Найти в Дзене
KinoBugle.ru

Почему современные дети не смотрят советское кино? Дело не в качестве

Каждый Новый год миллионы россиян пересматривают «Иронию судьбы». Для них это ритуал, традиция, часть праздника. Оказывается, сюжет «Иронии судьбы» - это советский вариант голливудской классики, а не самобытная история Но их дети в соседней комнате сидят в телефонах. Они не смотрят Рязанова, поверхностно знают Гайдая, выключают «Место встречи» через десять минут со словами «скучно». Старшее поколение возмущается: как можно не любить классику? Это же шедевры! Это же золотой фонд! Молодежь испортили гаджеты, клиповое мышление, отсутствие вкуса. На самом деле всё гораздо интереснее. Дело не в качестве советского кино. И не в деградации молодого поколения. Проблема в том, что изменился сам язык кино. И зритель, говорящий на новом языке, физически не может понять старый, как бы гениален он ни был. Советские фильмы, конец которых казался нам счастливым. Но мы ошибались Скорость убила созерцание Возьмите любой советский фильм. Кино тогда было медленнее. Длинные планы, статичная камера, нес
Оглавление

Каждый Новый год миллионы россиян пересматривают «Иронию судьбы». Для них это ритуал, традиция, часть праздника.

-2

Но их дети в соседней комнате сидят в телефонах. Они не смотрят Рязанова, поверхностно знают Гайдая, выключают «Место встречи» через десять минут со словами «скучно».

Старшее поколение возмущается: как можно не любить классику? Это же шедевры! Это же золотой фонд! Молодежь испортили гаджеты, клиповое мышление, отсутствие вкуса.

На самом деле всё гораздо интереснее. Дело не в качестве советского кино. И не в деградации молодого поколения. Проблема в том, что изменился сам язык кино. И зритель, говорящий на новом языке, физически не может понять старый, как бы гениален он ни был.

Скорость убила созерцание

Возьмите любой советский фильм. Кино тогда было медленнее. Длинные планы, статичная камера, неспешные диалоги. Режиссеры не боялись показывать, как герой просто идет, молчит, думает.

-3

Для зрителя 1970-х это было естественно. Более того - это было захватывающе, потому что в этих неспешных сценах раскрывались характеры, строились отношения героев, создавалась атмосфера.

Для сегодняшнего подростка это невыносимая пытка. Его мозг натренирован на другой ритм. Он получает в сутки в тысячу раз больше информации, чем его ровесник в 1970-х. Новостные ленты, мессенджеры, соцсети, стримы, подкасты, уведомления - информация сыплется на него непрерывным потоком.

И, вопреки расхожему мнению, это не только развлечения: онлайн-курсы, олимпиады, образовательные каналы, школьные чаты, рабочие проекты. Его мозг научился фильтровать, схватывать суть за секунды, переключаться между десятками источников одновременно.

-4

Подросток 1970-х жил в информационном вакууме. Одна программа новостей в день. Одна газета. Один фильм в кинотеатре раз в неделю. Книга, которую читаешь месяц. Его мозг был настроен на медленное, последовательное потребление информации.

-5

Это не значит, что современные дети глупее или примитивнее. Просто их когнитивные механизмы работают на других скоростях. Они мыслят быстрее, обрабатывают больше, переключаются мгновенно. Это не хуже и не лучше медленного линейного мышления советского человека. Это просто другое.

Советское кино требует усилия - способности замедлиться, вслушаться, вдуматься. Современный ребенок может это сделать, но зачем, если вокруг тысячи развлечений, которые не требуют усилий?

Культурный код требует расшифровки

В легендарном «Иван Васильевич меняет профессию» фраза «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!» вызывала гомерический хохот в 1973 году.

-6

Современный школьник не поймет, что тут смешного. Он не знает настолько детально, что в СССР не было других способов хранить деньги. Ни банковских вкладов с процентами, ни инвестиций, ни валюты. Только сберкасса.

Половина шуток Гайдая - это отсылки к реалиям, которых больше нет. Коммунальные квартиры, где соседи следят за каждым твоим шагом. Очереди за всем. Вытрезвители, куда свозили пьяных с улиц. Распределение после института.

Каждый такой эпизод нужно объяснять. А комедия не работает через объяснение. Шутка, которую нужно разжевывать, перестает быть шуткой.

Ценности, которые не переводятся

«Служебный роман» считается одной из лучших советских комедий. Но посмотрите на него глазами современного подростка.

Главный герой работает в учреждении, где боится начальницу. Чтобы получить повышение, он начинает ухаживать за ней по совету друга. То есть изначально врет и манипулирует. В процессе он притворяется другим человеком, разыгрывает спектакли, продолжает обманывать. И все коллеги в этом активно участвуют, обсуждают, дают советы.

-7

Современному ребенку логика этих отношений непонятна. Дело в другой системе координат.

Советское кино - про коллектив. Счастье - это когда тебя принял коллектив. Личное - это всегда продолжение общественного. Твои отношения обсуждают на партсобрании, и это правильно, потому что коллектив о тебе заботится.

Современный ребенок вырос в логике индивидуализма. Для него счастье - это когда его оставили в покое. Когда он сам решает, с кем встречаться, и никто не лезет. Когда личные границы нерушимы.

Театр на пленке

Советские актеры играли как в театре. Широкие жесты, гротескная мимика, утрированные интонации.

Это была осознанная эстетика. Традиция, идущая от Станиславского и Мейерхольда. Кино воспринималось как продолжение театра, только зафиксированное на пленке.

-8

Современное кино пошло другим путем. Актеры играют натуралистично, «как в жизни». Они бормочут, а не декламируют. Жестикулируют минимально. Говорят с запинками и паузами.

Это другая техника, но для современного зрителя именно она кажется привычной.

Советское кино прекрасно для своего времени и своего зрителя. Многое из того, что было снято 50-60 лет назад, мы пересматриваем до сих пор.

Но наши дети вряд ли будут. Требовать от подростка, чтобы он смотрел «Иронию судьбы» ради удовольствия - бессмысленно. Это как самим с восторгом и увлечением смотреть немое кино. Мы признаем его культурную ценность, но не смотрим регулярно.

-9

Советское кино нужно изучать. Как историю, как культуру, как этап развития киноискусства. Но не стоит обманываться - массового зрителя среди детей у него нет. И дело тут не в плохом вкусе молодежи.

Время изменилось. Люди изменились. И кино должно меняться вместе с ними.

Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru

ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: