Когда более ста лет назад в Скандинавии обнаружили древний корабль, археологи начали медленно складывать фрагменты его истории. Судно, построенное из досок, было буквально набито оружием — мечами, копьями, щитами — что рассказывало о воинах, попытавшихся напасть на датский остров Альс и в конечном итоге разгромленных. Защитники острова затопили корабль в болоте, где он и пролежал, пока его не нашли и не раскопали спустя более двух тысячелетий. Но многие вопросы оставались без ответа: откуда именно и когда пришли захватчики? Теперь новое исследование может приблизить учёных на шаг к разгадке таинственного происхождения знаменитого судна, известного как лодка Хьортспринг. Результаты работы, опубликованные в среду в журнале PLOS One, включают данные радиоуглеродного датирования и анализ строительных материалов, которые позволяют предположить, что лодка совершила гораздо более дальнее плавание, чем считалось ранее. "Наша работа дала важную новую подсказку для разгадки тайны происхождения нападавших, использовавших эту лодку", — сказал ведущий автор исследования Микаэль Фовель, доцент и научный сотрудник кафедры археологии и древней истории Лундского университета в Швеции. Он пояснил, что в бронзовом веке скандинавам приходилось ходить по морю, чтобы торговать медью и оловом, необходимыми для производства бронзы, которых не было в самом регионе. Таким образом, лодка из Хьортспринга представляет собой конечный результат одной из ранних морских культур Скандинавии. Изучение этой лодки даёт критически важную информацию не только о мореплавании раннего железного века, но и о предшествующем ему бронзовом веке. Исследователи также обнаружили кое-что неожиданное: фрагмент человеческого отпечатка пальца на кусочках смолы с лодки, который, возможно, оставил один из древних мореходов.
По словам Фовеля, такая находка — большая редкость, и она позволяет напрямую связать нас с человеком, который пользовался этой лодкой. До своего затопления лодка Хьортспринг имела длину почти 20 метров и могла вместить до 24 человек. Судно, которое сейчас выставлено в Национальном музее Дании в Копенгагене, состоит из днища, сшитого с двумя боковыми досками, и имеет изогнутые выступы на каждом конце. Считается, что это старейшая сохранившаяся лодка, построенная из досок, в Северной Европе, и она служит свидетельством продвинутых технологий кораблестроения раннего железного века в Скандинавии, как отметил соавтор исследования Флемминг Кауль, старший научный сотрудник и куратор доисторических коллекций Национального музея Дании. Вскоре после раскопок лодки в начале 1920-х годов были проведены масштабные исследования, чтобы определить происхождение захватчиков. Но только в 2024 году, когда авторы нового исследования проанализировали ранее не изучавшиеся материалы для конопатки — герметик, обеспечивавший водонепроницаемость лодки, — а также верёвки, найденные вместе с ней, была обнаружена первая за более чем столетие важная зацепка. Ранее предполагалось, что герметик был сделан из местных материалов, например, льняного масла или животного жира. Однако исследователи выяснили, что на самом деле это была смесь животного жира и сосновой смолы. В тот период в Дании было мало сосновых лесов, что позволяет предположить, что лодка могла быть построена в другом регионе, например, в прибрежных районах Балтийского моря, богатых соснами. Если воины пришли оттуда, это означает, что они преодолели значительное расстояние, и может указывать на то, что нападение было хорошо организовано и спланировано. Эта новая подсказка показывает, что скандинавская морская традиция набегов и торговли, наиболее известная по эпохе викингов, имеет гораздо более глубокие корни, уходящие на тысячи лет назад, в ранний железный и бронзовый века. Это также демонстрирует, что древняя Скандинавия была тесно взаимосвязанным регионом, где политические конфликты и союзы выходили за локальные границы, а люди поддерживали контакты на больших расстояниях. Оле Кастхольм, специалист по древнескандинавскому мореплаванию из Музея кораблей викингов в Роскильде, Дания, назвал неожиданное использование сосновой смолы для конопатки захватывающим открытием. Он согласен с предположением авторов, что лодка из Хьортспринга могла быть привезена из региона Балтийского моря. Он отметил, что мы часто недооцениваем людей прошлого, а они на самом деле плавали на небольших открытых судах по Северному и Балтийскому морям.
Исследование также показывает, насколько важно бережно хранить старые артефакты в музейных коллекциях. Когда в 1921 году нашли лодку Хьортспринг, никто не мог предположить, что через 100 лет появятся высокоспециализированные методы, позволяющие извлекать знания даже из самых крошечных фрагментов. Когда авторы исследования извлекли фрагменты конопатки из архивов, они также обнаружили несколько целых верёвок — неожиданную находку, которая позволила провести радиоуглеродное датирование. Современные методы датирования не существовали во время первоначальных раскопок, а позже их нельзя было применить к деревянным деталям самой лодки из-за химикатов, использованных для её консервации в музее. Однако датировка по верёвкам подтвердила, что судно относится к IV или III веку до нашей эры, что согласуется с предыдущими оценками. А затем был найден отпечаток пальца, который стал настоящей вишенкой на торте. По словам Фовеля, отпечатки пальцев для этого периода и региона — огромная редкость. Несколько других подобных отпечатков находили в смоле, но все они относились к другим эпохам и контекстам. Найти отпечаток на такой уникальной лодке — исключительное событие. Хотя новые улики проливают свет на историю этих воинов, авторы надеются, что дальнейшие исследования окончательно раскроют тайну происхождения корабля. В поисках ответов они изучают рентгеновские снимки древесины, которые могут показать годичные кольца деревьев. Команда также надеется извлечь древнюю ДНК из смолы, что потенциально может помочь определить происхождение самих нападавших. Лодка Хьортспринг и весь комплекс находок с ней свидетельствуют о конфликтах и военных стратегиях в раннем железном веке Северной Европы. Важно продолжать такие исследования, чтобы понять, насколько важна морская история для Южной Скандинавии, где моря и фьорды всегда соединяли земли. А в случае с Хьортспрингом можно сказать, что морская история — это ещё и военно-морская история. Контроль над Балтийским морем и торговыми путями был столь же важен в раннем железном веке, как и сегодня.