Найти в Дзене

Меню для Аида: что фрески помпейского лупанара рассказывают о жизни до катастрофы

Стены знаменитого Лупанара Гранде в Помпеях — это не просто древний бордель. Это каменная книга, чьи иллюстрации пережили извержение Везувия, расхитителей и моралистов XIX века. Над грубыми каменными ложами, где когда-то принимали клиентов, сохранились фрески, откровенность которых и сегодня заставляет задуматься. Эти изображения — последнее, что видели посетители перед тем, как погрузиться в утехи. Их смысл до сих пор остаётся предметом споров. Было ли это примитивным «меню услуг», где каждая поза обозначала определённую плату? Или же создатели стремились к атмосфере — своеобразному «дизайнерскому решению», которое погружало клиента в нужный настрой сразу при входе? Интересно, что качество фресок разнится. Одни демонстрируют утончённое мастерство и сложные сцены, другие — простодушны и почти карикатурны. Это говорит не только о разном бюджете, но и, возможно, о разных аудиториях: для изысканных гостей — искусство, для простых горожан или моряков с порта — ясные и понятные карти

Стены знаменитого Лупанара Гранде в Помпеях — это не просто древний бордель. Это каменная книга, чьи иллюстрации пережили извержение Везувия, расхитителей и моралистов XIX века. Над грубыми каменными ложами, где когда-то принимали клиентов, сохранились фрески, откровенность которых и сегодня заставляет задуматься.

-2

Эти изображения — последнее, что видели посетители перед тем, как погрузиться в утехи. Их смысл до сих пор остаётся предметом споров. Было ли это примитивным «меню услуг», где каждая поза обозначала определённую плату? Или же создатели стремились к атмосфере — своеобразному «дизайнерскому решению», которое погружало клиента в нужный настрой сразу при входе?

-3

Интересно, что качество фресок разнится. Одни демонстрируют утончённое мастерство и сложные сцены, другие — простодушны и почти карикатурны. Это говорит не только о разном бюджете, но и, возможно, о разных аудиториях: для изысканных гостей — искусство, для простых горожан или моряков с порта — ясные и понятные картинки.

-4

Лупанар Гранде был не единственным, но самым крупным заведением такого рода в городе. Большинство других борделей Помпей были куда скромнее — одна комната, возможно, с одной фреской. Десять же комнат «Великого лупанара» с его фресками делали его настоящим «храмом чувственности», ориентированным на массового клиента.

-5

Цены на услуги, впрочем, были доступными, о чём свидетельствуют граффити в другом конце города, в Базилике. Тарифы варьировались, что указывает на разнообразие услуг и демократичность заведения. Получается, что Лупанар Гранде был местом, где и бедный ремесленник, и зажиточный купец могли найти утешение за приемлемую плату, а фрески над ложем служили для всех универсальным языком желания.

Так же туда ходили птицифилы
Так же туда ходили птицифилы

Эти изображения — уникальный срез жизни. Они не о политике или войне, а о базовых, повседневных человеческих потребностях. Они сохранились не благодаря чьему-то благородному замыслу, а по чудовищной иронии судьбы: пепел Везувия, погубивший город, на века законсервировал то, что обычно стирается временем — бытовую, неприкрытую правду о частной жизни давно исчезнувших людей. В этом и есть главная ценность помпейского лупанара: он сохранил не разврат, а человеческую обыденность, застывшую в момент между желанием и катастрофой.

Занимательная археология, лучший канал про историю человечества простым языком. Поддержите нас подпиской.