидж в глазах руководства Рейха. Дениц, командующий подводными силами, считал, что его непос

В военно-морском флоте Германии времен Третьего рейха существовала установленная практика награждения Рыцарским крестом – высшей формой Железного креста. Об этой системе часто упоминается в литературе и исследованиях, посвященных немецким подводникам. Целью данной работы является рассмотрение истории возникновения этой системы, анализ её работоспособности в период военных действий, а также изучение критериев и заслуг, за которые немецкие подводные асы удостаивались этой награды.

Первым, кто был удостоен этой награды, стал капитан-лейтенант Гюнтер Прин, командир субмарины U 47, за его дерзкий прорыв в Скапа-Флоу, главную базу британского флота, и потопление линкора «Ройял Оук» в ночь на 14 октября 1939 года.

Экипаж U 47 во дворе Рейхсканцелярии в Берлине. На переднем плане Гюнтер Прин, за ним — Энгельберт Эндрасс и Амелунг фон Фарендорфф
Экипаж U 47 во дворе Рейхсканцелярии в Берлине. На переднем плане Гюнтер Прин, за ним — Энгельберт Эндрасс и Амелунг фон Фарендорфф
Альтернативное кораблестроение | Альтернативная история | Дзен
Подводные лодки | Альтернативная история | Дзен

Некоторые историки полагают, что разработка операции принадлежала лично Карлу Деницу. Считается, что этим маневром адмирал преследовал двоякую цель: причинить урон противнику и поднять свой имидж в глазах руководства Рейха. Дениц, командующий подводными силами, считал, что его непосредственный начальник, гросс-адмирал Эрих Редер, не проявляет должного внимания к подводным лодкам, и стремился получить больше свободы действий для развития подводного флота.

Берлин приветствовал Прина и его команду с триумфом, а Рыцарский крест командиру U 47 вручил лично Адольф Гитлер. Вот как Прин описывал этот момент: «Я подошел к фюреру и доложил о выполнении миссии. Он выразил благодарность и пожал мне руку. Затем он вручил Рыцарский крест Железного креста и одновременно награды всему экипажу». По всей вероятности, это был единственный случай, когда подводник получил Рыцарский крест из рук фюрера; в дальнейшем награждения проводились либо Редером, либо Деницем, а к главе Рейха командиров лодок приглашали только для вручения Дубовых листьев и других высших степеней этой награды.

Карл Дёниц встречает подводную лодку U 94, возвращающуюся из похода, во французском Сен-Назере, июнь 1941 года. Готовится церемония награждения Герберта Куппиша Рыцарским крестом
Карл Дёниц встречает подводную лодку U 94, возвращающуюся из похода, во французском Сен-Назере, июнь 1941 года. Готовится церемония награждения Герберта Куппиша Рыцарским крестом

После успеха Прина другие командиры также получили возможность быть награжденными Рыцарским крестом за успешные операции против вражеских судов и кораблей. После Скапа-Флоу, потопление командиром подлодки крупного военного корабля, такого как линкор или авианосец, практически гарантировало ему Рыцарский крест. Однако стоит отметить, что первым в немецком флоте в этом плане отличился не Прин, а капитан-лейтенант Отто Шухарт, командир U 29, который 17 сентября 1939 года потопил британский авианосец «Корейджес».

Безусловно, это событие не осталось незамеченным, и Гитлер лично прибыл в Вильгельмсхафен, чтобы наградить экипаж U 29. Однако Шухарт получил из рук Гитлера не Рыцарский крест, а Железный крест I и II классов одновременно. Считается, что получение обеих степеней ордена сразу было большой честью, и Шухарт стал единственным командиром подводной лодки, удостоенным такой чести. Этот случай демонстрирует, что на начальном этапе войны система наград для подводников Кригсмарине еще не была устоявшейся, и командование ВМС Германии не знало, как оценивать подобные подвиги. Возможно, если бы не прорыв Прина, еще несколько командиров получили бы сразу две степени Железного креста. Но после награждения Гюнтера Прина путь к Рыцарскому кресту был открыт.

Отто Шухарт по возвращении из похода докладывает Эриху Редеру и Карлу Дёницу о потоплении британского авианосца «Корейджес». Фото сделано в Вильгельмсхафене 26 сентября 1939 года. За выдающийся успех командир лодки был награжден Железным крестом II и I классов одновременно, остальная команда получила кресты II класса
Отто Шухарт по возвращении из похода докладывает Эриху Редеру и Карлу Дёницу о потоплении британского авианосца «Корейджес». Фото сделано в Вильгельмсхафене 26 сентября 1939 года. За выдающийся успех командир лодки был награжден Железным крестом II и I классов одновременно, остальная команда получила кресты II класса

Тем не менее, главной задачей подводного флота в то время было уничтожение торговых судов противника. Поэтому Дениц установил, что Рыцарского креста будет достоин командир, потопивший 100 000 тонн судов. Эта цифра должна была стимулировать командиров подлодок к более смелым и агрессивным атакам, что, в свою очередь, должно было увеличить потери противника и приблизить подводные силы Кригсмарине к цели в 300 000 тонн в месяц. Дениц считал, что при таких потерях противник будет терять больше, чем успевает строить. Однако у этой системы был и негативный эффект – завышение реального тоннажа потопленных судов. Командиры лодок часто завышали тоннаж уничтоженных судов, чтобы быстрее достичь заветной отметки. В итоге было установлено правило: Рыцарский крест за 100 000 тонн, а Дубовые листья к нему – за 200 000 тонн.

Первым подводником, которого Дениц посчитал достойным награды по новым правилам, стал Герберт Шульце, командир U 48, достигший этой цифры к 1 марта 1940 года. На тот момент его реальные успехи составляли 16 потопленных судов общим тоннажем 109 074 тонны.

Командир U 48 Герберт Шульце стал вторым подводником, получившим Рыцарский крест, и первым награжденным за 100.000 тонн потопленного тоннажа. Фото 1941 года.
Командир U 48 Герберт Шульце стал вторым подводником, получившим Рыцарский крест, и первым награжденным за 100.000 тонн потопленного тоннажа. Фото 1941 года.

В ходе Норвежской кампании немецкие лодки не добились значительных успехов из-за «торпедного кризиса», когда отказы торпед сводили на нет усилия подводников. Это могло негативно сказаться на боевом духе экипажей, поэтому было решено их поощрить. Как пишет американский историк Клэй Блэйр, гросс-адмирал Редер посетил несколько баз подлодок, встретился с личным составом, а затем 21 апреля наградил Деница Рыцарским крестом, подчеркнув тем самым заслуги подводного флота. В мае Дениц представил к этой награде двух командиров: Вернера Хартмана с U 37 (потопившего к тому времени 19 судов на 79 818 тонн) и Отто Шухарта за уничтожение «Корейджеса».

Летом 1940 года наступил период, который сами подводники называли «счастливыми временами», когда немецкие лодки, пользуясь ослаблением британской противолодочной обороны, топили множество судов, не неся потерь. Другим фактором, способствовавшим успехам немцев, стало перебазирование лодок во Францию, что значительно сократило расстояние до маршрутов конвоев в Северной Атлантике. В этот период командиры субмарин буквально купались в Рыцарских крестах – кавалерами ордена стали 15 человек, в том числе Отто Кречмер, Йоахим Шепке и Вольфганг Лют. Это был триумф немецкого подводного флота, и Дениц щедро награждал своих подчиненных.

Офицеры подводной лодки U 37 в Вильгельмсхафене 8 ноября 1939 года после возвращения ее из первого похода. На переднем плане командир лодки Вернер Хартман – кавалер Рыцарского креста
Офицеры подводной лодки U 37 в Вильгельмсхафене 8 ноября 1939 года после возвращения ее из первого похода. На переднем плане командир лодки Вернер Хартман – кавалер Рыцарского креста

С началом 1941 года успехи немецких подлодок пошли на спад. Тем не менее, еще около двадцати командиров стали кавалерами Рыцарского креста в течение этого года. Многие из них командовали крейсерами IX серии, которые весной наносили серьезный урон торговому судоходству у берегов Западной Африки. Эта операция внесла основной вклад в общий тоннаж потопленных судов, поскольку атаки союзных конвоев в Северной Атлантике уже не были столь разрушительными, как осенью 1940 года. Действия на дальних коммуникациях, где противолодочная оборона противника была слабой, давали больше шансов на получение награды. Следует отметить, что в Средиземном море отличились Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен и Фридрих Гуггенбергер, потопившие британские линкор «Бархэм» и авианосец «Арк Ройял». За свои выдающиеся успехи они оба были награждены Рыцарским крестом.

1942 год стал самым успешным годом с точки зрения потопленного тоннажа. Операция «Паукеншлаг» в прибрежной зоне США, бойня в Мексиканском заливе, нападение группы лодок «Айсбэр» на Кейптаун и другие успехи принесли Рыцарский крест примерно 40 командирам подводных лодок. Однако условия в Северной Атлантике становились все более сложными, и Дениц решил изменить правила, действовавшие с начала войны. Со второй половины 1942 года для получения Рыцарского креста уже не требовалось иметь на счету 100 000 тонн потопленного тоннажа. Новая система оценки учитывала количество и продолжительность походов, а также потопленные суда. Теперь командир лодки мог получить награду за пару результативных походов, в ходе которых ему не обязательно было набирать 100 000 тонн, но при условии агрессивных и успешных действий.

-6

Гросс-адмирал Эрих Редер вручает командиру лодки U 99 Отто Кречмеру Рыцарский крест. 5 августа 1940 года, Лориан (Франция)

В дальнейшем этот критерий стал основополагающим для получения награды, но чем труднее становились условия, в которых действовали подлодки, тем меньше в штабе Деница обращали внимание на личный счёт командира. К концу войны обладателем Рыцарского креста мог стать командир, агрессивно проведший один поход и потопивший всего лишь несколько судов. Разумеется, такая система стимулировала рост оверклейма, чему также способствовало принятие на вооружение подводным флотом Германии самонаводящихся и маневрирующих торпед. В результате подводники стали больше опираться в своих докладах об успехах не на реальные доказательства поражения цели, а на возможные, вроде «слышали взрыв торпеды – а значит, и попали». Это способствовало появлению таких кавалеров Рыцарского креста, как Альбрехт Бранди (Albrecht Brandi) и Карл Фляйге (Karl Fleige), заявленные успехи которых оказались в итоге дутыми.

Таким образом, получение столь престижной для немецкого подводника награды, требовавшее в первые годы войны немало усилий, в итоге деградировало в пропагандистскую акцию с целью поднятия боевого духа. Разумеется, подобной «уценке» высшей награды Третьего рейха способствовало усиление противолодочных сил союзников с их последующими успехами в борьбе с немецкими подлодками, что в результате привело Германию к проигрышу подводной войны в 1943 году.

-7

Отто Кречмер отмечает успешное окончание похода и свою награду с экипажем лодки, август 1940 года

Стоит отметить, что изначально система награждения командиров подводных лодок действительно способствовала достижению успехов в Атлантике. Чтобы заслужить награду, командирам было необходимо демонстрировать свои лучшие личные качества, искать встречи с противником и активно его атаковать. Сохранились любопытные свидетельства того, как оценивали эту награду сами подводники. Вот что писал в своих мемуарах немецкий подводный ас Петер Кремер (Peter-Erich Cremer):

«…командир с Рыцарским крестом особенно ценился экипажами лодок. Он гарантировал определённую безопасность, так как молодой неопытный командир, желая во что бы то ни стало заработать орден, слишком часто действовал поспешно и опрометчиво, подвергая свою команду ненужному риску. По крайней мере, рядовые матросы смотрели на это именно так. Все они были готовы сражаться, но, разумеется, любой из них хотел остаться в живых».

Подводя итоги, нельзя не отметить тот факт, что командующий подводными силами Германии был не только талантливым организатором, но и неплохим психологом, умело использовавшим Рыцарский крест как стимул для повышения результативности своих подчинённых. За время войны этой награды были удостоены 124 командира субмарин, из которых 34 человека на своём личном счету имели 100 000 тонн потопленного тоннажа или более.

-8

Кавалеры Рыцарского креста Эрих Топп (Erich Topp, командир U 552), Клаус Корт (Claus Korth, командир U 93), Энгельберт Эндрасс (командир U 567) и Герберт Куппиш (командир U 94) на набережной в базе подводных лодок в Сен-Назере, Франция, 1941 год

Первые десять немецких подводников, награждённых Рыцарским крестом:

  • командир U 47 Гюнтер Прин (Günther Prien) – 18.10. 1939
  • командир U 48 Герберт Шульце (Herbert Emil Schultze) – 01.03.1940
  • командир U 37 Вернер Хартман (Werner Hartmann) – 09.05.1940
  • командир U 29 Отто Шухарт (Otto Schuhart) – 16.05.1940
  • командир U 34 Вильгельм Ролльман (Wilhelm Rollmann) – 31.07.1940
  • командир U 99 Отто Кречмер (Otto Kretschmer) – 04.08.1940
  • командир U 30 Фриц-Юлиус Лемп (Fritz-Julius Lemp) – 14.08.1940
  • командир U 38 Генрих Либе (Heinrich Liebe) – 14.08.1940
  • командир U 101 Фриц Фрауэнхайм (Fritz Frauenheim) – 20.08.1940
  • командир U 48 Ганс-Рудольф Рёзинг (Hans-Rudolf Rösing) – 29.08.1940

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Владимир Нагирняк. Шпион с потопленной подлодки - Альтернативная История
Владимир Нагирняк. Что ели «серые волки» Дёница - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/vladimir-nagirnyak-podvodnye-asy-tretego-rejha-czena-ryczarskogo-kresta/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉