Найти в Дзене
Варвар в саду

«После охоты» (After the Hunt): не всё #MeToo масленица

Под большим впечатлением от нового фильма Луки Гуаданьино с Джулией Робертс в главной роли. Альма – харизматичная и независимая профессорка философии в Йельском университете. Её ученица, из приближённых, сообщает ей о совершённом изнасиловании. Предполагаемый виновник – другой преподаватель и лучший друг Альмы (Эндрю Гарфилд). Пока Альма колеблется, ученица, будучи дочерью влиятельных родителей, спонсоров университета, сама начинает атаку против виновника, предаёт дело огласке. Вдобавок вскрывается неблаговидная тайна из прошлого самой Альмы. Фильм озадачил и расколол критиков, вызвал большие споры. Понятно, что называть "После охоты" фильмом о #MeToo – это ничего не сказать, он сложнее и многослойнее, и не особенно в #MeToo даже дело. Не случайно действие происходит в интеллектуальной среде философов и психотерапевтов. Можно вообще сформулировать так, что фильм – о дискомфорте сложности. И очень круто сделано, что этот дискомфорт создаётся на разных уровнях – сюжета, конфликта, моти

Под большим впечатлением от нового фильма Луки Гуаданьино с Джулией Робертс в главной роли. Альма – харизматичная и независимая профессорка философии в Йельском университете. Её ученица, из приближённых, сообщает ей о совершённом изнасиловании. Предполагаемый виновник – другой преподаватель и лучший друг Альмы (Эндрю Гарфилд). Пока Альма колеблется, ученица, будучи дочерью влиятельных родителей, спонсоров университета, сама начинает атаку против виновника, предаёт дело огласке. Вдобавок вскрывается неблаговидная тайна из прошлого самой Альмы.

Фильм озадачил и расколол критиков, вызвал большие споры. Понятно, что называть "После охоты" фильмом о #MeToo – это ничего не сказать, он сложнее и многослойнее, и не особенно в #MeToo даже дело. Не случайно действие происходит в интеллектуальной среде философов и психотерапевтов. Можно вообще сформулировать так, что фильм – о дискомфорте сложности.

И очень круто сделано, что этот дискомфорт создаётся на разных уровнях – сюжета, конфликта, мотивов персонажей, текста (тут и многоголосье реплик, и отрывочность, и философские (и где-то псевдофилософские тоже) рассуждения, терминология), и на визуальном, и на звуковом уровне.

Вот звук создаёт просто физическое ощущение дискомфорта для зрителя. Причём звук тоже на нескольких уровнях работает, и за рамками игрового мира и внутри него (классная сцена, где Альма разговаривает на кухне со студенткой, а муж демонстративно убирается по дому под оглушительную классическую музыку и ходит туда-сюда, и эта музыка вторгается постоянно, мешая и героям, и зрителю).

В том конфликте, который разыгрывается и который внешне отсылает к распространённым историям сексуального насилия в ситуации неравноправия, зависимости (преподаватель и студентка), в данном конкретном случае оказывается всё неочевидно, и не так просто определить, кто жертва, а кто хищник. В каком-то смысле обе стороны в чём-то находятся в позиции жертвы, а в чём-то – в позиции хищника. И это очень неудобно для понимания. Вот и кинокритики на себе тоже испытали этот дискомфорт сложности :)

-3

Мне всё же кажется, что между героинями (Альмой и Мэгги) нет "морального паритета". Мы очевидно на стороне Альмы, мы принимаем её точку зрения, в том числе потому, что рассказ ведётся фактически от её лица, сцен без её участия очень мало. И поэтому мы верим ей, когда она говорит, что Мэгги плагиаторша, что она посредственна, даже в том, что она не любит свою партнёршу, а просто повелась на её якобы необычность (косвенно это подтверждается, когда в конце мы узнаём, что Мэгги рассталась с этой партнёршей и уже в отношениях с другой, которой спешит похвастаться перед Альмой).

Хотя сценарий связывает их друг с другом, выстраивает параллели, но и расхождения очевидны. Мэгги очень отталкивающе изображена. А вся "отрицательность" Альмы сводится к её агрессивной манере говорить справедливые, в общем, вещи. Альма выстрадала свою правду и свою точку зрения всем предыдущим опытом, а в отношении Мэгги мы далеко не можем быть в этом уверенными. Альма в постоянных сомнениях, рефлексии, и этой язве сомнений соответствует и язва уже чисто физиологическая. На её фоне Мэгги смотрится очень поверхностно, и сомнений у неё мы не видим. Даже в финальной их встрече Альма извинилась перед Мэгги, а та перед ней – нет.

Но эта моральная неравновесность их позиций не подрывает сложность, наоборот. Не случайна тема Другого в фильме, есть целая сцена, где Альма со студентами обсуждает её, как всегда, жёстко и некомфортно. И вот Мэгги для Альмы - это такой Другой, она вглядывается в неё, и самый последний (ок, предпоследний) кадр – Альма смотрит вслед удаляющейся Мэгги. Но Мэгги на неё не смотрит, в том числе не смотрит как на Другого, не пытается понять её, а через неё – себя. Она видит лишь поверхностное, как в заметке из газеты, которую украла у неё. А отношение к Альме сводится у неё к вопросу-клише "быть с ней или быть ей", и в принципе за рамки клише Мэгги нигде не выходит.

-4

Все обзоры и отдельные посты о кино собраны здесь.

Кино | Варвар в саду | Дзен

Если вам понравился текст, вы можете помочь в развитии канала, поставив лайк и подписавшись. Это, правда, ценно и мотивирует автора. Особая благодарность тем, кто найдёт возможность поддержать канал донатом, это поможет вести его регулярнее.

Можно подписаться также на телеграм-канал автора.

Комментарии приветствуются, как и доброжелательный тон общения.

Что ещё интересного в этом блоге: