Найти в Дзене

В Помпеях нашли городские башни: цифровая реконструкция раскрыла утраченные этажи роскошных домов.

Прошло почти две тысячи лет после разрушительного извержения вулкана, которое уничтожило и погребло под собой процветающий римский город. Сегодня исследователи обращаются к новой методике цифровой археологии, чтобы раскрыть тайны «потерянных Помпей». В 79 году нашей эры извержение Везувия накрыло Помпеи толстым слоем раскалённой породы, пепла и обломков. Часть жителей бежала, другие погибли, оказавшись в ловушке под вулканическим материалом. Эти застывшие во времени призрачные руины археологи изучают с 1748 года. В ходе раскопок были обнаружены здания и артефакты, скрытые под пеплом, красочные остатки декоративных фресок и жуткие останки горожан. Однако не все архитектурные сооружения сохранились в Помпеях, что оставляет у исследователей множество вопросов о повседневной жизни в этом древнем городе на юге Италии. Сегодня сложное сочетание технологий дистанционного зондирования, детальной фотосъёмки и традиционных археологических методов помогает исследователям находить некогда ск

Прошло почти две тысячи лет после разрушительного извержения вулкана, которое уничтожило и погребло под собой процветающий римский город. Сегодня исследователи обращаются к новой методике цифровой археологии, чтобы раскрыть тайны «потерянных Помпей».

В 79 году нашей эры извержение Везувия накрыло Помпеи толстым слоем раскалённой породы, пепла и обломков. Часть жителей бежала, другие погибли, оказавшись в ловушке под вулканическим материалом. Эти застывшие во времени призрачные руины археологи изучают с 1748 года.

В ходе раскопок были обнаружены здания и артефакты, скрытые под пеплом, красочные остатки декоративных фресок и жуткие останки горожан.

-2

Однако не все архитектурные сооружения сохранились в Помпеях, что оставляет у исследователей множество вопросов о повседневной жизни в этом древнем городе на юге Италии.

Сегодня сложное сочетание технологий дистанционного зондирования, детальной фотосъёмки и традиционных археологических методов помогает исследователям находить некогда скрытые подсказки. Это позволяет раскрывать утраченные со временем аспекты Помпей — такие как башни, символы богатства и власти, которые, возможно, когда-то формировали городской пейзаж.

-3

«Восстанавливая утраченную архитектуру, мы получаем более тонкое и исторически достоверное представление о древнем городе и жизни в нём», — сказала соавтор исследования доктор Сюзанна Мут, профессор Института археологии Берлинского университета имени Гумбольдта.

Находки и цифровые реконструкции, созданные в рамках проекта Pompeii Reset и недавно опубликованные в электронном журнале раскопок Помпей, могут даже изменить наше представление о городском ландшафте древнего города.

-4

Во время поездки в Помпеи со студентами в 2022 году Мут вдохновили усилия Археологического парка Помпеи по сохранению города. Осознавая сложности изучения хрупких руин в условиях переменчивой погоды и изменения климата, она предложила идею сохранения культурного наследия Помпей с помощью неинвазивной цифровой реконструкции, одновременно получая новые знания о древнем городе.

Археологический парк Помпеи проявил интерес и объединил усилия с Университетом Гумбольдта, где есть археологический факультет с сильным акцентом на цифровые технологии. Там уже велись такие проекты, как цифровая реконструкция древнеримского форума.

-5

В рамках текущей работы проектная группа использует методы вроде лидарного сканирования и фотограмметрии, чтобы задокументировать то, что осталось от зданий Помпей, и создать их трёхмерные модели. Затем исследователи используют данные сканирования — например, отверстия в стенах, свидетельствующие об утраченных элементах, — чтобы создать цифровые реконструкции того, как эти сооружения могли выглядеть до извержения.

Другие недавние исследования населения и архитектуры Помпей также показали, что жители вернулись в руины спустя несколько десятилетий после катастрофы 79 года.

-6

«Обломки вулкана и пепел, покрывавшие Помпеи после извержения, достигли высоты примерно пяти метров, или 16 футов, — сообщил по электронной почте один из ведущих авторов исследования Габриэль Цухтригель, директор археологического парка. — Верхние этажи всё ещё можно было увидеть, выступающими из пепла, в своего рода серой пустыне».

Бывшие первые этажи превратились в подвалы, где жители строили печи, мельницы и очаги, обнаруженные в начале этого года. Однако, по словам Цухтригеля, поздние обитатели Помпей в конечном итоге покинули это место после ещё одного разрушительного извержения в пятом веке.

-7

Когда в середине 1700-х годов начались раскопки, всё, что находилось под слоем пепла, ещё сохранилось, но верхние этажи к тому времени уже разрушились и исчезли.

Мут отметила, что к отсутствующим верхним этажам долгое время не проявляли особого интереса, поскольку считалось, что они служили простыми жилыми помещениями для рабов и бедных жителей Помпей. «На протяжении многих веков раскопки в Помпеях были в большей степени сосредоточены на поиске ценных статуй и настенных росписей», — добавила она.

Но возобновление интереса было вызвано желанием понять повседневную жизнь простых граждан. В процессе выяснилось, что более состоятельные жители Помпей также использовали комнаты на верхних этажах, поскольку там были найдены следы дорогой мебели.

Сосредоточив поиски на верхних этажах, исследователи обратили внимание на недавно обнаруженное жилое здание: Casa del Tiaso, или Дом Тиасосов.

В одной из комнат на первом этаже стояла монументальная каменная лестница, ведущая на второй этаж. Вмятины на стенах у верхней части лестницы указывали на возможное наличие второй, деревянной лестницы на отсутствующем верхнем этаже, которая вела ещё выше, на третий.

«Когда мы начали восстанавливать это помещение, воссоздавая его утраченную архитектуру, нам стало ясно, что это могла быть только башня», — сказала Мут.

Дом Тиасо был одним из самых роскошных домов Помпей и, вероятно, принадлежал влиятельной семье, отметил Цухтригель.

Как сказала Мут, в нём располагались большие, богато украшенные банкетные залы. Один выходил во внутренний дворик с садом, другой — в частный термальный банный комплекс.

В те времена большие загородные виллы за пределами городских стен часто включали башни, которые использовались для проведения банкетов и любования видами. Римский писатель Плиний Младший описывал подобную башню в своей загородной вилле, откуда он мог наблюдать восход и закат. Легенда гласит, что император Нерон наблюдал за великим пожаром Рима из башни в садах Мецената. Древние тексты второго века до нашей эры и картины первого века до нашей эры — первого века нашей эры также изображают башни, пристроенные к роскошным виллам.

Однако археологи не искали свидетельств существования башен в римских городах, таких как Помпеи, по веской причине: городские дома часто строились как разветвлённые одно- или двухэтажные сооружения, а не как плотно сгруппированные многоэтажные жилища, пояснила Мут.

«Уникальные находки в Доме Тиасосов позволяют нам предположить, что подобные башни существовали и в городах как элемент богатой жилой архитектуры, стремившейся подражать великолепной загородной архитектуре. С их помощью домовладелец мог издалека демонстрировать свой социальный статус», — сказала Мут.

Владелец Casa del Tiaso, возможно, устраивал банкеты для гостей на верхнем этаже башни, откуда открывался вид на город и Неаполитанский залив.

Возможно, башня также использовалась для наблюдения за звёздами. Астрология была популярна в римском обществе, хотя несколько императоров пытались её запретить, отметил Цухтригель.

Религиозные предписания могут объяснить, почему башни не были распространены в городе, заявил доктор Марчелло Могетта, заведующий кафедрой классической филологии, археологии и религии в Университете Миссури. Могетта не участвовал в новом исследовании.

В Древнем Риме храмам и святилищам требовались хорошие линии обзора для проведения ритуалов, таких как гадание по полёту птиц. Строительство более высоких частных зданий часто ограничивалось, что приводило к тому, что городские особняки расширялись вниз, создавая утопленные полы и подвалы, сказал Могетта.

Хотя в Помпеях есть явные свидетельства наличия квартир на верхних этажах, высотное сооружение в таком престижном месте, как дом Тиасосов, является беспрецедентным, но не невероятным явлением.

Могетта добавил, что башни также свидетельствуют о творческих инновациях, к которым прибегали жители Помпей, стремясь подчеркнуть свой престиж.

«Башенкообразные сооружения действительно встречаются на помпейских настенных росписях, изображающих городские пейзажи, хотя традиционно их считали художественной фантазией, — сказал Могетта. — Предложенная реконструкция ставит под сомнение это предположение. Если она точна, это означает, что эти нарисованные сцены могли отражать реальный городской пейзаж точнее, чем мы думали».

Цифровая реконструкция зданий Помпей — это работа, подобная работе детектива, сказала Мут. Все доказательства тщательно собираются, и ни одна деталь не остаётся незадокументированной.

Сейчас исследователи используют дроны для сканирования целых зданий, лазерные технологии для измерения поверхностей и фотосъёмку с близкого расстояния для определения текстурных деталей. Наложение изображений помогает создавать трёхмерные модели в процессе фотограмметрии.

На основе сканов и фотографий создаётся цифровая копия здания. Исследователи используют её для реконструкции утраченной архитектуры, виртуально вставляя деревянные балки в отверстия в стене и следуя заданным схемам, чтобы определить, где когда-то находились верхние этажи или лестницы.

Древние дома редко сохраняются на протяжении веков, особенно тысячелетий. Если что-то и остаётся, то лишь фрагменты вроде прочных фундаментов. Но некоторые места, такие как Помпеи, являются исключением и могут быть использованы для реконструкции древних городских пейзажей и демонстрации того, как города развивались со временем. Например, исследователи знают, что средневековая Италия была полна башен, потому что некоторые из них сохранились до наших дней.

На археологическом участке Чатал-Хююк обнаружены свидетельства существования сети домов, построенных так близко друг к другу, что неолитическим людям, жившим там в период с 7400 по 5200 год до нашей эры, приходилось попадать внутрь через крыши. Со временем поверх первоначальных домов возводились новые.

«Мы знаем, что города и поселения в прошлом часто имели более высокие постройки, чем те, которые мы видим сейчас, начиная с неолитического Чатал-Хююка и заканчивая городами средневековой Италии. Римский мир не является исключением, — сказал Даниэль Диффендале, научный сотрудник Высшей нормальной школы в Пизе, не участвовавший в исследовании. — Если поискать, можно найти свидетельства существования более высоких зданий».

Цель Мута — в конечном итоге создать полную цифровую реконструкцию Дома Тиасосов, которая будет включать в себя каждую комнату. Но у этого масштабного проекта нет чёткого конечного срока; команда хочет посмотреть, сколько зданий удастся виртуально реконструировать, чтобы сохранить наследие Помпей.

Цифровые инструменты стали основополагающим способом мониторинга состояния сохранности Помпей и определения мест, требующих вмешательства. По словам Цухтригеля, они также позволяют создавать модели тех частей города, которые вообще не сохранились.

«Цифровая археология — это гораздо больше, чем просто создание фантастических реконструкций древних зданий, — сказал он. — Это способ осмысления этих сооружений, того, как они действительно функционировали и использовались».

С 1748 года в затерянном городе было раскопано более 13 000 помещений, и треть древних Помпей до сих пор остаётся погребённой под вулканическим пеплом.

Результаты недавних раскопок могут помочь исследователям лучше понять дома, впервые изученные десятилетия или даже столетия назад. Но, как говорит Цухтригель, цель состоит не в том, чтобы раскопать всю Помпею. Археологический парк хочет оставить что-то для будущих поколений исследователей.