Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Ельцин-центр: диалоги о свободе

Расположенный в Екатеринбурге "Ельцин-центр" в последнее время часто оказывается фигурантом громких скандалов. Мнения о нём высказывают самые противоречивые. Одни называют его идеальным общественным пространством, притягивающим свободолюбивых, творческих и нестандартно мыслящих людей. Для других он – змеиное гнездо, откуда прозападные силы в открытую транслируют деструктивные идеи. Сам я, особо не доверяя ни первым, ни вторым, долгое время сознательно откладывал посещение этого "вертепа либерализма". Но недавно моё неуемное любопытство всё же одержало верх... В 2006 году на правом берегу Исети между Макаровским мостом и Плотинкой началось строительство бизнес-центра "Демидов". Когда-то здесь жили наиболее зажиточные и респектабельные екатеринбургские купцы и промышленники. Впоследствии старые дома снесли, чтобы построить театр драмы и здание обкома партии. А уже в 2000-х годах посреди советской застройки решили “втиснуть" 33-этажную башню с офисами и самый большой на Урале конференц-за

Расположенный в Екатеринбурге "Ельцин-центр" в последнее время часто оказывается фигурантом громких скандалов. Мнения о нём высказывают самые противоречивые. Одни называют его идеальным общественным пространством, притягивающим свободолюбивых, творческих и нестандартно мыслящих людей. Для других он – змеиное гнездо, откуда прозападные силы в открытую транслируют деструктивные идеи. Сам я, особо не доверяя ни первым, ни вторым, долгое время сознательно откладывал посещение этого "вертепа либерализма". Но недавно моё неуемное любопытство всё же одержало верх...

В 2006 году на правом берегу Исети между Макаровским мостом и Плотинкой началось строительство бизнес-центра "Демидов". Когда-то здесь жили наиболее зажиточные и респектабельные екатеринбургские купцы и промышленники. Впоследствии старые дома снесли, чтобы построить театр драмы и здание обкома партии. А уже в 2000-х годах посреди советской застройки решили “втиснуть" 33-этажную башню с офисами и самый большой на Урале конференц-зал. Строительство “Демидова” планировали завершить за три года, чтобы конгресс-холл мог принять саммит стран БРИКС в 2009 году. Но экономический кризис смешал планы, и стройку заморозили. Саммит прошел на другой площадке, а недострой на берегу Исети ещё долго мозолил глаза горожанам. И если бизнес-центр в итоге всё-таки достроили – в центре города коммерческая недвижимость всегда окупится – то будущее конгресс-холла долгое время виделось куда как более смутно.

В наши дни панораму екатеринбургского "сити" уже почти невозможно представить без здания "Ельцин-центра" и башни бизнес-центра "Демидов" за ним
В наши дни панораму екатеринбургского "сити" уже почти невозможно представить без здания "Ельцин-центра" и башни бизнес-центра "Демидов" за ним

Как это часто бывает, вмешался случай. В 2007 году умер Борис Николаевич Ельцин, первый президент России. Таких прецедентов в современной истории нашей страны ещё не было – пришлось срочно разрабатывать комплекс мероприятий по увековечиванию памяти должностных лиц подобного уровня. Одним из таких законов стало положение о президентских центрах исторического наследия, призванных стать своеобразными “базами знаний” о бывших президентах: накапливать архивный фонд, экспонировать памятные вещи и документы, проводить тематические культурные мероприятия. Первый такой центр решили открыть в Екатеринбурге – городе, в котором Борис Николаевич Ельцин рос, учился и начинал свою политическую карьеру. И недостроенный конгресс-холл на берегу Исети пришёлся как нельзя кстати.

Памятник первому президенту Борису Николаевичу Ельцину у входа в "Ельцин-центр"
Памятник первому президенту Борису Николаевичу Ельцину у входа в "Ельцин-центр"

Работы по преобразованию недостроя в музейный комплекс начались в 2009 году. К ним привлекли архитектурное бюро Bernaskoni, уже имевшее опыт создания современных выставочных и музейных пространств. Концепцию будущего музея предложил режиссер Павел Лунгин, активно поддерживавший политику Ельцина в 1990-е годы (что, впрочем, не мешало ему жить во Франции, а не в России):

"Я увидел недостроенный массив здания с круглой шайбой посерёдке, где гулял ветер. Я понял, что шайбу надо разрезать, как пирог – на семь дней, семь моментов из жизни. Мне хотелось брать сложные дни, когда Ельцин был в критических ситуациях, ведь это свойство его характера – выходить из кризисов. Получилась история про семь дней, которые изменили Россию. Каждый зал – это один день, и в каждом – информация вокруг этого дня, где заодно рассказывается история из жизни Бориса Николаевича".

Сразу же оговорюсь, что "Ельцин-центр" – это не только музей. Впервые оказавшись внутри здания, поражаешься его внутреннему объёму – снаружи оно не кажется таким внушительным. Конечно, музей первого президента занимает значительную часть комплекса, но, помимо него, здесь нашлось место лекториям, коворкингу, многочисленным бутикам, кафе и магазинчикам. Из последних отмечу книжный магазин "Пиотровский", где собрана прекрасная подборка книг по дизайну и архитектуре, винтажный магазин "Шувакиш” со множеством занимательных старых вещичек, а также ресторан "Барборис“ – именно так, через букву "о": игра слов в его названии, думаю, не нуждается в дополнительных комментариях.

Внутри центра расположен не только музейный комплекс – нашлось место множеству магазинчиков, кафе и бутиков самого разнообразного профиля
Внутри центра расположен не только музейный комплекс – нашлось место множеству магазинчиков, кафе и бутиков самого разнообразного профиля

Входной билет в музей стоит 300 рублей. Сразу после входа посетителям демонстрируется небольшой анимационный фильм об истории Советского Союза. Именно здесь я впервые ощутил тот самый либеральный "душок", за который многие критикуют "Ельцин-центр". Тут всё по классике: кровожадный Сталин, чудом выигранная Великая Отечественная война, миллионы невинных жертв ГУЛАГа, туповатый Хрущёв, недееспособный Брежнев и престарелое политбюро, которые на долгие десятилетия отрезали советских граждан от благ мировой демократии. Только Горбачев молодец, потому что решил всё это развалить – правда, не получилось. Хорошо, что нашёлся человек, который нелёгкое дело по развалу Советского Союза благополучно завершил – именно ему посвящена экспозиция. Такая вот фабула.

Первый зал музея называется "Лабиринт” – по нему нужно преодолеть достаточно длинный путь c крутыми поворотами. Разнообразные стенды в сочетании с подлинными предметами – свидетелями той или иной эпохи – рассказывают об истории СССР от Октябрьской революции до горбачёвской перестройки. Самый известный экспонат здесь – дверь из тюрьмы НКВД, некогда существовавшей на Московском тракте (сейчас на её месте находится мемориал жертвам репрессий). В повествование органично вписана история семьи Ельциных. Заканчивается "лабиринт" копией письма в адрес Горбачева, в котором Ельцин выражает поддержку перестройки.

Наконец-то можно вырваться на простор – главную ось "Ельцин-центра". Огромный объём высокого зала создаёт торжественное настроение. На большой экран под потолком проецируются снимки, сделанные в различные годы жизни первого президента, ниже в стеклянных витринах выставлены его награды – советские, российские и иностранные. Сидя на лавочке, на всё это взирает сам Борис Николаевич, отлитый в бронзе в натуральную величину. Можно посидеть рядом и сфотографироваться на память, после чего пройти в один из семи залов – окунуться в атмосферу тех самых "семи дней", навсегда изменивших историю России. Я намеренно не буду рассказывать об экспозиции подробно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скажу только, что количество представленных материалов огромно, и даже поверхностный осмотр займёт не меньше трёх часов. А если ещё вслушиваться, вчитываться, вдумываться – и целого дня не хватит. А веды есть ещё библиотека и огромный архив! Так что остановлюсь только на наиболее запоминающихся деталях.

Вот помещение, в котором воспроизведены интерьеры Мраморного зала Кремля. С трибуны, украшенной гербом СССР, выступает Ельцин – звучит запись его речи на пленуме 22 октября 1987 года. На заднем плане – задумчивые члены политбюро. А вот самый настоящий троллейбус – можно сесть и полюбоваться видами советской Москвы под песни группы "Кино". Вот комната обыкновенной советской квартиры, обстановка знакома практически каждому из нас с детства. На отрывном календаре застыла дата – 19 августа 1991 года. По телевизору показывают выпуск новостей, который неожиданно прерывается записью балета "Лебединое озеро". Тревожно звонит телефон. За дверью – баррикады в центре столицы, крики людей, грохот танков по брусчатке московских улиц. И огромный российский триколор, впервые поднятый над Домом Советов 22 августа 1991 года.

Пустые полки магазина, где можно купить только салат из морской капусты и берёзовый сок
Пустые полки магазина, где можно купить только салат из морской капусты и берёзовый сок

Магазин с пустыми полками. За прилавком скучает продавщица, на витринах нет ничего, кроме салата из морской капусты и банок с берёзовым соком – "непопулярные меры" ельцинского правительства, приведшие к тотальному дефициту. Зато "толкучка" рядом завалена японскими видеомагнитофонами и видеокамерами, игровыми приставками, пейджерами – та самая "романтика" девяностых годов, по которой многие отчего-то до сих пор скучают. Первая Чеченская война – можно заглянуть в стилизованные под пробоины от пуль и осколков отверстия в стене и в каждом увидеть фотографии, документы, письма российских солдат, воевавших на Кавказе. Очень понравился зал, в котором воссоздана обстановка рабочего кабинета Ельцина в Кремле. Кажется, хозяин отлучился буквально на минуту – на спинке кресла висит пиджак, на столе разложены бумаги. В углу стоит наряженная новогодняя ёлка, вокруг установлены телекамеры. Именно в такой обстановке 31 декабря 1999 года Ельцин записывал своё знаменитое предновогоднее обращение. Кстати, ставшей нарицательной фразы "Я устал, я ухожу..." он тогда не произносил. На самом деле Борис Николаевич сказал: "Я ухожу, я сделал всё, что мог...".

Воссозданный интерьер рабочего кабинета Ельцина в Кремле. Кажется, хозяин вышел буквально на минуту и вот-вот вернётся
Воссозданный интерьер рабочего кабинета Ельцина в Кремле. Кажется, хозяин вышел буквально на минуту и вот-вот вернётся

Последнее помещение называется "Зал свободы". Здесь на колонны проецируются обращения знаменитых людей и рядовых граждан, рассказывающих об основных свободах, закреплённых в Конституции. Из панорамных окон открывается прекрасный вид на центр Екатеринбурга. На противоположном берегу Исети виден Храм-на-Крови, построенный на месте дома инженера Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома была расстреляна царская семья, а в 1977 году Ипатьевский дом снесли. Решение о сносе принималось при непосредственном участии Бориса Ельцина, бывшего в то время первым секретарём Свердловского обкома. Что ж, тоже по-своему символично. В Зале свободы так и тянет немного задержаться, чтобы полюбоваться уральской столицей и попробовать осмыслить всё, что только что увидел.

Зал свободы, из окон которого открывается прекрасный вид на центр Екатеринбурга
Зал свободы, из окон которого открывается прекрасный вид на центр Екатеринбурга

Если вы проведёте блиц-опрос на улицах любого российского города, задавшись целью узнать, как наши соотечественники относятся к Борису Николаевичу Ельцину, вы услышите два полярных мнения. Одни будут говорить о нём как о пьяном балагуре, который окончательно развалил Советский Союз, лебезил перед коллективным Западом и вверг нашу страну в хаос 90-х годов. Другие – как о человеке, которому хватило политической воли и смелости, чтобы покончить с пережитками советского прошлого и попытаться создать новую, свободную и демократичную Россию. Да, получилось так себе – но он хотя бы попытался. Сам я отношусь скорее к первой гpуппе людей, в то время как "Ельцин-центр" явно создавали вторые – и поэтому чувствовал я себя здесь несколько неуютно. Что ж, сколько людей – столько и мнений.

Абонентский терминал системы "Чегет" – тот самый "ядерный чемоданчик" для управления ядерным арсеналом. Естественно, старой модификации
Абонентский терминал системы "Чегет" – тот самый "ядерный чемоданчик" для управления ядерным арсеналом. Естественно, старой модификации

Пожалуй, именно здесь кроется камень преткновения, из-за которого вокруг "Ельцин-центра" сломано столько копий. Для поколения, заставшего ту эпоху, музей – лишний повод проверить свою память и освежить во многом болезненные воспоминания. Но для молодежи, у которой нет этого личного опыта, экспозиция "Ельцин-центра" рискует стать единственной и неоспоримой историей той эпохи. Транслируя готовые нарративы, очерняя советское прошлое и возвеличивая "свободу" девяностых, создатели экспозиции не оставляют посетителям возможности взглянуть на всё под другим углом. Кто в таких условиях будет защищать альтернативную точку зрения – и где это будет происходить? Неужели для этого нужно строить "Сталин-центр"? Или некий абстрактный "Центр сохранения советского наследия"?

Борису Ельцину никогда не были чужды сомнения. Так зачем в "Ельцин-центре" преподносить довольно спорные нарративы как истину в последней инстанции?
Борису Ельцину никогда не были чужды сомнения. Так зачем в "Ельцин-центре" преподносить довольно спорные нарративы как истину в последней инстанции?

Вопрос, как понимаете, риторический. Что до "Ельцин-центра", своё отношение к нему я если и не изменил, то, как минимум, смягчил. Все призывы про "закрыть", "снести", "выжечь калёным железом" исходят, как правило, от людей, которые даже близко не подходили к этому общественному пространству. Между тем, оно вполне имеет право на жизнь, а с точки зрения объёма представленных материалов, их подачи, оформления и структуры у "Ельцин-центра" многим музейным комплексам стоит поучиться. Вот только акценты я бы расставил иначе: экспозиция должна зарождать в душе сомнения, а не быть непоколебимой истиной в бетоне, бронзе и мраморе. Думаю, Борис Николаевич с этим бы согласился – в конце концов, ему сомнения тоже никогда не были чужды. Ведь для свободы, о которой здесь так много говорят, важен именно диалог – порой трудный и неприятный.

На страницах этого канала я уже неоднократно рассказывал о различных музеях и выставочных пространствах Екатеринбурга. Мультимедийные парки "Россия – моя история” в последние годы появились во многих городах нашей страны. Отличие екатеринбургского заключается в том, что при нём действует постоянная экспозиция, посвящённая знаменитому советскому разведчику Николаю Кузнецову. По возможности обязательно посетите огромный музейно-выставочный комплекс в Верхней Пышме, включающий в себя музеи военной, автомобильной и авиационной техники – собрание, представленное здесь, заслуженно считается одним из лучших в мире. Кстати, добраться туда можно на ретропоезде "Уральский экспресс", который регулярно курсирует между Екатеринбургом и Верхней Пышмой – зимой путешествие на нём оставит непередаваемое ощущение погружения в новогоднюю сказку.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь также на моё сообщество в социальной сети "ВКонтакте" и мой Telegram-канал – там много интересного!