Найти в Дзене
КиноПсихолог

Два момента, когда Раиса Захаровна показала своё истинное лицо (а она показала)

"Любовь и голуби" (реж. Владимир Меньшов, 1984) В комментариях к статьям про Раису Захаровну (и не только моим), редко когда наблюдается единодушие и единомыслие. Неудивительно, ведь персонаж любопытный, интересный, сложный. Кто-то сочувствует этой несчастной одинокой женщине, кто-то не видит поводов для сочувствия, воспринимая Раису Захаровну как властную мещанку. "Любовь и голуби", скриншот. У меня к героине нет сочувствия, есть понимание (я уже как-то упоминала, что во многом это моя личная история, мой "психологический портрет", а потому Раиса Захаровна мне особенно близка и интересна). Для меня эта героиня – королева драмы. Да, она искренне льет слезы и страдает от отсутствия любви в своей жизни, но эта искренность специфическая. Раиса Захаровна уже давно заигралась в психологические игры. Строго говоря, она манипулятор со стажем, но игра для нее – естественное и органичное состояние. Она сама перед собой лукавит, она сама себе верит. Некоторые детали подчеркивают манипулятивност

"Любовь и голуби" (реж. Владимир Меньшов, 1984)

В комментариях к статьям про Раису Захаровну (и не только моим), редко когда наблюдается единодушие и единомыслие. Неудивительно, ведь персонаж любопытный, интересный, сложный. Кто-то сочувствует этой несчастной одинокой женщине, кто-то не видит поводов для сочувствия, воспринимая Раису Захаровну как властную мещанку.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

У меня к героине нет сочувствия, есть понимание (я уже как-то упоминала, что во многом это моя личная история, мой "психологический портрет", а потому Раиса Захаровна мне особенно близка и интересна). Для меня эта героиня – королева драмы. Да, она искренне льет слезы и страдает от отсутствия любви в своей жизни, но эта искренность специфическая. Раиса Захаровна уже давно заигралась в психологические игры. Строго говоря, она манипулятор со стажем, но игра для нее – естественное и органичное состояние. Она сама перед собой лукавит, она сама себе верит.

Некоторые детали подчеркивают манипулятивность поведения Раисы Захаровны. О своей встрече с семьей Василия Раиса рассказывает с надрывом и пафосом, с соблюдением законов привлечения внимания аудитории:

– Прости, милый! Мне сегодня сделали очень больно.

После такого, естественно, нужно включить "Элегию" Массне. Для полного погружения в драму, так сказать. Василий формально участвует в диалоге, но по факту Раисе не нужен собеседник, ей нужен зритель, а потому всё, что она озвучивает, является монологом.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

Вася по наивности позволяет себе жалкие, ненужные и игнорируемые вкрапления в виде реплик, но они звучат так же неуместно, как серьезные ответы на риторические вопросы. Раиса Захаровна поймала свою волну в стиле "Отчего люди не летают!"

– Почему люди такие жестокие? Почему? Почему, почему?! Боже мой! Ну, что я ей сделала плохого? Что?.. Нет-нет-нет, барьер непреодолим! Они боятся нашей любви! Более того! Меня чуть не убили! Эти люди стояли и смотрели. Боже мой, Василий, это же твои дети! Какое равнодушие!

У психологических игр есть очень важное отличие от игр "театральных". В искусстве роль прописывается таким образом, что она предопределяет реакцию зрителя. Так, хорошая, мастерски написанная пьеса вызовет у зрителя именно ту реакцию, на которую рассчитывал автор. По сути, автор и создает эту реакцию посредством силы слова (ну, или иного выразительного средства). В психологических играх "зрители" в итоге никогда не реагируют так, как задумывалось "автором" манипуляции. Обязательно всё идет не по плану, все меняются ролями, а "автор" остается разочарованным и поплатившимся за свои добрые намерения.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

На что рассчитывала Раиса Захаровна, когда сказала Василию: "Придется тебе самому всё решать!"?

Судя по тому, как развивались события дальше, рассчитывала она на иной исход.

То же самое произошло чуть раньше, когда Раиса Захаровна нанесла визит Надежде.

Наладить контакт и прийти к взаимопониманию не получилось. Игра манипулятора идет не так, как задумывалось, Раиса Захаровна получает агрессию, которой не было в ее сценарии (ну, на самом деле была, если говорить про психологический сценарий, о котором Раиса Захаровна не подозревала, а в сценарии, который она сама написала в собственной голове – не было).

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

А раз всё идет "не по сценарию", не по задумке, то ломать комедию драму и дальше смысла нет. В такие моменты манипулятор-поневоле снимает маску и показывает своё истинное лицо, свои истинные намерения.

От интеллигентной, образованной женщины с хорошими манерами не осталось и следа. Истинная Раиса женщина активная, агрессивная, властная, склонная к роли Преследователя:

– Зараза! Людк, а Людк, тьфу! Деревня!

И вишенка на торте – совершенно не женственная походка и шикарный выход в открытую с ноги дверь. Вот это Раиса Захаровна, такая, какая есть, когда она не играет в воспитанную девочку.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

Характер человека нельзя узнать, когда "всё хорошо". Когда всё хорошо, у любого человека хватит ресурса на игру под названием "социальные условности" или "хорошие манеры". Характер человека открывается только в стрессовых ситуациях. И что-то подсказывает мне, что сочувствие и жалость – это последнее, что может быть нужно такой женщине, как Раиса Захаровна. В стрессовой ситуации она та еще хищница. Поиграть в робкую и несчастную она иногда может, а вот совсем отказаться от своей агрессивной натуры – вряд ли.

Раисе Захаровне впору давать мастер-классы на тему "Как посмотреть высокомерно и поставить человека на место". Только вспомните ее взгляд, когда она отшивала мужчину в баре! Генеральша, не меньше. Секунда и перед Василием снова очаровательная, танцующая только для него "леди".

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

На мой взгляд, два эпизода – конфликт с мужчиной в баре и выход из дома Нади – как раз и показывают ту Раису Захарову, какой она могла бы быть, если бы не играла роли и не запрещала себе быть собой настоящей.

А если бы Раиса позволила себе быть настоящей, такой, какая она есть, сильной, властной, не жеманной, способной постоять за себя, Амазонкой, уверена, она привлекла бы в свою жизнь очень интересного и положительного мужчину, а не вот этого вот Васю.

А вы как думаете, какая Раиса Захаровна на самом деле, когда она настоящая?

Еще статьи по теме: