Найти в Дзене
Техносфера ВПК

От сверхзвука к серверам: как двигатель для самолёта будущего будет питать искусственный интеллект

Компания Boom Supersonic, известная своей работой над сверхзвуковым пассажирским самолётом Overture, совершила неожиданный манёвр. Они адаптировали свою новейшую авиационную технологию для решения проблемы, далёкой от авиации, — энергетического кризиса в сфере искусственного интеллекта. Парадокс в том, что и сверхзвуковые самолёты, и центры обработки данных (ЦОД) для ИИ сталкиваются с одной общей проблемой: им нужны огромные деньги и гигантские объёмы энергии. Boom, понимая, что привлечь достаточно инвестиций только на авиацию сложно, нашла гениальный ход. Они взяли сердце своего будущего самолёта — перспективный двигатель Symphony, предназначенный для полётов быстрее звука, — и переделали его в мощную наземную электростанцию под названием Superpower. В чём суть технологии? Упрощённо: если двигатель Symphony в самолёте создаёт реактивную тягу, разгоняя воздух, то в версии Superpower эта энергия направляется не на движение, а на вращение турбины, вырабатывающей электричество. 80%
Оглавление

Компания Boom Supersonic, известная своей работой над сверхзвуковым пассажирским самолётом Overture, совершила неожиданный манёвр. Они адаптировали свою новейшую авиационную технологию для решения проблемы, далёкой от авиации, — энергетического кризиса в сфере искусственного интеллекта.

Парадокс в том, что и сверхзвуковые самолёты, и центры обработки данных (ЦОД) для ИИ сталкиваются с одной общей проблемой: им нужны огромные деньги и гигантские объёмы энергии. Boom, понимая, что привлечь достаточно инвестиций только на авиацию сложно, нашла гениальный ход. Они взяли сердце своего будущего самолёта — перспективный двигатель Symphony, предназначенный для полётов быстрее звука, — и переделали его в мощную наземную электростанцию под названием Superpower.

-2

В чём суть технологии?

Упрощённо: если двигатель Symphony в самолёте создаёт реактивную тягу, разгоняя воздух, то в версии Superpower эта энергия направляется не на движение, а на вращение турбины, вырабатывающей электричество. 80% компонентов у двух устройств общие. Ключевая «фишка» — такой турбогенератор невероятно компактен (размером с морской контейнер), но способен выдавать до 42 МВт мощности. Он работает на природном газе, может запуститься всего за две недели после подготовки площадки и, что критично, не боится жары до 43°C, не требуя сложных систем охлаждения.

Почему это востребовано именно сейчас?

Спрос взрывной. ЦОДы для обучения и работы ИИ-моделей (вроде тех, что стоят за ChatGPT и Midjourney) пожирают гигаватты электроэнергии круглосуточно. Они стали для энергосетей тем же, чем для поля является стая саранчи. Традиционные «зелёные» источники вроде солнца и ветра не всегда могут обеспечить стабильную, непрерывную подачу энергии. Компании в отчаянии ищут любые решения, даже возвращая к жизни старые атомные станции.

Именно здесь Boom предлагает своё решение: быстровозводимый, мощный и надёжный источник энергии, идеально подходящий для питания «прожорливых» серверов ИИ. Уже есть первый крупный заказ от компании Crusoe на 29 установок общей мощностью 1,21 ГВт.

Что это значит для будущего Boom и авиации?

-3

Это классическая бизнес-стратегия «накорми слона, чтобы достроить ракету».

1. Финансы: Продажа генераторов Superpower создаст стабильный поток денег, который поможет финансировать дорогостоящие разработки и испытания сверхзвукового лайнера Overture.

2. Производство: Налаживая серийный выпуск двигателей для генераторов, Boom параллельно оттачивает технологии и производственные цепочки, которые позже использует для авиадвигателей. Это снижает общие риски.

3. Цель остаётся прежней: Основатель Boom Блейк Шолль прямо заявляет, что этот шаг — способ получить финансирование для главной мечты: пассажирского сверхзвука.

Таким образом, индустрия искусственного интеллекта, сама того не желая, может стать спонсором возвращения эры сверхзвуковых полётов. Двигатель, созданный, чтобы вновь сделать мир меньше для людей, сначала начнёт питать «мозги» машин, которые, в свою , меняют этот .