Расположенный в Екатеринбурге "Ельцин-центр" в последнее время часто оказывается фигурантом громких скандалов. Мнения о нём высказывают самые противоречивые. Одни называют его идеальным общественным пространством, притягивающим свободолюбивых, творческих и нестандартно мыслящих людей. Для других он – змеиное гнездо, откуда прозападные силы в открытую транслируют деструктивные идеи. Сам я, особо не доверяя ни первым, ни вторым, долгое время сознательно откладывал посещение этого "вертепа либерализма". Но недавно моё неуемное любопытство всё же одержало верх...
В 2006 году на правом берегу Исети между Макаровским мостом и Плотинкой началось строительство бизнес-центра "Демидов". Когда-то здесь жили наиболее зажиточные и респектабельные екатеринбургские купцы и промышленники. Впоследствии старые дома снесли, чтобы построить театр драмы и здание обкома партии. А уже в 2000-х годах посреди советской застройки решили “втиснуть" 33-этажную башню с офисами и самый большой на Урале конференц-зал. Строительство “Демидова” планировали завершить за три года, чтобы конгресс-холл мог принять саммит стран БРИКС в 2009 году. Но экономический кризис смешал планы, и стройку заморозили. Саммит прошел на другой площадке, а недострой на берегу Исети ещё долго мозолил глаза горожанам. И если бизнес-центр в итоге всё-таки достроили – в центре города коммерческая недвижимость всегда окупится – то будущее конгресс-холла долгое время виделось куда как более смутно.
Как это часто бывает, вмешался случай. В 2007 году умер Борис Николаевич Ельцин, первый президент России. Таких прецедентов в современной истории нашей страны ещё не было – пришлось срочно разрабатывать комплекс мероприятий по увековечиванию памяти должностных лиц подобного уровня. Одним из таких законов стало положение о президентских центрах исторического наследия, призванных стать своеобразными “базами знаний” о бывших президентах: накапливать архивный фонд, экспонировать памятные вещи и документы, проводить тематические культурные мероприятия. Первый такой центр решили открыть в Екатеринбурге – городе, в котором Борис Николаевич Ельцин рос, учился и начинал свою политическую карьеру. И недостроенный конгресс-холл на берегу Исети пришёлся как нельзя кстати.
Работы по преобразованию недостроя в музейный комплекс начались в 2009 году. К ним привлекли архитектурное бюро Bernaskoni, уже имевшее опыт создания современных выставочных и музейных пространств. Концепцию будущего музея предложил режиссер Павел Лунгин, активно поддерживавший политику Ельцина в 1990-е годы (что, впрочем, не мешало ему жить во Франции, а не в России):
"Я увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посерёдке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать, как пирог – на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера – выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал – это один день, и в каждом – информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича".
Сразу же оговорюсь, что "Ельцин-центр" – это не только музей. Впервые оказавшись внутри здания, поражаешься его внутреннему объёму – снаружи оно не кажется таким внушительным. Конечно, музей первого президента занимает значительную часть комплекса, но, помимо него, здесь нашлось место лекториям, коворкингу, многочисленным бутикам, кафе и магазинчикам. Из последних отмечу книжный магазин "Пиотровский", где собрана прекрасная подборка книг по дизайну и архитектуре, винтажный магазин "Шувакиш” со множеством занимательных старых вещичек, а также ресторан "Барборис“ – именно так, через букву "о": игра слов в его названии, думаю, не нуждается в дополнительных комментариях.
Входной билет в музей стоит 300 рублей. Сразу после входа посетителям демонстрируется небольшой анимационный фильм об истории Советского Союза. Именно здесь я впервые ощутил тот самый либеральный "душок", за который многие критикуют "Ельцин-центр". Тут всё по классике: кровожадный Сталин, чудом выигранная Великая Отечественная война, миллионы невинных жертв ГУЛАГа, туповатый Хрущёв, недееспособный Брежнев и престарелое политбюро, которые на долгие десятилетия отрезали советских граждан от благ мировой демократии. Только Горбачев молодец, потому что решил всё это развалить – правда, не получилось. Хорошо, что нашёлся человек, который нелёгкое дело по развалу Советского Союза благополучно завершил – именно ему посвящена экспозиция. Такая вот фабула.
Первый зал музея называется "Лабиринт” – по нему нужно преодолеть достаточно длинный путь c крутыми поворотами. Разнообразные стенды в сочетании с подлинными предметами – свидетелями той или иной эпохи – рассказывают об истории СССР от Октябрьской революции до горбачёвской перестройки. Самый известный экспонат здесь – дверь из тюрьмы НКВД, некогда существовавшей на Московском тракте (сейчас на её месте находится мемориал жертвам репрессий). В повествование органично вписана история семьи Ельциных. Заканчивается "лабиринт" копией письма в адрес Горбачева, в котором Ельцин выражает поддержку перестройки.
Наконец-то можно вырваться на простор – главную ось "Ельцин-центра". Огромный объём высокого зала создаёт торжественное настроение. На большой экран под потолком проецируются снимки, сделанные в различные годы жизни первого президента, ниже в стеклянных витринах выставлены его награды – советские, российские и иностранные. Сидя на лавочке, на всё это взирает сам Борис Николаевич, отлитый в бронзе в натуральную величину. Можно посидеть рядом и сфотографироваться на память, после чего пройти в один из семи залов – окунуться в атмосферу тех самых "семи дней", навсегда изменивших историю России. Я намеренно не буду рассказывать об экспозиции подробно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скажу только, что количество представленных материалов огромно, и даже поверхностный осмотр займёт не меньше трёх часов. А если ещё вслушиваться, вчитываться, вдумываться – и целого дня не хватит. А веды есть ещё библиотека и огромный архив! Так что остановлюсь только на наиболее запоминающихся деталях.
Вот помещение, в котором воспроизведены интерьеры Мраморного зала Кремля. С трибуны, украшенной гербом СССР, выступает Ельцин – звучит запись его речи на пленуме 22 октября 1987 года. На заднем плане – задумчивые члены политбюро. А вот самый настоящий троллейбус – можно сесть и полюбоваться видами советской Москвы под песни группы "Кино". Вот комната обыкновенной советской квартиры, обстановка знакома практически каждому из нас с детства. На отрывном календаре застыла дата – 19 августа 1991 года. По телевизору показывают выпуск новостей, который неожиданно прерывается записью балета "Лебединое озеро". Тревожно звонит телефон. За дверью – баррикады в центре столицы, крики людей, грохот танков по брусчатке московских улиц. И огромный российский триколор, впервые поднятый над Домом Советов 22 августа 1991 года.
Магазин с пустыми полками. За прилавком скучает продавщица, на витринах нет ничего, кроме салата из морской капусты и банок с берёзовым соком – "непопулярные меры" ельцинского правительства, приведшие к тотальному дефициту. Зато "толкучка" рядом завалена японскими видеомагнитофонами и видеокамерами, игровыми приставками, пейджерами – та самая "романтика" девяностых годов, по которой многие отчего-то до сих пор скучают. Первая Чеченская война – можно заглянуть в стилизованные под пробоины от пуль и осколков отверстия в стене и в каждом увидеть фотографии, документы, письма российских солдат, воевавших на Кавказе. Очень понравился зал, в котором воссоздана обстановка рабочего кабинета Ельцина в Кремле. Кажется, хозяин отлучился буквально на минуту – на спинке кресла висит пиджак, на столе разложены бумаги. В углу стоит наряженная новогодняя ёлка, вокруг установлены телекамеры. Именно в такой обстановке 31 декабря 1999 года Ельцин записывал своё знаменитое предновогоднее обращение. Кстати, ставшей нарицательной фразы "Я устал, я ухожу..." он тогда не произносил. На самом деле Борис Николаевич сказал: "Я ухожу, я сделал всё, что мог...".
Последнее помещение называется "Зал свободы". Здесь на колонны проецируются обращения знаменитых людей и рядовых граждан, рассказывающих об основных свободах, закреплённых в Конституции. Из панорамных окон открывается прекрасный вид на центр Екатеринбурга. На противоположном берегу Исети виден Храм-на-Крови, построенный на месте дома инженера Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома была расстреляна царская семья, а в 1977 году Ипатьевский дом снесли. Решение о сносе принималось при непосредственном участии Бориса Ельцина, бывшего в то время первым секретарём Свердловского обкома. Что ж, тоже по-своему символично. В Зале свободы так и тянет немного задержаться, чтобы полюбоваться уральской столицей и попробовать осмыслить всё, что только что увидел.
Если вы проведёте блиц-опрос на улицах любого российского города, задавшись целью узнать, как наши соотечественники относятся к Борису Николаевичу Ельцину, вы услышите два полярных мнения. Одни будут говорить о нём как о пьяном балагуре, который окончательно развалил Советский Союз, лебезил перед коллективным Западом и вверг нашу страну в хаос 90-х годов. Другие – как о человеке, которому хватило политической воли и смелости, чтобы покончить с пережитками советского прошлого и попытаться создать новую, свободную и демократичную Россию. Да, получилось так себе – но он хотя бы попытался. Сам я отношусь скорее к первой гpуппе людей, в то время как "Ельцин-центр" явно создавали вторые – и поэтому чувствовал я себя здесь несколько неуютно. Что ж, сколько людей – столько и мнений.
Пожалуй, именно здесь кроется камень преткновения, из-за которого вокруг "Ельцин-центра" сломано столько копий. Для поколения, заставшего ту эпоху, музей – лишний повод проверить свою память и освежить во многом болезненные воспоминания. Но для молодежи, у которой нет этого личного опыта, экспозиция "Ельцин-центра" рискует стать единственной и неоспоримой историей той эпохи. Транслируя готовые нарративы, очерняя советское прошлое и возвеличивая "свободу" девяностых, создатели экспозиции не оставляют посетителям возможности взглянуть на всё под другим углом. Кто в таких условиях будет защищать альтернативную точку зрения – и где это будет происходить? Неужели для этого нужно строить "Сталин-центр"? Или некий абстрактный "Центр сохранения советского наследия"?
Вопрос, как понимаете, риторический. Что до "Ельцин-центра", своё отношение к нему я если и не изменил, то, как минимум, смягчил. Все призывы про "закрыть", "снести", "выжечь калёным железом" исходят, как правило, от людей, которые даже близко не подходили к этому общественному пространству. Между тем, оно вполне имеет право на жизнь, а с точки зрения объёма представленных материалов, их подачи, оформления и структуры у "Ельцин-центра" многим музейным комплексам стоит поучиться. Вот только акценты я бы расставил иначе: экспозиция должна зарождать в душе сомнения, а не быть непоколебимой истиной в бетоне, бронзе и мраморе. Думаю, Борис Николаевич с этим бы согласился – в конце концов, ему сомнения тоже никогда не были чужды. Ведь для свободы, о которой здесь так много говорят, важен именно диалог – порой трудный и неприятный.
На страницах этого канала я уже неоднократно рассказывал о различных музеях и выставочных пространствах Екатеринбурга. Мультимедийные парки "Россия – моя история” в последние годы появились во многих городах нашей страны. Отличие екатеринбургского заключается в том, что при нём действует постоянная экспозиция, посвящённая знаменитому советскому разведчику Николаю Кузнецову. По возможности обязательно посетите огромный музейно-выставочный комплекс в Верхней Пышме, включающий в себя музеи военной, автомобильной и авиационной техники – собрание, представленное здесь, заслуженно считается одним из лучших в мире. Кстати, добраться туда можно на ретропоезде "Уральский экспресс", который регулярно курсирует между Екатеринбургом и Верхней Пышмой – зимой путешествие на нём оставит непередаваемое ощущение погружения в новогоднюю сказку.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь также на моё сообщество в социальной сети "ВКонтакте" и мой Telegram-канал – там много интересного!