"Постоянные замечания от учителей - "вертится как юла", ощущение беспомощности, долгие попытки усадить ребёнка за уроки...."
"Ставят СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и советуют пить успокоительное или просто воспитывать строже"
- такие рассказы я слышу от некоторых клиентов про их детей.
А что если причина может быть не в психике, а в спине. В плохой осанке и мышечных зажимах.
Как кинезиолог, я каждый день вижу детей, которых лечили не от того. Их мозг не гиперактивный, он просто пытается удержать баланс.
Связь, которую не видят. Взгляд психосоматической кинезиологии
Психосоматическая кинезиология — это направление, которое рассматривает тело и психику как единую систему.
Оно изучает, как непрожитые эмоции, стресс и внутренние конфликты буквально записываются в мышцы и осанку, создавая телесные блоки. И как хроническое мышечное напряжение влияет на эмоциональное состояние.
Представьте, что позвоночник — это главная информационная магистраль тела, по которому идут сигналы от мозга к телу и обратно. Внутри него — спинной мозг. Вокруг — десятки мышц, которые должны его стабилизировать.
А теперь представьте, что эта магистраль искривлена.
Сколиоз, сутулость, перекошенный таз — это не просто НЕКРАСИВО, это:
1. Постоянный сигнал SOS в мозг
Мышцы, которые должны держать вертикальную ось, находятся в хроническом напряжении.
С точки зрения психосоматической кинезиологии, мышечный гипертонус — это часто телесное выражение хронической тревоги, неуверенности или потребности быть «настороже».
Мышцы посылают в мозг миллионы тревожных импульсов. Мозг перегружен этой информацией и не может сконцентрироваться на внешних задачах.
2. Нарушение кровоснабжения мозга
Потому что спазмированные мышцы шеи и верхнего отдела спины могут пережимать сосуды, ухудшая приток кислорода к мозгу. Нехватка кислорода = туман в голове, быстрая утомляемость, рассеянность.
3. Дисбаланс вестибулярного аппарата
Потому что внутреннее ухо, отвечающее за равновесие, тесно связано с мышцами шеи. Если голова выдвинута вперёд из-за сутулости, система даёт сбой.
Чтобы почувствовать землю под ногами, ребёнок начинает ёрзать, качаться на стуле, вставать. Его тело инстинктивно ищет устойчивость.
Простыми словами: тело ребёнка тратит львиную долю энергии не на учёбу, а на то, чтобы просто удержать себя в пространстве.
Ему физически некомфортно сидеть ровно. А мы требуем: Сиди смирно и сосредоточься! Но это как требовать от человека, стоящего на одной ноге на мяче, решать сложное уравнение.
Три простых теста, которые вы можете сделать дома прямо сейчас
Прежде чем бежать к неврологу за серьёзным диагнозом, проверьте вот это.
Тест на асимметрию (в трусах/купальнике)
- Попросите ребёнка встать ровно, расслабиться.
- Смотрите на следующее: на одном ли уровне плечи? Не торчит ли одна лопатка? Равны ли треугольники» между опущенными руками и телом? Симметричны ли складки на талии?
- Попросите медленно наклониться вперёд.
- Проведите пальцем по остистым отросткам позвонков (тем бугоркам на спине).
- Идеально ровная линия? Или есть дуга, «горб» с одной стороны?
Тест на мышечные зажимы
- Положите руки ребёнку на плечи (трапециевидные мышцы).
- Напряжены ли они, как камень, даже когда он сидит спокойно?
- Легко ли он поворачивает голову влево-вправо одинаково и без хруста?
- Попросите лечь на живот, руки вдоль тела.
- Приподнимите его ноги.
- Напрягается ли при этом спина?
- В норме должны работать ягодицы.
Тест на проприоцепцию (ощущение тела)
- Попросите ребёнка встать ровно и закрыть глаза. Пусть постоит так 30 секунд.
- Наблюдайте сильно ли он раскачивается? Теряет ли равновесие? Быстро ли открывает глаза от дискомфорта?
Если хотя бы один тест показал проблемы — есть над чем работать. И таблетки здесь не помогут.
План действий для родителей
1. Первым делом — к специалисту, владеющему целостным подходом
Хороший психосоматический кинезиолог или остеопат оценит не просто спину, а всю картину: положение таза, тонус мышц, а также телесные маркеры стресса. Он может работать с мышечным тестированием, чтобы выявить, какие события или эмоции могли «застрять» в теле, создавая блок.
Часто после сеансов, направленных на снятие этих глубоких блоков и переобучение нервной системы, дети становятся заметно спокойнее.
Ключевая фраза здесь — ЯЗЫК ТЕЛА НЕ ВРЕТ. Осанка и мышечные зажимы — это и есть тот самый язык, который рассказывает историю напряжения ребёнка.
2. Можно создать динамическое рабочее место
Запрет на движение — зло.
Стул-седло или подушка-диск (балансировочная подушка). Они заставляют мелкие мышцы-стабилизаторы работать, чтобы удержать равновесие. Это полезная, незаметная тренировка.
Разрешите менять позу. Пусть сидит на коленях, иногда стоя. Движение — не враг концентрации, а её основа. Это позволяет телу разряжать излишнее моторное напряжение, не подавляя его.
3. Введите в ритуал простую гимнастику
Дыхание животом
Лёжа на спине, положите игрушку на живот. На вдохе надуваем живот, поднимаем игрушку, на выдохе — сдуваем. 5 минут.
Это прямой диалог с вегетативной нервной системой, переводящий её из режима «тревога» (симпатика) в режим «отдых и переваривание» (парасимпатика).
"Кошечка-верблюд"
На четвереньках на вдохе прогибаем спину, смотрим вверх, на выдохе — округляем, подбородок к груди. 10 раз. Мобилизует весь позвоночник.
"Мёртвый жук"
Лёжа на спине, поднять согнутые ноги и руки вверх. Медленно и попеременно опускать противоположные руку и ногу, касаясь пола.
10 раз на каждую сторону. Учит мозг координировать работу конечностей, снимая лишнее возбуждение.
Эта гимнастика — форма телесного переобучения. Она даёт мозгу новый, здоровый опыт организации движения и покоя, создавая альтернативу хаотичной гиперактивности.
Важное предостережение и новый взгляд
Я не утверждаю, что ВСЕ случаи гиперактивности — это проблемы со спиной. Но их доля огромна и катастрофически недооценена.
Психосоматическая кинезиология предлагает новый взгляд: возможно, «гиперактивность» — это не диагноз, а симптом. Симптом того, что тело ребёнка мышечными зажимами и искривлённым позвоночником пытается донести до нас какую-то непосильную эмоциональную или физическую нагрузку.
Прежде чем искать сложные психоневрологические причины, исключите самые простые — биомеханические и психосоматические. Попробуйте этот путь. Возможно, решение проблемы вашего ребёнка лежит не в таблетке, а в умении его тела чувствовать себя устойчивым, расслабленным и безопасным. И тогда энергия, которая раньше уходила на борьбу с гравитацией и внутренним напряжением, наконец-то направится на учёбу, игру и счастливое детство.
Если статья была полезна, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал.
А у вашего ребенка есть гиперактивность или проблемы с осанкой?
Интересное на канале:
#гиперактивность #СДВГ #дети #осанка #кинезиология #внимание #тестосанки #здоровьедетей #упражнения#кинезиолог #отеопат #развитиеребенка #Ростовнадону #Ростовскаяобласть #дзенростов #кинезиологростов #остеопатростов #ростовздоровье