"Любовь и голуби" (1984)
Можно любить образ Раисы Захаровны, можно испытывать к нему неприязнь, но отрицать его колоритность и значимость сложно. Раиса Захаровна фигура знаковая, не только в контексте фильма "Любовь и голуби", но и как своего рода эталон определенного типажа женского характера, судьбы, мировоззрения.
"Любовь и голуби" – комедия. Но если линия Нади и Васи показана по-доброму, с юмором и иронией, то линия Раисы Захаровны рисуется в сатирическом, обличающем ключе. Требование времени? Усиленная пропаганда семейных ценностей и обличение эгоистичного образа жизни? Не показана ли Раиса Захаровна такой несчастной лишь в силу подобных требований?
Если посмотреть на нее с позиций нашего времени и с точки зрения не идеологии, а психологии, то можно увидеть, что Раиса Захаровна вполне себе счастливый человек.
Социальное и материальное благополучие
В этом смысле Раиса Захаровна человек состоявшийся. Да, она из тех, кто верит в "зеленых человечков", но у нее грамотная речь, видимо, хорошее образование, хорошая работа. Жилищный вопрос решен весьма неплохо. Делает ли это человека счастливым? Нет. Но, как говорят, если уж рыдать от несчастной любви, но всё-таки приятнее это делать в собственной квартире.
Любовь к себе или эгоизм?
Для одних людей между этими понятиями однозначно стоит знак равенства. С этим я не могу согласиться, явления разные. Для других людей любовь к себе сводится к тому, чтобы (как и Раиса Захаровна) иметь обширный гардероб, возможность выгуливать платья и следить со своим внешним видом. Опять мимо – любовь к себе не про это.
Человек, который любит себя, свободно выражает себя в этот мир – через свои мнения, потребности, желания, эмоции.
Раиса Захаровна в этом смысле может многих чему научить. Она спонтанная, прямолинейная. Она не оглядывается на других, опирается на себя. Этих качеств нет и быть не может у того, кто не любит себя или только думает, что любит. А любовь к себе делает человека счастливым (это примерно так же, как дождь делает землю мокрой, ну никак иначе).
Моральная устойчивость и душевные качества
Сегодня романом с женатым мужчиной никого не удивишь. Да, это по-прежнему осуждается обществом, однако для многих женщин (которые не выносят это на суд общественности) такой вариант вполне приемлем. Моральным его назвать трудно. Тем не менее, в фильме есть обстоятельства, облегчающие вину Раиса Захаровны. Во-первых, курортный роман... дело такое.
Во-вторых, искренность. Раиса Захаровна человек открытый, незлобливый. Есть в ней струнки, которые тоскуют по нежности, а тут Вася со своими голубями...
Люди несчастные чаще всего злые, ожесточившиеся или забитые, задавленные, измотанные, задерганные. Раиса Захаровна может позволить себе быть открытой и честной (хотя и хорошенько за это получает).
А как же любовь?
Были бы у Раисы и Василия хоть какие-то шансы на счастливые отношения? Нет. Хотела ли Раиса обрести с ним счастье? Нет. Возможно, в фильме нам пытаются показать, что да, хотела, но получилось как-то вообще не правдоподобно.
Сколько бы романов не заводила Раиса Захаровна, они практически все будут заканчиваться вот так, ничем. В фильме показано, что с Василием у нее всё так, случайно – курорт, море, звездная ночь, бар, пляж. Но подсознательно, вероятно, выбор не случаен. Такие женщины всегда находят "не тех" мужчин, выбирают или женатого, или такого, который им не пара (в этом смысле Вася дважды бинго). Почему, зачем?
Иногда это защитные механизмы: они включаются в ответ на страх снова обжечься, испытать боль и разочарование. Но гораздо чаще имеет место другая мотивация (хотя признавать ее сегодня не модно даже среди психологов, которые уже на всё понавешали ярлык с психотравмой). Чаще всего речь идет пусть и о подсознательном, но тем не менее зрелом выборе.
Не нужен Раисе Захаровне никакой Вася. Знаете, кто хочет замуж, тот уже там. Каким бы хорошим ни был мужчина, Раиса Захаровна всегда будет отдавать предпочтение налаженному быту, здоровому питанию и своим собственным правилам, которым подчинено всё в ее жизни. Пусть не через неделю, а через год, но она выставит партнера за дверь или спровоцирует на то, чтобы он сам ушел. Постоянно будет находиться что-то, что не так: не жрать, а есть, не чё, а что.
Чего Раисе Захаровне не хватает, так это любви как эмоций. Благополучные, но одинокие люди в них действительно время от времени нуждаются. И потому заводят роман, устраивают драму со слезами и заламыванием рук. Они даже сами верят в то, что ради этого мужчины научатся готовить и пойдут на компромисс. Не пойдут. Сделают вид, что пошли, но быстро устанут играть в эту игру. Поплачет, покайфует от немного мазохистских, но ярких эмоций от того, что Вася ушел, и снова будет жить спокойно и счастливо.
Одиноким женщинам а-ля "Раиса Захаровна" иногда действительно тошно. На них может навалиться волна отчаяния, особенно, если начинают думать, что вот у других-то почему всё нормально, есть семья, дети, отношения, любовь... Да, бывает. Но это быстро проходит. В глубине души эти женщины не готовы променять свою удобную жизнь на семью. Пусть по-своему, но они счастливы. А иметь всё, везде и сразу всё равно не получится.
Изменить положение дел может разве что ситуация, когда встретит Раиса Захаровна не просто хорошего мужчину, а хорошего мужчину, который будет ей парой по социальным, материальным, психологическим критериям, с которым будет настоящая любовь и взаимопонимание, но шансы на такой расклад ой как невелики.
Кстати, женщины, которым в принципе "хорошо и одной быть", нередко обманывают сами себя, предъявляя завышенные требования к мужчинам. Требования таковы, что практически невозможны, а, значит, привычному образу жизни ничто не угрожает. Счастье не сводится к любви и семье. Оно возможно и при других обстоятельствах... наверное. Как думаете?