Найти в Дзене
КиноПсихолог

Почему беседа Раисы Захаровны и Надежды закончилась так агрессивно?

"Любовь и голуби" (реж. Владимир Меньшов, 1984) Рубрика "Охота на треугольник" – новая рубрика на канале. Нет, это не про любовные треугольники... А, конечно же, про треугольник Карпмана. Иногда психологическая игра бывает долгой и изощренной, чтобы ее увидеть и раскрыть могут понадобиться несколько месяцев! Но зачастую бывает так, что маленькие треугольники из Спасателя, Преследователя и Жертвы случаются в повседневной жизни и занимают по времени всего лишь несколько минут. В фильмах такие эпизоды встречаются часто – давайте их искать и исследовать! Если вы смотрели фильм "Любовь и голуби", наверняка помните сцену, где Раиса Захаровна приходит в гости к Надежде. Посмотрим, кто там в каких ролях и кто как переобувается в воздухе! Ну, "увела" ты мужика из семьи, живи дальше и радуйся. Зачем идти к его жене? Для человека взрослого, зрелого, здравомыслящего такой вопрос – вообще не из этой вселенной. Конечно, незачем, что за бред? Но мы же уже заметили, что Раиса Захаровна – королева драм
Оглавление

"Любовь и голуби" (реж. Владимир Меньшов, 1984)

Рубрика "Охота на треугольник" – новая рубрика на канале. Нет, это не про любовные треугольники... А, конечно же, про треугольник Карпмана. Иногда психологическая игра бывает долгой и изощренной, чтобы ее увидеть и раскрыть могут понадобиться несколько месяцев! Но зачастую бывает так, что маленькие треугольники из Спасателя, Преследователя и Жертвы случаются в повседневной жизни и занимают по времени всего лишь несколько минут. В фильмах такие эпизоды встречаются часто – давайте их искать и исследовать!

Если вы смотрели фильм "Любовь и голуби", наверняка помните сцену, где Раиса Захаровна приходит в гости к Надежде. Посмотрим, кто там в каких ролях и кто как переобувается в воздухе!

Зачем вообще Раиса Захаровна пошла к Наде?

Ну, "увела" ты мужика из семьи, живи дальше и радуйся. Зачем идти к его жене? Для человека взрослого, зрелого, здравомыслящего такой вопрос – вообще не из этой вселенной. Конечно, незачем, что за бред? Но мы же уже заметили, что Раиса Захаровна – королева драмы? Ей нравится вот это вот всё: страдания, заламывание рук, надрыв, классика для фона и почти театральные жесты. Да, Раиса Захаровна любит поиграть, так она и вносит в свою жизнь разнообразие и яркие эмоции.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

Чем бы она ни руководствовалась на самом деле, какие бы мотивы ни заставили ее пойти к сопернице, Раиса Захаровна наверняка искреннее была уверена, что делает это из лучших побуждений. Очень похоже на роль Спасательницы, вам не кажется?

Спасатель – "родительская" позиция, "сверху вниз". Надя в данной истории – Жертва, то есть позиция "детская". Когда Спасатель приходит к Жертве, он обычно руководствуется желанием проявить снисходительность, великодушие, благородство. И это действительно можно увидеть в манере поведения Раисы Захаровны. Плюс (бонусом), может, она хотела немножко свою совесть успокоить, но лично мне не кажется, чтобы Рая сильно чувствовала себя виноватой. Проявить великодушие по отношению к "проигравшей стороне" – кажется, больше подходит к ее случаю.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

А еще можно предположить, что Раиса Захаровна хотела самоутвердиться за счет простой и неграмотной Надюхи, "устроить дефиле" с демонстрацией своей образованности, грамотности, ухоженности, благополучности. Ткнуть носом, сказать "Посмотри, на кого он тебя променял". Но в таком случае Раиса Захаровна была бы не Спасателем, а Преследователем. Чисто теоретически – вполне жизнеспособный вариант сценария.

В чем суть психологических игр?

  • В них всё и все не то и те, чем и кем кажутся.
  • Участники обязательно поменяются ролями, местами.
  • Всё закончится совершенно не так, как задумывалось.

На что рассчитывала Раиса Захаровна?

Ну уж точно не на то, что ее погонят прочь чуть ли не поганой метлой.

Думала, пофилософствуют, поговорят о высоких материях, о любви. Надя проникнется чистотой возникшего между Раей и Васей чувства, всё поймет, за всё простит и отпустит с миром. Но нет, в играх всё и всегда идет не по плану.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

Надя начала с того, что стала жаловаться, но в какой-то момент перешла к обвинениям. Раиса Захаровна здесь себя и выдала, видно, Надя наступила ненароком на больную мозоль.

Как Рая и Надя поменялись местами

И вот он момент "переключения": теперь Раиса Захаровна – Жертва, которая вынуждена оправдываться, а потом и бежать в прямом смысле слова, а Надежда – Агрессор, который ударил сначала словом, а потом был не прочь перейти и к решительным физическим действиям.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

Чем всё закончилось?

От великодушия и снисходительности Раисы Захаровны не осталось и следа. Она страдает от непонимания и жестокости этого мира, черствости людей:

– Почему люди такие жестокие? Почему, почему?.. Боже мой! Ну что я ей сделала плохого? Что?

Да, со Спасателями так почти что всегда: они хотели как лучше, а получилось, как получилось. Их не поняли, их порывы не оценили, их намерения втоптали в грязь, а в душу плюнули.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

Для Нади всё закончилось получше: переключившись в агрессивную роль Преследователя она почувствовала прилив сил, энергии, вкус победы и почти восстановленной справедливости. Вкусненький коктейль, Преследователи обычно его любят – субъективно он проживается приятно.

А как надо было, чтобы "без треугольника"?

На мой взгляд, просто не стоило идти к Надежде. Я вижу, какие психологические выгоды преследовала Раиса Захаровна, а какого-то практического смысла в ее поступке не вижу. Реальной "взрослой" цели там не было.

Почему произошло "переключение", а затем наступила "расплата"? Потому, что Раиса перед самой собой не была честна, она играла роль, не отдавая себе в этом отчета. Она лишь хотела выглядеть "Спасателем", но на деле оказалась "Агрессором", чем и спровоцировала другую сторону на защиту и ответную агрессию.

"Любовь и голуби", скриншот.
"Любовь и голуби", скриншот.

На самом деле всё не только закончилось агрессивно, но и началось. Только у Нади агрессия была открытая и очевидная, а у Раисы Захаровны – пассивная и замаскированная под заботу и благие намерения.

Всё было психологически "игровой сценкой". Но прежде чем играть в такие игры, неплохо бы понимать: кто с мечом к нам придет, тот... Ну, логика ясна )) Не хочешь, чтобы Агрессор накинулся на тебя с обвинениями и оскорблениями (а то и рукоприкладством), не ходи гнобить и унижать Жертву.

Канал "КиноПсихолог" – это место, где вашему (корректному) мнению всегда рады. Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал!

Еще про Раису Захаровну: