Найти в Дзене
История транспорта

Ту-124 на международных линиях Аэрофлота

Первый Ту-124 поступил в 207-й отряд МУТА весной 1963 года, и почти сразу на нем начались учебно-тренировочные полеты. К этому времени «сто двадцать четвертый» уже несколько месяцев эксплуатировался в Аэрофлоте и летал из Москвы в Таллин, Ульяновск и Горький.

2 ноября 1963 года начались регулярные пассажирские рейсы по маршруту Москва (Шереметьево) – Стокгольм (рейс SU07/08) и Москва (Шереметьево) – Киев – Вена (рейс SU017/018).

Ту-124 СССР-45068 ТУ МВЛ в аэропорту Арланда, Стокгольм, ноябрь 1965 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.
Ту-124 СССР-45068 ТУ МВЛ в аэропорту Арланда, Стокгольм, ноябрь 1965 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.

В тот же день московские авиаторы открыли рейс SU051/052 Ленинград – Хельсинки. Самолет из Москвы в Ленинград подавался внутренним рейсом Аэрофлота.

Ту-124 СССР-45069  ТУ МВЛ в аэропорту Арланда, Стокгольм, апрель 1966 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.
Ту-124 СССР-45069 ТУ МВЛ в аэропорту Арланда, Стокгольм, апрель 1966 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.

В 207-м авиаотряде создается авиационное звено самолетов Ту-124, его командиром назначен В.П. Яковлев, заместителем – Ю.П. Носов. Первыми командирами воздушных судов Ту-124 в отряде были А.В. Жуков, С.П. Тюрин, К.И. Любецкий, Н.С. Алексеев.

Благодаря строгой дисциплине и высокому мастерству авиаторов отряд обеспечил безаварийную работу на самолетах Ту-124.

1 апреля 1964 года Ту-124 вышел на рейс SU027/028 Москва – Варшава. Рейс выполнялся три раза в неделю, по средам, пятницам и субботам.

Летом 1965 года Ту-124 стал выполнять рейс SU063/064 Москва – Белград, один раз в неделю по вторникам.

В 1965 году Ту-124 ТУ МВЛ, помимо Ленинграда, стали обслуживать и другие внутрисоюзные рейсы. 2 июня открылся рейс 681/682 Шереметьево – Сочи, 15 июня – рейс 1015/1016 Шереметьево – Калининград. При этом самолет, прибывший в Сочи из Москвы вечером в среду, далее, в четверг, выполнял международный рейс SU097/098 Сочи – Симферополь – Варна, а утром в пятницу возвращался из Сочи на базу, в Шереметьево. Рейс выполнялся только в летний сезон 1965 года и возобновлен на летний сезон следующего года с 26 мая 1966 года.

Для более тесного развития курортных районов Черноморского побережья Советского Союза и Народной Республики Болгария, с 22 июня 1966 года на самолетах Ту-124 ТУ МВЛ открыт рейс Одесса – Варна. Самолет в Одессу под него подавался внутрисоюзным рейсом №891/892. В Одессу из Москвы самолет приходил по вторникам, рейс Одесса – Варна выполнялся по средам.

Ту-124 в аэропорту Одесса, лето 1966 г. Фото из архива Международного аэропорта «Одесса», восстановление Сергея Цветкова.
Ту-124 в аэропорту Одесса, лето 1966 г. Фото из архива Международного аэропорта «Одесса», восстановление Сергея Цветкова.

26 августа 1965 года Ту-124 ТУ МВЛ выходят на трассу Москва – Симферополь (рейс769/770).

28 мая 1967 года ТУ МВЛ открыло последний в своей истории рейс на Ту-124 №945/946 Москва – Киев. Рейс выполнялся один раз в неделю по воскресеньям.

Если сравнить общее количество 124-х в 207-м ОАО с количеством выполнявшихся рейсов, то будет видно, что самолетов было гораздо больше, чем нужно было для выполнения составленного расписания. Но при этом Ту-124 практически не простаивали: в летний сезон они работали на заказных, или, как сейчас говорят, чартерных рейсах с организованными группами советских и иностранных туристов, труппами театров, спортивными командами, партийными и правительственными делегациями. Ветераны отряда вспоминали также, что в осенне-зимний сезон, когда пассажиров на «большой» самолет типа Ту-104 или Ил-18 набиралось мало, вместо него зачастую ставили маленький Ту-124, таким образом экономя топливо.

Во время одного из таких заказных рейсов рейсов в аэропорту Рима был запечателен Ту-124 СССР-45091:

Ту-124 СССР-45091 в римском аэропорту Фьюмичино, 15 апреля 1966 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.
Ту-124 СССР-45091 в римском аэропорту Фьюмичино, 15 апреля 1966 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.

А вот 45091 уже в Копенгагене:

Ту-124 СССР-45091 в аэропорту Копенгаген-Каструп, 5 августа 1967 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.
Ту-124 СССР-45091 в аэропорту Копенгаген-Каструп, 5 августа 1967 г. Автор указан на фото. Из коллекции Ю. Дорошенко.

В течение 1967 года в отряд поступают новые самолеты типа Ту-134. После допуска «сто тридцатьчетверок» в сентябре 1967 года, все рейсы, выполнявшиеся на Ту-124, были отменены и заменены в основном на Ту-134.

Последние три Ту-124 – 45090, 45092 и 45093 покинули 207-й отряд в октябре 1967 года.

Справочные данные.

Список Ту-124, в разные годы прошедших через 207-й отряд МУТА (ТУ МВЛ):

45028, 45031, 45038, 45044, 45054, 45056, 45068, 45069, 45070, 45071, 45090, 45091, 45092, 45093.

Хронология открытия рейсов 207-го отряда из Москвы (Шереметьево)

Белград 1965 – 1967

Бухарест 1964, 1966, 1967

Бухарест через Киев 1965, 1966, 1967

Варшава 1964 – 1967

Вена через Киев 1963 – 1964

Вена (туда через Киев) 1965 – 1967

Вена (обратно через Киев) 1965 – 1967

Калининград 1965

Киев 1967

Ленинград 1963 – 1967

Мурманск 1966

Одесса 1966

Симферополь 1965

Сочи 1965, 1966

София через Киев 1964 – 1965

София 66

Стокгольм 1963 – 1967

Хельсинки 1963 – 1967

Хронология открытия рейсов 207-го отряда из Ленинграда

Хельсинки 1963 – 1967

Хронология открытия рейсов 207-го отряда из Сочи

Варна через Симферополь 1965, 1966

Хронология открытия рейсов 207-го отряда из Одессы

Варна 1966

Предыдущие статьи цикла:

Ил-62 на международных линиях
Ил-86 на международных трассах
Ту-134 на международных линиях
Ту-154 на международных линиях

Спасибо за внимание