Найти в Дзене

Когда терапия не работает

Тема сегодня неудобная, но важная. Про как терапия круто работает вы и без меня знаете. Но что делать, когда кажется, что она не работает? Когда вы ходите на сессии, платите деньги, а внутри остаётся ощущение, что всё по-прежнему не найс? Для начала – сухая статистика. Исследования намекают, что примерно 20% терапии… просто не работает. Никак. И заранее предсказать это нельзя. Это как купить билет в кино на фильм, который огрёб кучу наград, а вам он кажется скучным. Научная обоснованность подхода здесь – не главный гарант. Кому-то идеально заходит четкая, структурированная КПТ с домашками, а кому-то внезапно начинает резонировать неспешный и загадочный психоанализ, где вы три месяца говорите о своей ненависти к чашкам с отколотой ручкой. И это нормально. Есть еще один нюанс. Около 30% успеха зависит не от терапевта и его диплома, а от клиента. Да, вот так. От его веры в сам процесс, готовности меняться, способности выдерживать неприятные открытия о себе и находиться в этих эмоциях, в

Тема сегодня неудобная, но важная. Про как терапия круто работает вы и без меня знаете. Но что делать, когда кажется, что она не работает? Когда вы ходите на сессии, платите деньги, а внутри остаётся ощущение, что всё по-прежнему не найс?

Для начала – сухая статистика. Исследования намекают, что примерно 20% терапии… просто не работает. Никак. И заранее предсказать это нельзя. Это как купить билет в кино на фильм, который огрёб кучу наград, а вам он кажется скучным. Научная обоснованность подхода здесь – не главный гарант. Кому-то идеально заходит четкая, структурированная КПТ с домашками, а кому-то внезапно начинает резонировать неспешный и загадочный психоанализ, где вы три месяца говорите о своей ненависти к чашкам с отколотой ручкой. И это нормально.

Есть еще один нюанс. Около 30% успеха зависит не от терапевта и его диплома, а от клиента. Да, вот так. От его веры в сам процесс, готовности меняться, способности выдерживать неприятные открытия о себе и находиться в этих эмоциях, вместо того чтобы бежать. Если вы приходите с мыслью «ну-ка, за 5 сессий сделайте мне счастливого человека», это примерно как попросить хирурга сделать операцию, пока вы подбиваете годовой отчёт. Терапия – это совместная работа, а не магический сеанс.

Иногда кажется, что терапия не работает, а на деле она ПОКА не сработала. Одному человеку, чтобы перестать обижаться, хватит одной сессии. Другому на решение, казалось бы, аналогичной проблемы могут понадобиться годы. Я, например, свою финансовую тревогу ношу по психологам, как старый, неудобный, но родной тапочек. Прогресс очевиден – я уже не падаю в обморок при мысли о том, чтобы купить в магазине всего ОДИН кусок мыла, но полностью «излечить» это? Возможно, нет. И это тоже результат. Терапия не всегда про финальную победу; иногда она про то, чтобы научиться жить с тапочком так, чтобы он не натирал.

А теперь о грустном. Иногда терапия действительно не работает. Почему?

1. Не сошлись. Химии между вами и терапевтом нет. Вы говорите на разных языках. Он кажется вам отстраненным роботом, вы ему – слишком экзальтированным клиентом. Это как свидание, на котором скучно обоим, но вы по какой-то причине решили заключать брак.

2. Нереалистичные ожидания. Если вы ждете, что после десяти сессий ваша жена перестанет вас пилить, начальник начнет платить в три раза больше, а депрессия испарится, как утренний туман – вас ждет разочарование. Терапия меняет вас, а не окружающих. И меняет не за неделю.

3. Саботаж. Бессознательный, конечно. Бывает страшно стать другим, ведь тогда рухнет вся знакомая, хоть и несчастливая, картина мира. Удобнее считать, что «терапия не работает», чем признать, что вы упорно сопротивляетесь каждой новой мысли.

4. Просто не ваш метод. Как уже было сказано – предугадать нельзя. Если вы год ходите на гештальт и только злитесь на стул, может, стоит попробовать что-то другое?

Что делать, если кажется, что не работает?

Во-первых, говорить об этом своему терапевту. Прямо и честно. «Мне кажется, мы топчемся на месте». Это самый терапевтичный поступок, который вы можете совершить.

Во-вторых, оценить сроки. Вы ждете чуда за месяц, а работаете с травмой двадцатилетней давности? Дайте время.

В-третьих, спросить себя: а что я делаю для изменений между сессиями? Терапия длится 60 минут в неделю. Остальные 167 часов – ваша жизнь без психолога.

В-четвертых, иметь смелость уйти. Если после честного разговора и совместных попыток что-то изменить прошло еще несколько месяцев, а прогресса нет – возможно, это тот самый случай из 20%. И это не катастрофа, а информация к размышлению. Иногда лучшее, что можно сделать с терапией, – это прекратить тратить на нее деньги и потратить их на что-нибудь приятное, например, на обучение сомелье. Не за что. С вас пять тыщ.

В общем. Терапия – не всемогущая таблетка. Это инструмент. Его эффективность зависит от руки, которая им пользуется, и от материала, с которым работают. И да, иногда нужно просто попробовать другой инструмент. Или другого мастера. Главное – не делать из этого трагедию, а считать частью пути к себе.