Сегодня многие проблемы российского автогиганта проистекают из его неверных оценок автомобильного рынка, так и поведения отечественного автолюбителя. Не оставляет сомнение то, что прогнозы и планы, которые озвучены президентом АвтоВАЗа Максимом Соколовым в интервью федеральному изданию «Ведомости», выверены руководством отечественного автопроизводителя. Наш канал углубился в этот вопрос.
Сегодня мало кто помнит, но недавно уже состоялся прецедент неоправдавшегося прогноза. Напомним, осенью 2022 года в своем концептуальном интервью ведущему автомобильному изданию страны «За рулем» Максим Соколов озвучивал видение рынка и положение АвтоВАЗа на ближайший период. Сразу отметим, что это были завышенные ожидания российского авторынка и поведения отечественного автолюбителя. Для такого прогноза, казалось, были основания, поскольку сложились благоприятные внешние условия. Прежде всего, из России ушли глобальные игроки. Рынок физически освободился от конкурентов Lada. И, как показалось руководству АвтоВАЗа, ничто не мешало занять освободившуюся нишу.
Максим Соколов тогда прогнозировал, цитируем по изданию «За рулем»:
«Веста должна сыграть очень важную роль: мы планируем выпускать до 14 тысяч машин в месяц. А общий производственный план на 2023 год по всем моделям – 500 тысяч автомобилей. Мы уже достигли 40% доли российского рынка, в следующем году потенциально можем выйти на 50%».
Как все помнят, для этой цели были задействованы все рычаги, в том числе и государственной поддержки. Но, на 50-процентную долю рынка АвтоВАЗ так и не вышел. Впрочем, в 2024 году был превышен 500-тысячный рубеж производства (525,5 тыс. произведенных Lada). Но это одна сторона медали, а вот другая сторона, связанная с репутационными потерями. Как известно, Lada Vesta на обозначенные рубежи не вышла, а сегодня находится на третьем месте российского рынка, значительно уступая Lada Granta и Haval Jolion.
Каким же отечественный автопроизводитель видит перспективы российского авторынка сегодня?
Как рассказал Максим Соколов 10 декабря текущего года в интервью «Ведомостям», после 2030 года российский автомобильный рынок увеличится до 2–2,2 млн автомобилей в год. Соответственно, отечественный автопроизводитель при таком объеме рынка рассчитывает на загрузку производства в 600 – 650 тыс. автомобилей. Иными словами, российский автопроизводитель прогнозирует, что его доля на домашнем рынке составит около 30%.
А вот на следующий 2026 год, как рассказал вице-президент АвтоВАЗа Дмитрий Костромин на итоговом клубе «Автобосс», прогноз автопроизводителя 1,5 млн автомобилей, а доля АвтоВАЗа на нем 25%. Об этом в нашем материале по ссылке.
То есть за пятилетку АвтоВАЗ надеется на рост отечественного автомобильного рынка и преодоление им планки в 2 млн авто в год и, соответственно, роста своей доли на нем еще примерно на 5%.
Напомним, что двухмиллионная планка была взята российским рынком в так называемые «тучные годы» - вторая половина 00-ых годов и первой половины 10-ых. Тогда мировые нефтяные цены были в районе $80-100 и более. Корреляционная связь между объемом российского рынка новых автомобилей и уровнем цен на нефть была определяющей. Поэтому такой прогноз автомобильного рынка на период 2030-ых может быть реальным при двух условиях – снятии санкции и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, в том числе мирового рынка нефти.
Но даже, если это условие с нефтяными ценами станет реальностью, то в расчет надо брать и вторую составляющую – снятие санкций. В общем, в данном прогнозе, озвученном АвтоВАЗом, очень высокая степень неопределенности внешних экономических и политических условий.
А вот еще один аспект вероятной осуществимости прогноза. Он касается репутации марки Lada. Максим Соколов отметил, что АвтоВАЗ «несет крест» предвзятого отношения к бренду. С этим крестом компания вошла в новейший период истории, которая началась недавно (имеется ввиду период после 2022 г).
«АвтоВАЗ ставит жестокий заслон для тех, кто пытается необоснованно пошатнуть репутацию компании», - заявил топ-менеджер.
Напомним, что в недавнем историческом прошлом, над повышением репутации автомобилей Lada неустанно работал один из бывших руководителей предприятия швед Бу Инге Андерссон. И ему удалось многое сделать на данном направлении – в конце концов Lada Vesta стала лидером на высококонкурентном рынке.
По всей видимости, нынешнему руководству российского автопроизводителя стоит воспользоваться опытом предшественников. Это, в частности, касается работы с поставщиками автокомпонентов на конвейер. Тогда и прогнозные планы с высокой степенью могут быть воплощены.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz