Найти в Дзене
Техносфера ВПК

Голубые ангелы в России. Как это было

История авиации знает немало моментов, когда политика отступала перед профессиональным братством пилотов. Одним из самых ярких и символичных таких эпизодов стала короткая, но незабываемая визит американских «Голубых Ангелов» (Blue Angels) в подмосковную Кубинку в начале сентября 1992 года. Это было уникальное время. Холодная война официально закончилась, воздушное пространство бывшего противника стало открытым, а между двумя великими авиационными школами возникло взаимное любопытство, граничащее с уважением. И Военно-морские силы США отправили своих лучших — группу высшего пилотажа на грозных истребителях F/A-18 «Хорнет». Уже на подлёте к Москве американцев ждал первый сюрприз и знак высшего уважения. Их не просто взяли под контроль диспетчеры, а личным эскортом сопровождали российские истребители — легендарные Су-27 из пилотажной группы «Русские Витязи» и МиГ-29. Силуэты «Хорнетов» и «Сухих», всего несколько лет назад считавшихся заклятыми противниками, теперь мирно следовали од

История авиации знает немало моментов, когда политика отступала перед профессиональным братством пилотов. Одним из самых ярких и символичных таких эпизодов стала короткая, но незабываемая визит американских «Голубых Ангелов» (Blue Angels) в подмосковную Кубинку в начале сентября 1992 года.

Это было уникальное время. Холодная война официально закончилась, воздушное пространство бывшего противника стало открытым, а между двумя великими авиационными школами возникло взаимное любопытство, граничащее с уважением. И Военно-морские силы США отправили своих лучших — группу высшего пилотажа на грозных истребителях F/A-18 «Хорнет».

Уже на подлёте к Москве американцев ждал первый сюрприз и знак высшего уважения. Их не просто взяли под контроль диспетчеры, а личным эскортом сопровождали российские истребители — легендарные Су-27 из пилотажной группы «Русские Витязи» и МиГ-29. Силуэты «Хорнетов» и «Сухих», всего несколько лет назад считавшихся заклятыми противниками, теперь мирно следовали одним курсом.

Для американских пилотов это был шок, переходящий в восторг. «Будучи военно-морским летчиком, я никогда не думал, что увижу день, когда окажусь в Москве, а тем более когда меня будут сопровождать по российской территории Су и МиГи», — вспоминал позже один из участников перелёта. Это был разговор профессионалов на языке авиации, понятном без перевода.

«Голубые Ангелы» провели в России два незабываемых выступления.

1. Дебют в Кубинке. Первое шоу прошло на легендарной авиабазе, доме для «Витязей» и «Стрижей». В тот день небо над Подмосковьем стало ареной беспрецедентного действа: американские «Хорнеты» и российские «Сухие» с «МиГами» демонстрировали своё искусство друг для друга и для восторженной публики. Это был не конкурс, а диалог, где каждая группа показывала своё понимание неба.

2. Шоу для всей Москвы. 5 сентября 1992 года, в честь Дня города, «Ангелы» выступили на масштабном авиашоу в Тушино. Десятки тысяч москвичей, впервые в жизни, увидели в своём небе не «условного противника», а блестящих мастеров пилотажа из-за океана. Их плотный групповой пилотаж, выполненный с типично американской зрелищностью, вызвал шквал аплодисментов.

С тех пор прошло более 30 лет. Визит «Голубых Ангелов» в 1992-м так и остался единственным и неповторимым. Менялась политическая конъюнктура, возвращалась риторика противостояния, рушились надежды на партнёрство. Легендарные группы — и российские, и американские — продолжали блистать на авиасалонах по всему миру, но их маршруты больше не пересекались в московском небе.

Тот визит стал хрупким мостом, построенным в уникальный исторический момент, когда казалось, что небо действительно может стать общим для всех, кто его любит.

Учитывая нынешние реалии и непростую международную обстановку, как вы думаете, дождёмся ли мы когда-нибудь нового визита пилотажных групп из США, например, на авиасалон МАКС? Или эпоха таких совместных «небесных шоу» ушла безвозвратно?

Поделитесь своим мнением в комментариях!