Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Почему Lada Vesta теряет популярность и уступает конкурентам

Вот уже три месяца подряд флагман модельной линейки российского АвтоВАЗа сдает свои позиции. Все это время он уступает китайскому кроссоверу Haval Jolion, оказываясь на третьем месте в рейтинге самых популярных новых автомобилей России. Три месяца - это уже не случайность, а тендеция. На первом месте российского рынка новых автомобилей бессменный лидер Lada Granta. Причина такой популярности ясна "как солнечный день". Это цена, которая определяет доступность автомобиля для широких трудящихся масс населения. Впрочем, нам хорошо известны прецеденты, когда Lada Granta уступила «желтую майку лидера» в 2016 и 2017 гг. поочередно двум корейским бестселлерам - Hyundai Solaris и KIA Rio. А в 2018 году и 2021-м автовазовскому флагману Lada Vesta. Но после кризиса 2022 года никто не смог свергнуть с пьедестала Lada Granta. Такова новейшая история отечественного авторынка. И в течение ближайших нескольких лет, пока семейство «гранты» будет стоять на конвейере автозавода в Тольятти, вряд ли кто с

Вот уже три месяца подряд флагман модельной линейки российского АвтоВАЗа сдает свои позиции. Все это время он уступает китайскому кроссоверу Haval Jolion, оказываясь на третьем месте в рейтинге самых популярных новых автомобилей России. Три месяца - это уже не случайность, а тендеция.

На первом месте российского рынка новых автомобилей бессменный лидер Lada Granta. Причина такой популярности ясна "как солнечный день". Это цена, которая определяет доступность автомобиля для широких трудящихся масс населения.

Lada Granta бессменный лидер российского авторынка. Фото из открытых источников
Lada Granta бессменный лидер российского авторынка. Фото из открытых источников

Впрочем, нам хорошо известны прецеденты, когда Lada Granta уступила «желтую майку лидера» в 2016 и 2017 гг. поочередно двум корейским бестселлерам - Hyundai Solaris и KIA Rio. А в 2018 году и 2021-м автовазовскому флагману Lada Vesta. Но после кризиса 2022 года никто не смог свергнуть с пьедестала Lada Granta. Такова новейшая история отечественного авторынка. И в течение ближайших нескольких лет, пока семейство «гранты» будет стоять на конвейере автозавода в Тольятти, вряд ли кто сможет это сделать (см.табл.№2 внизу страницы).

Флагман АвтоВАЗа - Lada Vesta. Фото из открытых источников
Флагман АвтоВАЗа - Lada Vesta. Фото из открытых источников

Но вернемся к сегодняшнему состоянию рынка. А он внушает некую тревогу для рыночных позиций Lada Vesta. Еще по итогам прошлого года никто не угрожал флагманской «весте». Прошлый год она закончила с вполне хорошими объемами продаж. Было реализовано 123 тысячи «вест». А от ближайшего преследователя Haval Jolion (83,8 тыс.) ее отделял весьма большой разрыв.

А теперь проследим динамику текущего года. Для чего бросим беглый взгляд на таблицу №1. Начало года и первый квартал не предвещал для позиций Lada Vesta ничего угрожающего – практически двукратный разрыв в продажах с Jolion. Но начиная с апреля и по июль этот разрыв между двумя автомобилями начал резко сокращаться.

Haval Jolion - бестселлер китайской марки в РФ. Фото из открытых источников
Haval Jolion - бестселлер китайской марки в РФ. Фото из открытых источников

И вот в августе 2025-го, впервые в истории автомобильного рынка страны, китайский кроссовер вырвался на вторую строчку рейтинга популярности. И самое интересное состоит в том, что уже три месяца он не уступает это место. Добавим, что в прошедшем октябре разрыв между двумя автомобилями даже существенно увеличился. (см.табл.).

Табл. 1 Продажи автомобилей Lada Vesta и Haval Jolion в 2025 году на российском рынке (шт.)

Составлено по данным АА Автостат. Сайт autostat.ru
Составлено по данным АА Автостат. Сайт autostat.ru

Впрочем, по итогам 2025 года Lada Vesta все равно будет немного опережать Haval Jolion. По нашему прогнозу соотношение составит около 84 тыс. «вест» и порядка 80 тыс. «джолионов».

Вся эта нижеприведенная статистика является результатом более глубинных процессов как рыночных, так и производственных. Первый и самый важный, это сокращение ценового разрыва между двумя этими автомобилями. Это долговременный рыночный фактор, который будет оказывать существенное влияние на сложившуюся расстановку на рынке.

Lada Vesta SW в автосалоне официального дилера. Фото из открытых источников
Lada Vesta SW в автосалоне официального дилера. Фото из открытых источников

Сегодня производство семейства Lada Vesta практически полностью восстановлено после остановки, которая пришлась на 2022-й и отчасти 2023 годы. В следующем году появится Vesta «ПФА». Однако какого-то взрывного роста продаж отечественного флагмана не прогнозируем. Ценник не будет снижаться.

Вдобавок, на «весте» могут появиться модернизированные моторы объемом 1,6 л и 1,8 л (120 л.с. и 132 л.с. соответственно). Но вряд ли эти агрегаты вызовут взрывной спрос на отечественный автомобиль. На наш взгляд, надо работать над повышением репутации модели, которая упала, из-за ряда прецедентов, которые негативно отразились на имидже отечественного флагмана.

Lada Vesta SW Cross. Фото из открытых источников
Lada Vesta SW Cross. Фото из открытых источников

И самый важный вывод. Мы находимся в рамках долгосрочной тенденции, а это означает, что в следующем 2026 году разрыв в объемах продаж между отечественным автомобилей и китайским кроссовером сохранится, и Lada Vesta не поднимется с третьей позиции. А долгосрочный прогноз на 2027 год и дальше, давать не будем. На нашем рынке долгосрочные прогнозы редко оказываются правильными.

Табл.2 ТОП-10 российского рынка новых автомобилей в октябре 2025 г.

Составлено по данным АА Автостат. Сайт autostat.ru
Составлено по данным АА Автостат. Сайт autostat.ru

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz